Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Горка" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации строительства мостового перехода через р. Кама в створе ул. Крисанова с подходами (изв. N 0156200009921000803) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000803 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации строительства мостового перехода через р. Кама в створе ул. Крисанова с подходами.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.10.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 605 508 322,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 22.11.2021 г.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 25.11.2021 г. подателю жалобы (заявка N2) присвоено 0 баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". По мнению Заявителя, оценка заявки по упомянутому критерию произведена Конкурсной комиссией с нарушением порядка оценки заявок. Кроме того, Заявитель полагает, что протокол рассмотрения и оценки заявок от 25.11.2021 г. не содержит информацию, требования к которой установлены Законом о закупках, а именно оценку в баллах каждого члена комиссии по каждому из нестоимостных подпоказателей по каждому критерию по каждой заявке, среднее арифметическое по нестоимостному показателю.
В соответствии с ч.1 ст.54.1 Закона о закупках под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п.2 ч.3 ст.54.2 Закона о закупках в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, помимо информации, указанной в извещении, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме определены ч.4, ч.6 ст.54.4 Закона о закупках.
При этом в п.2 ч.4 ст.54.4 Закона о закупках установлено, что первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Аналогичные требования установлены Заказчиком в п.п. 2,3 раздела 8 конкурсной документации.
Кроме этого, согласно п. 8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, документация содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.32 3акона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Согласно ч.8 ст. 32 Закона о закупках порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 10 Правил в конкурсной документации в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
На основании пункта 11 указанных правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Для каждого показателя критерия оценки устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Таким образом, в установленном порядке оценки должна четко прослеживаться зависимость между предложением участника, оценкой его заявки в целях выявления лучшего условия исполнения контракта.
Критерии оценки заявок и инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе установлены Заказчиком, Уполномоченным органом в Приложении 1 конкурсной документации.
Заказчиком, Уполномоченным органом установлены следующие критерии оценки:
"Цена договора" - значимость критерия - 60%. "Квалификация участников конкурса" (с показателем "Наличие у участника конкурса опыта работ сопоставимого* по характеру и объему с предметом конкурса") - значимость критерия - 10%. "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (с показателем "Предложения участника, по качеству выполнения работ") - значимость критерия - 30%.
Предмет оценки по показателю "Предложения участника, по качеству выполнения работ" - предложения, направленные на повышение качества выполнения работ, входящие в состав Конкурсной документации: наличие в заявке участника закупки развернутого описания предложения о качестве работ, в том числе: последовательность и порядок выполнения проектных, изыскательских работ (с указанием организационно-технических мероприятий, используемых нормативных документов и программных комплексов, описания лабораторных исследований и контрольно-измерительного оборудования), с приложением основных проектных решений не менее 2-х вариантов (технические и технологические решения) на актуализированных материалах (предлагаемые основные чертежи и фотоматериалы соответствующие Заданию и градостроительной ситуации объекта на период проведения конкурса) с привязкой к объекту в соответствии с Заданием; описание мероприятий по организации системы контроля качества при выполнении работ; описание последовательности создания информационной модели в соответствии с Приложением N3 к заданию на разработку проектной документации с указанием: программного обеспечения; нормативных документов; уровней проработки для основных объектов проектирования.
Применение эффективных технологий, новых материалов и современного оборудования при разработке проектных решений для данного объекта с описанием преимущественных характеристик с технико-экономическим обоснованием.
Комиссией установлено, что первая часть заявки ООО "Горка" содержит "Предложение о качественных характеристиках".
Вместе с тем, данный файл содержит предложение о проектных решениях, мероприятиях, применении нормативной документации, программных комплексах и т.д. без привязки к объекту в соответствии с Заданием.
Так, предложение Общества содержит описания, которые относятся к конкретному месту, отличному от места объекта по оспариваемой закупке - г. Москве (в частности, Заявитель представил ссылку на нормативные акты г. Москвы, согласование с органами надзора г. Москвы, материалы инженерно-геодезических изысканий, сдаваемых в Геофонд г. Москвы, например, на страницах 6, 12, 30, 39, 41, 42, 203 "Предложения о качественных характеристиках"), что не оспаривается представителями ООО "Горка".
Помимо этого первая часть заявки не содержит фотоматериалов, соответствующих Заданию и градостроительной ситуации объекта на период проведения конкурса, что также не оспаривается представителями Заявителя.
Более того, заявка Общества содержит указание на недействующие документы, например, на стр.46 "Предложения о качественных характеристиках" указана ссылка на ВСН 5-81 "Инструкция по разбивочным работам при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений" (дата окончания действия 08.04.2021 г.).
В составе заявке подателя жалобы также отсутствует описание последовательности и порядка выполнения изыскательских работ (с указанием организационно-технических мероприятий, используемых нормативных документов и программных комплексов, описания лабораторных исследований и контрольно-измерительного оборудования). Приведено общее описание порядка выполнения инженерных изысканий, без указания используемых программных комплексов, описания лабораторных исследований и контрольно-измерительного оборудования - приведено в разделе контроль качества).
Также отсутствует обоснование применения эффективных технологий, новых материалов и современного оборудования при разработке проектных решений для данного объекта с описанием преимущественных характеристик с технико-экономическим обоснованием.
Ссылка представителей подателя жалобы на то, что на страницах 199-386, 192-193, 109, 112, 113, 126, 128, 131, 133,136, 140, 145, 148, 150, 153, 157, 161, 166, 173, 50-51, 56, 87, 46, 85, 96, 185, 198, 181-191 "Предложения о качественных характеристиках" с указанием предоставления упомянутых выше сведений не находит своего подтверждения. Комиссия отмечает, что заявка не содержит развернутого описания последовательности и порядка выполнения проектных, изыскательских работ (с указанием организационно-технических мероприятий, используемых нормативных документов и программных комплексов, описания лабораторных исследований и контрольно-измерительного оборудования), требования к которому установлено положениями конкурсной документации, а именно п.3.1 приложения N1 к конкурсной документации.
Перечисленные доводы также подтверждаются экспертной позицией специалиста - кандидата технических наук А.В. Эдельмана, предоставленной представителем Конкурсной комиссии, в материалы жалобы.
В соответствии с ч.5 ст.54.5 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу, что оценка заявки ООО "Горка" произведена Конкурсной комиссией в соответствии с установленным порядком оценки заявок. Нарушений требований Закона о закупках в действиях Конкурсной комиссии не установлено.
При этом Комиссия отмечает, что согласно ч.6 ст.106 Закона о закупках, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Комиссия также учитывает, что положения конкурсной документации, в том числе порядок оценки заявок не обжалован Обществом в порядке, установленном ст.105 Закона о закупках.
В части довода жалобы относительно того, что протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 25.11.2021 г. не содержит сведений, требования к которым установлены Законом о закупках, Комиссия приходит к выводу, что данный довод основан на неверном толковании Заявителем положений Закона о закупках.
В ч.6 ст.54.5 Закона о закупках установлен перечень сведений, которые должен содержать протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об идентификационных номерах заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
3) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в таком конкурсе и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации), и о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и присвоении участнику баллов по указанному критерию, предусмотренному конкурсной документацией.
Комиссией установлено, что протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок от 25.11.2021 г. содержит сведения, требования к которым установлены ч.6 ст.54.5 Закона о закупках.
Законом о закупках не предусмотрена обязанность Конкурсной комиссии указывать в упомянутом протоколе сведения об оценке в баллах каждого члена комиссии по каждому из нестоимостных подпоказателей по каждому критерию по каждой заявке.
Таким образом, данный довод признается Комиссией необоснованным. Доказательств обратного материалы жалобы не содержат.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки закупки, Комиссией установлено следующее.
Согласно ч.7 ст.54.5 Закона о закупках, к протоколу, указанному в части 6 настоящей статьи, прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (при наличии такой информации), и не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме указанный протокол направляется заказчиком оператору электронной площадки.
Комиссией установлено и представителями Заказчика не отрицается, что 25.11.2021 г. в регламентированный Законом о закупках срок Заказчиком в адрес оператора электронной площадки направлен ошибочный документ, не являющийся протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч.7 ст.54.5 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, 25.11.2021 г. в регламентированный Законом о закупках срок, надлежащий протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 25.11.2021 г. направлен Заказчиком в адрес оператора электронной площадки.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результат оспариваемой закупки.
С учетом п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Горка" на действия Единой комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации строительства мостового перехода через р. Кама в створе ул. Крисанова с подходами (изв. N 0156200009921000803) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ч.7 ст.54.5 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 декабря 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2021