Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;
Кудельниковой М.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя ООО "ПТБ Магистраль": Рогачева Елисея Сергеевича;
от заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края": Бойчук Михаила Васильевича, Шамшуриной Анастасии Эдуардовны;
от уполномоченного учреждения: КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края": Шумакова Юрия Михайловича;
рассмотрев жалобу ООО "ПТБ Магистраль" на положения конкурсной документации открытого конкурса в электронной форме N 0817200000321015912 "Оказание услуг по охране дорожных сооружений (оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства) в рамках содержания автомобильных дорог: 1.Мост через реку Обь км 14+318 на а/д "Мостовой переход через реку Обь в г. Барнауле". 2. Мост через реку Катунь км 16+232 на а/д "Бийск - Белокуриха". 3.Мост через реку Алей км 9+458 на а/д Поспелиха-Курья-Третьяково-граница Республики Казахстан. 4.Мост через реку Алей км 3+704 на а/д Алейск-Чарышское", согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
3.12.2021 г. в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "ПТБ Магистраль" на положения конкурсной документации открытого конкурса в электронной форме N 0817200000321015912 "Оказание услуг по охране дорожных сооружений (оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства) в рамках содержания автомобильных дорог: 1.Мост через реку Обь км 14+318 на а/д "Мостовой переход через реку Обь в г. Барнауле". 2. Мост через реку Катунь км 16+232 на а/д "Бийск - Белокуриха". 3.Мост через реку Алей км 9+458 на а/д Поспелиха-Курья-Третьяково-граница Республики Казахстан. 4.Мост через реку Алей км 3+704 на а/д Алейск-Чарышское".
Представитель ООО "ПТБ Магистраль" пояснил, что не согласен с положениями конкурсной документации в силу нижеследующего:
1) несоответствие объекта закупки постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 г. N 587, что вводит участников закупки в заблуждение и ограничивает круг участников закупки;
2) в пунктах 3.2 и 6.5 технического задания содержатся требования, необоснованно ограничивающие круг участников закупки;
3) пунктом 4.18 технического задания к исполнителю предъявляются требования недействующего (отмененного) нормативного документа - Приказа Минтранса; 42 от 08.02.2021 г.;
4) заказчиком необоснованно проведено укрупнение закупки, а именно, в один лот объединено 4 (четыре) объекта транспортной инфраструктуры, тогда как объективные причины для этого отсутствуют;
5) расчет начальной максимальной цены контракта (НМЦК) произведен заказчиком с нарушением пункта 20 статьи 22 Закона о контрактной системе и пунктов 3.16, 3.18, 3.19, 3.21 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утверждённых приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. N 567.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения представили письменные возражения, пояснили, что считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
12.11.2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000321015912 "Оказание услуг по охране дорожных сооружений (оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства) в рамках содержания автомобильных дорог: 1.Мост через реку Обь км 14+318 на а/д "Мостовой переход через реку Обь в г. Барнауле". 2. Мост через реку Катунь км 16+232 на а/д "Бийск - Белокуриха". 3.Мост через реку Алей км 9+458 на а/д Поспелиха-Курья-Третьяково-граница Республики Казахстан. 4.Мост через реку Алей км 3+704 на а/д Алейск-Чарышское".
1. В соответствии с положениями документации закупки, ее предметом является оказание услуг по охране дорожных сооружений (оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства) в рамках содержания автомобильных дорог.
Заказчиком выбран соответствующий код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности
N п/п |
Наименование работы, услуги |
Единица измерения |
Количество |
ОКПД 2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008) |
Запрет на допуск, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, установленные заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона |
1 |
Услуги частной охраны (Выставление поста охраны) |
Человеко-час |
105120,000000 |
80.10.19.000 |
не установлены |
В соответствии с положениями пункта 2.5 технического задания, видом оказываемой услуги является охрана имущества, а также обеспечения пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
В рамках оказания услуг, исполнитель руководствуется Федеральным законом Российской Федерации от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее- ФЗ N 16).
Согласно статьи 2 пункта 1 указанной нормы целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. В статье 1 пункта 10 указанной нормы установлено, что транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Таким образом семантическое значение использованного для описания предмета закупки слова "охрана" фактически подразумевает реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства в понимании ФЗ N 16.
Наименование предмета закупки не может иметь прямого указания на требования к участнику закупки (наличие лицензии, аккредитации и т.д.)
Указанное обстоятельство не может затруднять поиск закупок по профилю объекту, так как во-первых порядок и методика поиска является субъективно зависимым обстоятельством и зависит от волеизъявления и умения/опыта поиска информации, а во вторых наименование предмета имеет указание на предмет закупки - охрану дорожного сооружения, моста.
2. Согласно положениям технического задания, участником закупки выполняются услуги:
3.2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на защищаемом объекте.
6.5. При совершении противоправных действий в отношении объекта и при обнаружении на объекте лиц, совершивших административное правонарушения:
- немедленно докладывают начальнику подразделения ТБ, старшему смены;
- проводят административное задержание лиц, пытающихся совершить противоправные действия, изъятие вещей и документов с составлением соответствующих протоколов (для подразделений ведомственной охраны);
- начальник подразделения ТБ, старший смены немедленно оповещают о случившемся территориальные органы МВД, ФСБ, МЧС, руководству Заказчика;
- записывают Ф.И.О., должность, время прибытия представителя МВД, время передачи задержанного;
- составляют акт приема - передачи задержанных и их вещей.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 12.2-ФЗ N 16, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны:
3) оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, установлении причин и условий, способствующих их совершению.
Как определено пунктом 1 статьи 1 ФЗ N 16, акт незаконного вмешательства представляет собой противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Согласно пункту 9 статьи 1 ФЗ N 16, субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании;
Согласно пункту 7.1 статьи 1 ФЗ N 16, подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
Из совокупности указанных норм следует, что в задачи подразделений транспортной безопасности входит предупреждение и пресечение актов незаконного вмешательства в том числе обязанности, указанные в пункте 2 статьи 12 ФЗ N 16.
Согласно части 1 статьи 27.3 КоАП РФ, административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 9 статьи 12.3 ФЗ N 16, уполномоченные работники подразделения транспортной безопасности в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства имеют право задерживать для передачи органам внутренних дел или органам федеральной службы безопасности физических лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества или взрывные устройства, ядовитые или радиоактивные вещества при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения, а также по документам, удостоверяющим личность, устанавливать личность физического лица, находящегося и (или) пересекающего зону транспортной безопасности. Задержанные физические лица, используемые такими лицами транспортные средства и находящиеся при них материальные объекты, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества или взрывные устройства, ядовитые или радиоактивные вещества при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения подлежат незамедлительной передаче уполномоченным представителям подразделений органов внутренних дел или органов федеральной службы безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, на которых они были задержаны. По согласованию с уполномоченным представителем подразделения органов внутренних дел или органов федеральной службы безопасности задержанное на транспортном средстве физическое лицо, находящиеся при нем материальные объекты, оружие, боеприпасы, патроны к оружию при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения силами подразделения транспортной безопасности могут быть переданы в ближайшем служебном помещении органов внутренних дел или органов федеральной службы безопасности.
Таким образом пункт 6.5 технического задания в части возможности задержания подразделением транспортной безопасности, являющихся аккредитованными для целей защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства юридическими лицами, изложены той мере, в которой такое задержание регламентировано пунктом 9 статьи 12.3 ФЗ N 16.
3. Относительно довода заявителя об установлении в техническом задании ссылки на приказ Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" под пунктами 5.10-5.13. Рассмотрев каждый из пунктов можно прийти к выводу что используемые в утратившем силу приказе положения имеются в иных нормативно-правовых актах, в связи с чем, соответствуют действующему законодательству.
Формулировка приказа |
Формулировка иного акта |
Норма |
5.10. Проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу. |
12) проверять сведения в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, или выполняющих такую работу, в порядке, установленном в соответствии с частью 1.1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности"; |
Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 N 1642 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта" |
5.11. Отказать в приеме на работу лицам, претендующим на занятие должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, и прекратить трудовые отношения с лицами, занимающими такие должности, в случае если в отношении данных лиц будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" |
13) не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры лиц, в отношении которых выявлены обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности"; |
Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 N 1642 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта" |
5.12. Осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации. |
В совокупности |
Приказ Минтранса России от 21.08.2014 N 231 "Об утверждении Требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта"; Статья 12.1. Подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, аккредитация подразделений транспортной безопасности |
5.13. Допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации |
2. Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. |
ст. 12.1, Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О транспортной безопасности" |
4. Согласно части 1 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Доводов об укрупнении закупки путем объединения 4 объектов в одну закупку, так же не подлежит удовлетворению, поскольку, Заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов с учетом требований, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Закон о закупках, наделяя заказчика правом на самостоятельное формирование лотов размещаемого заказа, возлагает на него обязанность по исчерпывающему определению в документации о торгах условий об объеме и качестве оказываемой услуги, ее результатах, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
5. Представитель ООО "ПТБ Магистрать" указывает на нарушение Заказчиком пункта 20 статьи 22 Закона о контрактной системе, выразившееся в неверном расчете начальной максимальной цены контракта (НМЦК).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе из заявления, сообщения юридического лица, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за соблюдением предусмотренных настоящим Федеральным законом требований определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляет органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контргайкой системе, жалоба ООО "ПТБ Магистраль" в части нарушения Заказчиком пункта 20 статьи 22 Закона о контрактной системе, выразившееся в неверном расчете начальной максимальной цены контракта (НМЦК) передается по подведомственности в инспекцию финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края для рассмотрения по существу данного нарушения.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПТБ Магистраль" необоснованной;
2. Передать по подведомственности жалобу ООО "ПТБ Магистраль" в инспекцию финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края для рассмотрения по существу нарушения части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 9 декабря 2021 г. N 022/06/34-1092/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2021