Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Микаилова М.М. - Зам. Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "ПМК Константа" (далее - Заявитель) на действия ГКУ РД "Центр организации дорожного движения" (далее - Заказчик) при проведении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0803200014721000182 "Выполнение комплекса работ по созданию Рубежей контроля автоматизированной системы фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, включая организацию передачи данных по защищенным каналам связи" (далее - Аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
30.11.2021 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие аукционной документации требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей Заказчика, Комиссия установила следующее.
20.11.2021 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 33 961 560,00 рублей.
1. Заявитель указывает на неправомерность установления Заказчиком требования к участнику закупки о наличии действующей лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица и индивидуального предпринимателя) (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в п. 22 информационной карты Аукционной документации установлены следующие требования к участникам закупки в соответствии с Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
"1) - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
а) наличие действующей лицензии ФСТЭК России
(в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации") на осуществление деятельности:
- установка, монтаж, наладка, испытания, ремонт средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации.
б) наличие действующей лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313), предусматривающую возможность выполнять следующие виды работ:
- монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
- монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем;
- передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации".
Заказчик в своих возражениях указал следующее.
Согласно Техническому заданию (далее - "ТЗ"), предмет технического задания - Выполнение комплекса работ по созданию Рубежей контроля автоматизированной системы фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, включая организацию передачи данных по защищенным каналам связи.
Согласно ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":
"1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации"
Согласно ГОСТ Р 57144-2016 "СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, РАБОТАЮЩИЕ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ И ИМЕЮЩИЕ ФУНКЦИИ ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ, ВИДЕОЗАПИСИ, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ", п. 6.5.14:
"Аппаратно-программное обеспечение технических средств автоматической фотовидеофиксации должно обеспечивать возможность передачи информации по проводным и/или беспроводным защищенным каналам связи, предусмотренным законодательством Российской Федерации*". (* Информация, переданная с технических средств фотовидеофиксации, хранится в хранилищах, принадлежащих подразделениям Госавтоинспекции на региональном уровне).
Если предметно говорить о фактически имеющихся Рубежах контроля, в отношении которых подлежат выполнению работы, то они оборудованы Программно-аппаратными комплексами (ПАК) ViPNet Coordinator HW - модельный ряд шлюзов безопасности, предназначенных для построения виртуальной сети ViPNet и обеспечения безопасной передачи данных между ее защищенными сегментами, а также фильтрации IP-трафика.
Благодаря функциям криптографической защиты, межсетевого экранирования, а также наличию встроенных сетевых сервисов ПАК ViPNet Coordinator HW 4 является средством защиты компьютерных сетей организаций от несанкционированного доступа к ее ресурсам при передаче информации по открытым каналам связи.
Соответственно, для обслуживания и обеспечения функции криптографической защиты (т.е. шифрование информации в целях обеспечения ее сохранности) - требуется лицензия ФСБ России с указанными заказчиком функциями.
Межсетевое экранирование обеспечивает защиту от несанкционированного доступа третьих лиц к информации, которая идет от Рубежа контроля в органы МВД - возможность работы с оборудованием, обеспечивающий данный функционал Рубежа контроля обеспечивает лицензия ФСТЭК России с указанными заказчиком функциями.
_Формуляр на Программно-аппаратный комплекс "Vipnet Coordinator HW4" - т.е. ПАК СКЗИ включает и оборудование криптографической защиты и средства защиты от несанкционированного доступа.
Таким образом, исходя из требований ТЗ и из набора оборудования Рубежей контроля, следует, что работы, предусмотренные двумя лицензиями, являются основными в целях обеспечения потребности заказчика, которая должна быть удовлетворена исполнителем работ по данному конкурсу - бесперебойная передача зашифрованной информации от Рубежей контроля по каналам связи, защищенными от несанкционированного доступа, в государственные органы (МВД РД).
Из приведенных пояснений Заказчика усматривается, что установленные требования к участникам закупки соответствуют объекту закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
При этом Заявителем не обеспечена явка представителя с надлежаще оформленными полномочиями, изложенные доводы Заказчика не опровергнуты, доказательств установления требований к участникам закупки в нарушение норм Закона о контрактной системе не представлено.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
2. Заявитель указывает, что требованиям к товару, установленным в документации об Аукционе, а именно требование к Рубежу контроля по защите от поражения электрическим током, могут подходить только комплексы фото-видеофиксации, корпус которых частично или полностью изготовлен из изолирующего материала.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
При этом Заявителем не представлены доказательства соответствия установленным параметрам товара ограничивает количество участников.
3. По мнению Заявителя, ГОСТ 61010-1-2014 отсутствует среди ссылочных документов в ГОСТ Р57144-2016, следовательно, Заказчик неправомерно указал на необходимость Подрядчику при исполнении своих обязательств в рамках данной закупки руководствоваться ГОСТ IEC 610010-1-2014.
На рассмотрении жалобы, представитель Заказчика пояснил, что требование вероятности ошибки автоматического определения категорий ТС установлено в соответствии с п. 5.7 ГОСТа Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования (с Поправкой)" (далее ГОСТ Р 57144-2016).
Согласно п. 5.7 ГОСТа Р 57144-2016 технические средства автоматической фотовидеофиксации должны обеспечивать выполнение следующих требований, в том числе: "вероятность ошибок распознавания - не более 5%".
В техническом задании указано, что в соответствии с ГОСТ IEC 61010-1-2014. Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к типам электрического оборудования и его вспомогательным устройствам при любых условиях использования, для которого оно предназначено
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств подтверждающих обоснованность довода жалобы. В жалобе такие документы также отсутствуют.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При таких обстоятельствах Комиссия признает довод жалобы Заявителя необоснованным.
4. В ходе проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к аукционной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства N 1042 (далее - Правила).
Проведенный Комиссией анализ проекта контракта показал, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены штрафные санкции, что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают .4 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.4 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Д.М. Халлаева
Р.А. Халилов
М.М. Микаилов
Исп. Магомедов А.Ш. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 7 декабря 2021 г. N 005/06/106-2863/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021