Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" (660006, Красноярский край, город Красноярск, Свердловская улица, дом 141, помещение 182, ОГРН: 1152468050680, ИНН: 2461029990, КПП: 246401001) (далее - ООО ЧОО "ИЛИР-24") от 07.12.2021 N 1884/92 (вх. от 07.12.2021 N 6162-э) на действия заказчика - государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми "Санаторная школа-интернат N 4" г. Ухты (169338, Республика Коми, город Ухта, поселок городского типа Шудаяг, Шахтинская улица, дом 9-А, ОГРН: 1021100736931, ИНН: 1102027109, КПП: 110201001) (далее - ГОУ РК "Санаторная школа-интернат N 4" г. Ухты) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме "Оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) ГОУ РК "Санаторная школа-интернат N 4" г. Ухты", извещение N 0307200010521000011 (далее - закупка, запрос котировок в электронной форме, жалоба),
при учаcтии посредством видео-конференцсвязи: <_>, представителя ГОУ РК "Санаторная школа-интернат N 4" г. Ухты по доверенности от 13.12.2021 N 1,
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России посредством электронной почты поступила жалоба ООО ЧОО "ИЛИР-24".
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем принята Коми УФАС России к рассмотрению.
ООО ЧОО "ИЛИР-24" в жалобе заявлено о рассмотрении жалобы в формате веб-видеоконференции. С учетом наличия технической возможности рассмотрения жалобы в формате веб-видеоконференции, соответствующее ходатайство ООО ЧОО "ИЛИР-24" удовлетворено.
ООО ЧОО "ИЛИР-24", ГОУ РК "Санаторная школа-интернат N 4" г. Ухты, акционерное общество "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени, дате и месте, формате рассмотрения жалобы извещены.
Участие в видеоконференции податель жалобы не обеспечил.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО ЧОО "ИЛИР-24", оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
ООО ЧОО "ИЛИР-24" обжалуется действие заказчика - ГОУ РК "Санаторная школа-интернат N 4" г. Ухты при определении в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требований к исполнителю оказания услуг, являющихся объектом закупки: "наличие у сотрудников охраны обучения пожарно-технического минимума".
ГОУ РК "Санаторная школа-интернат N 4" г. Ухты в отзыве на жалобу от 13.12.2021 N 04-21/361 (вх. от 13.12.2021 N 6292-э) заявлены возражения относительно доводов жалобы.
Комиссия по контролю в сфере закупок в ходе проведения внеплановой проверки закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, исследовав сведения о закупке на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт), заслушав представителя ГОУ РК "Санаторная школа-интернат N 4" г. Ухты, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки явилось ГОУ РК "Санаторная школа-интернат N 4" г. Ухты.
Наименование объекта закупки - "Оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) ГОУ РК "Санаторная школа-интернат N 4" г. Ухты".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 999 120,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства республиканского бюджета Республики Коми в виде субсидии на выполнение государственного задания.
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте 01.12.2021.
2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 82.1 Закона о контрактной системе под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 82.1 Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок в электронной форме, и исчерпывающий перечень информации и электронных документов, которые должны быть представлены участниками такого запроса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту д) пункта 1 части 5 статьи 82.1 Закона о контрактной системе участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, в любое время с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме до установленных в таком извещении даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок в электронной форме, направив ее оператору электронной площадки. Подача заявки на участие в запросе котировок в электронной форме означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, установленных в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме. Такая заявка должна содержать, наряду с прочим, документы (или их копии), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
По пункту 1 части 1, частям 5, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
2.1. Объект закупки - "Оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) ГОУ РК "Санаторная школа-интернат N 4" г. Ухты".
Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит, в том числе, частная охранная деятельность.
Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа извещения о проведении запроса котировок в электронной форме установлено, что требования к участникам закупки определены следующим образом: "На основании Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Для частных охранных организаций установлено требование: наличие действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011года N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", предусматривающей разрешение на предоставление следующих видов услуг: - защита жизни и здоровья граждан; - охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона (Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"); -консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств".
2.2. Согласно пункту 2 части 3 статьи 82.1 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме должно содержать, наряду с прочим, информацию, указанную в пунктах 1 - 5, 8 - 12 статьи 42 настоящего Федерального закона.
По пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Частями 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 82.1 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме должно содержать проект контракта.
Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание), проект контракта прикреплены к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме в виде двух документов отдельными файлами.
В разделе 2 "Порядок организации охраны" Технического задания установлено требование: "Наличие у сотрудников охраны обучения пожарно-технического минимума без отрыва от производства, не менее 16 часов"
В подпунктах 6, 11, 12, 16 пункта 4 раздела 2 Технического задания определено: "Организация и осуществление охраны Объекта, имущества и материальных ценностей включает в себя перечень услуг (задачи охраны), в том числе: обеспечение безопасности Объекта, находящихся на Объекте людей, сохранности имущества, материальных ценностей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или проявления угроз их возникновения (террористический акт, пожар, авария, стихийное бедствие); соблюдение установленных правил техники безопасности и производственной санитарии и пожарной безопасности сотрудником охраны на посту охраны, выполнение правомерных требований уполномоченных представителей Заказчика, ответственных за соблюдение соответствующих правил и режимов; организация и контроль за соблюдением мер пожарной безопасности Заказчика; своевременное информирование оперативных и экстренных служб и представителей Заказчика обо всех чрезвычайных происшествиях на охраняемом Объекте, в том числе: в случае обнаружения на Объекте пожара или срабатывания охранно-пожарной сигнализации незамедлительное и своевременное информирование об этом пожарной части или службы 112, руководителя Заказчика, а также работников Заказчика, ответственных за обеспечение безопасности, незамедлительное принятие мер по ликвидации пожара, спасению людей и имущества".
В пункте 7 раздела 2 Технического задания установлены требования к сотрудникам охраны для выполнения обязанностей по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту жизни и здоровья воспитанников, сотрудников Заказчика и посетителей, защиту материального имущества на объекте, обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на Объекте, в том числе:
-знание пожарно-технического минимума в соответствии с приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций";
-знание назначения и умение пользоваться техническими средствами охраны (системами контроля и управления доступом, системами охранно-пожарной сигнализации, системами речевого оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системами видеонаблюдения, кнопкой тревожной сигнализации, средствами связи);
- умение действовать при возникновении чрезвычайных и нештатных ситуаций (пожар, попытка незаконного проникновения на охраняемый объект, обнаружение посторонних предметов, захват заложников)".
Аналогичные требования к сотрудникам охраны определены в пункте 1.11 проекта контракта.
В жалобе заявитель привел доводы о неправомерности требований к сотрудникам охраны: "наличие у сотрудников охраны обучения пожарно-технического минимума", указал, что указанное требование противоречит Постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации").
Довод о несоответствии оспариваемого требования Постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 признается несостоятельным, поскольку Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утратило силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила).
Согласно части 3 Правил лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования.
В соответствии с абзацем 2 статьи 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О пожарной безопасности" обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа, дополнительным профессиональным программам.
МЧС РФ принят приказ от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций".
Согласно пунктам 1, 2, 4 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (далее - Нормы пожарной безопасности) указанные нормы устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций.
Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).
В соответствии с пунктами 5, 6, 8 раздела II "Противопожарный инструктаж" Норм пожарной безопасности противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.
Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее - руководитель организации).
Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций с:
-правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;
-требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов;
-мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ;
-правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;
-обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.
Согласно пунктам 31, 34, 35, 36, 37, 39, 40 раздела III "Пожарно-технический минимум" Норм пожарной безопасности руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.
Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.
Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят: руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа; руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны; руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков; работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы; водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений; иные категории работников (граждан) по решению руководителя.
Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.
По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются, в том числе, работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.
Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
С учетом вышеизложенных положений законодательства следует, что противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (пожарно-технический минимум) являются различными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности.
При этом согласно пункту 34 раздела III "Пожарно-технический минимум" Норм пожарной безопасности обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя (в данном случае на руководителя организации - исполнителя по контракту), что не исключает проведение противопожарного инструктажа сотрудникам охраны по месту оказания услуг заказчиком.
Бесспорных доказательств того, что оспариваемое требование влечет за собой ограничение количества участников закупки, в том числе ограничило право заявителя на участие в закупке, препятствовало каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
По протоколу подведения итогов по запросу котировок в электронной форме от 08.12.2021 на участие в закупке поданы заявки от пяти участников (в том числе от заявителя), все участники, подавшие заявки, признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика - ГОУ РК "Санаторная школа-интернат N 4" г. Ухты" нарушений Закона о контрактной системе при установлении оспариваемого требования о наличии у сотрудников охраны обучения пожарно-технического минимума.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 14 декабря 2021 г. N 011/06/31-1008/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2021