Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "КРУГ ПЛЮС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Сергиево-Посадская районная больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по охране объектов ГБУЗ МО "Сергиево-Посадская РБ" в 2022 году с помощью комплекса технических средств охраны с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию (извещение N 0348300274621000406 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившим документацию об Аукционе в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 1 821 600,00 рублей;
2) дата окончания подачи заявок - 02.12.2021;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Технического задания документации об Аукционе.
1) Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлено, в том числе следующее:
"Требования по охране.
1. Наличие у охранного предприятия:
1.1 Договора страхования своих сотрудников, оказывающих услуги по охране объектов.
18. Рекомендуется подтверждение опыта работы по оказанию услуг охраны аналогичного предмету закупки за 2015-2021 годы с приложением копий договоров и актов выполненных работ".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика установившего в Техническом задании документации об Аукционе вышеуказанных требований по охране приводят к необоснованному ограничению конкуренцию по отношению к участникам закупки, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлено, в том числе следующее:
"- Наличие у Исполнителя действующего разрешения на хранение и использование служебного огнестрельного оружия и патронов к нему, в соответствии с ч.1 ст.22 ФЗ РФ "Об оружии" N150-ФЗ от 13.12.1996 г. с количеством не менее 15 единиц, выданное Главным управлением Росгвардии по Московской области.
В случае выявления привлечения третьих лиц к исполнению обязательств по договору (контракту), договор (контракт) расторгается в одностороннем порядке Заказчиком.
6. При возникновении чрезвычайных ситуаций предоставление, не более чем два раза в месяц и длительностью не более чем на одни сутки, группы усиления до 20 человек (из которых не менее чем 8 человек вооруженных служебным огнестрельным оружием) в течение 20 минут с момента поступления требования Заказчика, если иной срок не установлен в самом требовании Заказчика.
- На автоматизированном рабочем месте (АРМ) в дежурной части Исполнителя должно быть установлено специальное программное обеспечение спутникового контроля за передвижением транспортных средств и охранников в режиме реального времени на электронной карте.
13. Наличие у охранного предприятия документального подтверждения своего взаимодействия с территориальными органами МВД и органами местного самоуправления.
16. Подтверждающими документами наличия квалификации персонала является предоставление копий удостоверений частных охранников, трудовых книжек, личных карточек охранников, свидетельств о присвоении квалификации частного охранника, разрешений на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему (не менее, чем на 25 сотрудников), входящих в нее".
Представитель Заказчика на Заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Охране подлежат одновременно 66 объектов здравоохранения, расположенных по всему Сергиево-Посадскому городскому округу. Существует большая вероятность, что тревожные сообщения могут поступить одновременно от нескольких объектов. Для этого заказчик и устанавливает требование о наличие у исполнителя не менее 4-х групп быстрого реагирования (далее ГБР). Каждая ГБР должна состоять из 3-х охранников, вооруженных служебным огнестрельным оружием. Итого на обеспечение 4-х ГБР исполнителю необходимо 12 единиц орудия и только 3 единицы оружия остается на выполнение (резерв) других задач исполнителя, связанные с осуществлением своей деятельности с использованием служебного оружия.
Запрет на привлечение охранной организацией ГБР, состоящей из сотрудников другой охранной организации обусловлено соблюдением требования п. 2.7.2. Постановления Правительства N 530/24 от 12.07.2016 "Об утверждении Порядка организации охраны объектов Московской области, осуществляемой за счет средств бюджета Московской области". Нарушение данного требования является нарушением условий исполнения контракта, согласно п.15 ст.95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
Необходимое требование заказчика о наличии в группе усиления 8-ми охранников, вооруженных служебным оружием обусловлено тем, что данная группа должна обеспечить усиление охраны объектов только при возникновении на них чрезвычайных ситуаций и террористических угроз, т.к. в состав охраняемых 66 объектов входят объекты с массовым пребыванием людей (районная больница, родильный дом, детская поликлиника, 1-я городская больница, городская поликлиника) на эту группу возлагаются задачи по защите жизни и здоровья людей, помощь в эвакуации людей, оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Террористические акты совершаются группами лиц, которые могут быть вооружены различными видами вооружения и противодействовать им невооруженными охранниками не возможно.
Обеспечение системами спутникового контроля автомобилей ГБР исполнителя необходимо для контроля заказчиком своевременного реагирования на поступающие сигналы тревоги с объектов, в случае возникновения спорных имущественных вопросов. На сегодняшний день, это самый надежный способ для исполнителя доказать надлежащее исполнений условий контракта, в случае возникновения спорных ситуаций.
Требование о наличие у охранного предприятия документального подтверждения своего взаимодействия с территориальными органами МВД и органами местного самоуправления обусловлено выполнением требований ч.4 ст.З Федерального закона N 2487-1 от 11.03.1992 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности". У победителя закупки есть достаточно времени, что бы заключить соответствующее соглашение до даты начала оказания охранных услуг, а следовательно не ведет к ограничению конкуренции среди участников закупки.
Заказчик обязан проверить соответствие сотрудников исполнителя требованиям, предъявляемым к охранникам Федеральным законом N 2487-1 от 11.03.1992 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Наличие данного требования в техническом задании, не ведет к ограничению конкуренции, поскольку документы предоставляются после подписания контракта".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанных требований не ограничивают участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Таким образом, требования к составу заявки устанавливаются Заказчиком с учетом требований отраслевого законодательства Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является "Оказание услуг по охране объектов ГБУЗ МО "Сергиево-Посадская РБ" в 2022 году с помощью комплекса технических средств охраны с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию".
В пункте 24 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Наличие у Исполнителя действующего разрешения на хранение и использование служебного огнестрельного оружия и патронов к нему, в соответствии с ч.1 ст.22 ФЗ РФ "Об оружии" N150-ФЗ от 13.12.1996 г.".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что требование о предоставлении в составе вторых частей заявок копии документов, подтверждающие наличие разрешения на хранение и использование служебного огнестрельного оружия и патронов к нему приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КРУГ ПЛЮС" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 07.12.2021 N N 50/06/48443эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 7 декабря 2021 г. N 50/06/48443эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2021