Резолютивная часть объявлена 08 декабря 2021 года Изготовлено в полном объеме 13 декабря 2021 года |
г. Курск |
|
|
|
|
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
<...> |
председатель Комиссии, |
<...> |
член Комиссии, |
|
<...> |
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "РиК" (далее - ООО "РиК") |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заявителя |
<...>(по доверенности, личность удостоверена) |
|
Заказчик |
Администрация поселка Кшенский Советского района Курской области (далее - Заказчик) |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заказчика |
<...>(по доверенности, личность удостоверена) |
|
Уполномоченный орган |
Комитет по управлению имуществом Курской области |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей уполномоченного органа |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия; ходатайство от 07.12.2021 о рассмотрении дела в отсутствие представителя уполномоченного органа) |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144200002421000618 |
|
Объект закупки |
Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) уличных светильников и системы АСУНО |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
17 695 978 руб. 00 коп. |
|
Дата размещения извещения о закупке |
24.11.2021 г. |
|
Изменение (-я) извещения о проведении электронного аукциона (документации об электронном аукционе) (при наличии) |
Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 30.11.2021 NИИ2 |
|
Разъяснение (-я) положений документации об электронном аукционе, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 29.11.2021 NРД1; Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 29.11.2021 NРД2 |
|
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
08.12.2021 г. |
|
Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии) |
- |
|
Количество допущенных заявок на участие в закупке (при наличии) |
- |
|
Количество заявок, которым отказано в допуске к участию в закупке (при наличии) |
- |
|
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
- |
|
Количество заявок, признанных несоответствующими установленным требованиям (при наличии) |
- |
|
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
|
Национальный проект |
- |
Заседание проведено комплексно: очно и дистанционно, с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/4522929797, на заседании велась аудиозапись.
Доводы жалобы:
1. Заказчиком не соблюдены требования п. 10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N616).
2. При описании объекта закупки документации об аукционе Заказчиком нарушены требования п.12 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616.
3. Заказчиком в описании объекта закупки установлены завышенные характеристики товара, что нарушает ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе...");
4. Заказчиком в документации об электронном аукционе не в полном объеме определены сроки выполнения обязательств по контракту.
5. Установленным Заказчиком характеристикам к поставляемым товарам соответствует товар одного производителя, что ограничивает круг участников закупки.
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- представитель заявителя поддержал доводы жалобы;
- в письменном пояснении, представленном заказчиком в материалы дела, он возражал против доводов жалобы, указал, что документация об аукционе соответствует требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- в письменном пояснении, представленном уполномоченным органом в материалы дела, уполномоченный орган возражал против доводов жалобы, указал, что документация об аукционе соответствует требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", п.3.30 Административного регламента ФАС России, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ "О контрактной системе..." в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу ч.4 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Как следует из материалов дела, Заказчиком, уполномоченным органом в документации об электронном аукционе и в извещении о проведении электронного аукциона установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616.
В соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616 информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
В проекте контракта обжалуемой документации об аукционе заполнение графы (пункта), позволяющих отразить информацию, предусмотренную п.10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616, не предусмотрено, что подтверждает довод жалобы.
При таких обстоятельствах, заказчиком проект контракта составлен с нарушениями п.10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616.
2. Относительно доводов жалобы Заявителя N2, N4, N5 Комиссией Курского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_", документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, что бы с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Согласно ст.42 ФЗ "О контрактной системе_" в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как подтверждается материалами дела, Заказчиком и уполномоченным органом в извещении и документации об электронном аукционе установлены сроки оказания услуг, являющихся предметом контракта
Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
На заседании комиссии под аудиозапись представитель Заказчика просила учесть, что на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки с предложениями о поставке товара различных производителей.
На заседание Комиссии, а также в составе настоящей жалобы со стороны заявителя не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов N2, N4, N5 изложенных в жалобе, как и доказательств ограничения его возможного участия в аукционе.
Оценив имеющие в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, доводы заявителя N2, N4, N5 не нашли своего подтверждения, в связи с чем признаются необоснованными.
3. Довод N3 Комиссия Курского УФАС России находит обоснованным в связи со следующим.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно правовом подходу, изложенному в письме ФАС России от 1 июля 2016 г. NИА/44536/16, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Как подтверждается материалами дела, Заказчик в техническом задании требует от участников, чтобы светильники соответствовали в частности ГОСТ Р 55705-2013, т.е. установил требование о соответствии показателей и их значений ГОСТ Р 55705-2013.
Согласно п.5.4.3 ГОСТ Р 55705-2013 Степени защиты оболочками ОП по ГОСТ 14254 должны быть не ниже:
IP20 - для ОП внутреннего освещения;
IP23 - для ОП, применяемых под навесами, крышами и т.д.;
IP54 - для ОП наружного освещения. Т.е действующий стандарт определяет наименьшее значение не ниже IP54.
Тогда как, Заказчиком в разделе 1 "Техническое задание (описание объекта закупки)" Приложения N2.1 к документации об аукционе определено значение выше минимального значения, установленного ГОСТ, а именно: "_должны быть не ниже IP 66".
Таким образом, заказчиком установлены противоречивые требования к минимальным значениям степени защиты, предусмотренные ГОСТ Р 55705-2013, что при таком одновременном требовании соответствия и Госту в документации является недопустимым.
Как подтверждается материалами дела, сведениями открытой части ЕИС, заказчик не разместил в документации об аукционе N0144200002421000618 23.11.2021, обоснования, предусмотренного п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе".
Таким образом, Заказчиком при разработке и утверждении документации нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе". В этой части довод жалобы является обоснованным.
Как подтверждается материалами дела, запросов от потенциальных участников закупки на разъяснение положений документации по выявленным нарушениям ФЗ "О контрактной системе" не поступало, следовательно, установленное нарушение п.2 ч.1 ст.33 44-ФЗ не препятствовало участникам подать заявку на участие в закупке.
В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссией установлено следующее.
В силу 3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Требования к процедуре расторжения контракта, основания расторжения контракта установлены ч.ч.8-23,25 ФЗ "О контрактной системе...".
Заказчиком в п.9.4 проекта контракта документации об электронном аукционе установлено: "Настоящий Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- по решению суда;
- в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, требованиями частей 8 - 26 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно Федеральному закону от 31.12.2017 N504-ФЗ, Федеральному закону от 01.05.2019 N71-ФЗ ч.ч.24,26 ст.95 ФЗ "О контрактной системе..." были исключены.
Таким образом, на дату утверждения документации об электронном аукционе указание в проекте контракта на ч.ч.24,26 ст.95 ФЗ "О контрактной системе..." является недостоверной.
При таких обстоятельствах, в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, включено условие к процедуре расторжения контракта с нарушением ч.3 ст.7, ст.95 ФЗ "О контрактной системе_".
Таким образом, при утверждении документации об аукционе в действиях заказчика, уполномоченного органа выявлены нарушения ч.3 ст.7, п.2 ч.1 ст.33, ст.95 ФЗ "О контрактной системе...", п.10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, на основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "РиК" обоснованной в части нарушения заказчиком - Администрацией поселка Кшенский Советского района Курской области, уполномоченным органом - комитетом по управлению имуществом Курской области ч.3 ст.7, п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
2. Признать заказчика - Администрацию поселка Кшенский Советского района Курской области, уполномоченный орган - комитет по управлению имуществом Курской области нарушившими требования ч.3 ст.7, п.2 ч.1 ст.33, ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений, допущенных в ходе проведения электронного аукциона.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - Некрасова В.Н.
5. Передать материалы дела N046/06/64-656/2021 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
6. Передать материалы дела N046/06/64-656/2021 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
<...>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N046/06/64-656/2021
об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе
Резолютивная часть объявлена 08 декабря 2021 года
Изготовлено в полном объеме 13 декабря 2021 года г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<...>. - председатель Комиссии
<...>. - член Комиссии,
<...> - член Комиссии,
на основании решения от 08.12.2021 г. по делу N046/06/64-656/2021 , принятого по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "РиК" (далее - заявитель) на действия заказчика - Администрации поселка Кшенский Советского района Курской области, уполномоченного органа - комитета по управлению имуществом Курской области и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_") внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного аукциона N0144200002421000618, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Администрации поселка Кшенский Советского района Курской области, уполномоченному органу устранить нарушения ч.3 ст.7, п.2 ч.1 ст.33, ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", для чего в срок до 20.12.2021 на этапе заключения контракта привести содержание проекта контракта в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе, с учетом решения от 08.12.2021 г. по делу N046/06/64-656/2021 .
2. Оператору единой информационной системы ("https://zakupki.gov.ru"), оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. В течение одного рабочего дня с даты исполнения п.1 настоящего предписания представить в Курское УФАС России доказательства его исполнения (подписанные заверенные копии приказа, распоряжения, протокола и т.п. и распечатку с сайта).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.7 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 13 декабря 2021 г. N 046/06/64-656/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2021