На основании приказа Пензенского УФАС России от 29.11.2021 N 257 инспекцией в составе:
- Казаковой Е.А. - начальника отдела контроля закупок, руководителя инспекции
- Хохловой М.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена инспекции,
- Пичугиной А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена инспекции,
проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком - администрацией рабочего поселка Шемышейка Шемышейского района Пензенской области, уполномоченным органом - администрацией Шемышейского района Пензенской области при проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт (благоустройство) ул. Ленина от дома N 57 до МБОУ СОШ рабочего поселка Шемышейка Шемышейского района Пензенской области имени героя Совесткого Союза Бодряшова А.Т. в р.п. Шемышейка Шемышейского района Пензенской области" (извещение N 0355300008721000111 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 29.10.2021).
Юридические адреса проверяемых организаций:
Заказчик: Администрация рабочего поселка Шемышейка Шемышейского района Пензенской области, 442430, Пензенская область, Шемышейский район, р.п. Шемышейка, ул. Ленина, 24,
Уполномоченный орган: Администрация Шемышейского района Пензенской области, 442430, Пензенская область, Шемышейский район, р.п. Шемышейка, ул. Ленина, 47
Внеплановой проверкой установлено:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужили поручение Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N Пр-907, поручения ФАС России от 13.06.2019 N МЕ/49839-ПР/19, от 26.06.2019 N МЕ/53662/19 о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов.
Настоящая внеплановая проверка осуществлена согласно части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
29.10.2021 уполномоченным органом - администрацией Шемышейского района Пензенской области для нужд муниципального заказчика - администрации рабочего поселка Шемышейка Шемышейского района Пензенской области на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0355300008721000111 и документация о проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт (благоустройство) ул. Ленина от дома N 57 до МБОУ СОШ рабочего поселка Шемышейка Шемышейского района Пензенской области имени героя Совесткого Союза Бодряшова А.Т. в р.п. Шемышейка Шемышейского района Пензенской области".
НМЦК 7 505 378,28 рублей.
Согласно части 1 статьи 59 (далее по тексту - в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке) Закона о контрактной системе под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 3 первой части информационной карты документации об электронном аукционе определен объект закупки - капитальный ремонт (благоустройство) ул. Ленина от дома N 57 до МБОУ СОШ рабочего поселка Шемышейка Шемышейского района Пензенской области имени героя Совесткого Союза Бодряшова А.Т. в р.п. Шемышейка Шемышейского района Пензенской области.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с разделом 5 первой части информационной карты документации об электронном аукционе технические, качественные характеристики объекта закупки определяются в соответствии с проектно-сметной документацией.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
При этом, частью 2 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" проектная документация состоит из текстовой и графической частей (далее - Постановление N 87).
Согласно пункту 9 раздела II Постановления N 87 проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе (далее - ЕИС), должна быть полной и достоверной.
В пункте 1.5 заключения экспертизы от 15.10.2021 N 1100-21 указаны исходные данные для составления сметной документации:
- акт обследования,
- дефектная ведомость, ведомость объемов работ, утвержденная заказчиком,
- проектная документация: раздел 2 "СПОЗУ", раздел 5 "Система электроснабжения", "Система охранного телевидения"
При этом, Комиссией Управления установлено, что в ЕИС в составе документации размещена исключительно сметная часть проектной документации.
В соответствии с Письмом ФАС России от 09.03.2016 N АЦ/14427/16 документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 5 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
Учитывая, что проектной документацией определяется объем, содержание работ, архитектурные, конструктивные решения, то разработанная по заданию Заказчика, проектная документация подлежит размещению в ЕИС в полном объеме.
Согласно части 12.2 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим Заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Следует отметить, что в рассматриваемом случае Комиссией Управления установлено, что по заданию заказчика были разработаны и иные указанные выше разделы проектной документации, а не только сметы.
В связи с чем, выборочное размещение на официальном сайте в составе документации об электронном аукционе только части разработанных разделов проектной документации свидетельствует о нарушении заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части полного, объективного описания объекта закупки, функциональных, технических и качественных характеристик.
2. Кроме того, Инспекция Управления отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены Приложением N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В рассматриваемом случае, заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.4 Приложения N 1 постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, а именно при закупке работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Предмет закупки определен заказчиком как одновременно капитальный ремонт, так и благоустройство ул. Ленина от дома N 57 до МБОУ СОШ рабочего поселка Шемышейка Шемышейского района Пензенской области имени героя Советского Союза Бодряшова А.Т. в р.п. Шемышейка Шемышейского района Пензенской области.
Вместе с тем, заказчику при установлении дополнительных требований следует определится, что именно является предметом закупки:
- выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории (пункт 2.2 Приложения N 1 постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99),
- выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог
- выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
И затем, с учетом этого устанавливать соответствующие дополнительные требования к участникам закупки.
Также определение объекта закупки относится к установлению заказчиком требований согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части членства участника закупки в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектом капитального строительства, учитывая, что при осуществлении закупки работ по благоустройству территории - требование о членстве в СРО не устанавливается.
Кроме того, Инспекция Управления обращает также внимание на то, что при установлении требования к участникам закупки о членстве в СРО, подлежит обязательному установлению требования о наличии у СРО компенсационных фондов возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств, а также минимальных размеров взносов в указанные фонды.
3. Исходя из положений сметной документации при выполнении работ будет установлено различное оборудование, например, видеорегистратор, камеры видеонаблюдения, монитор ЖК, жесткий диск и т.п.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе приняты в том, числе приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", которые распространяются также на указанные выше товары.
При этом, учитывая, что в результате выполнения работ заказчику будут поставлены соответствующие товары, то на такую закупку должны распространяться названные ограничения и условия допуска в рамках применения национального режима.
Вместе с тем, заказчиком в нарушение требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе подобные ограничения не установлены.
Учитывая, что на дату проведения внеплановой проверки электронный аукцион в соответствии с протоколом от 09.11.2021 признан несостоявшимся согласно части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе в связи с отсутствием заявок на участие в закупке, предписание об устранении выявленного нарушения не выдается.
Заключение
В результате проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком - администрацией рабочего поселка Шемышейка Шемышейского района Пензенской области, уполномоченным органом - администрацией Шемышейского района Пензенской области при проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт (благоустройство) ул. Ленина от дома N 57 до МБОУ СОШ рабочего поселка Шемышейка Шемышейского района Пензенской области имени героя Совесткого Союза Бодряшова А.Т. в р.п. Шемышейка Шемышейского района Пензенской области" (извещение N 0355300008721000111 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 29.10.2021) выявлено нарушение заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
|
|
Руководитель инспекции |
Е.А. Казакова |
|
|
Члены инспекции: |
М.В. Хохлова |
|
А.А. Пичугина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 30 ноября 2021 г. N 058/06/99-1080/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2021