Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей заказчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Хабаровский государственный университет экономики и права" Зориной Натальи Николаевны по доверенности от 07.12.2021, Ореховой Светланы Ивановны по доверенности от 07.12.2021, Вишневской Дарьи Викторовны по доверенности от 07.12.2021,
в отсутствие представителей заявителя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - ООО "Монолит", Общество, заявитель) (о времени и месте рассмотрения жалобы Общество уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "Монолит" и материалы дела N 027/06/64-1585/2021,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Монолит" на действия заказчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Хабаровский государственный университет экономики и права" (далее - ФГБОУВО "ХГУЭиП", заказчик) при проведении электронного аукциона N 0322100008121000013 на выполнение работ по капитальному ремонту учебного здания (демонтаж, изготовление, поставка и установка оконных блоков из ПВХ профиля).
В жалобе заявитель указывает на не соответствие аукционной документации требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, а именно: п. 9.3.3 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, не соответствует ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, а также п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042, Правила).
На основании ст. 99 Закона N 44-ФЗ, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322100008121000013 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационно системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 22.11.2021.
Объект закупки: выполнение работ по капитальному ремонту учебного здания (демонтаж, изготовление, поставка и установка оконных блоков из ПВХ профиля).
Начальная (максимальная) цена контракта: 11 478 806,40 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 03.12.2021 08:00 (МСК+7).
Дата проведения аукциона в электронной форме: 03.12.2021.
Изучив материалы дела N 027/06/64-1585/2021, заслушав представителей заказчика, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно части 4 ст. 64 Закона N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В силу ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утверждены Постановлением N 1042.
П. 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, в извещении и документации спорного аукциона указано, что участниками аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, при этом п. 9.3.3 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства, если таковое установлено), предусмотренных настоящим контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 9.3.4, 9.3.5, 9.11.1 настоящего контракта):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно),
что не соответствует п. 4 Правил.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), жалоба является обоснованной.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России также установлено следующее.
Предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту учебного здания (демонтаж, изготовление, поставка и установка оконных блоков из ПВХ профиля).
П. 6 ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, в п. 10.1 Информационной карты (разд. II аукционной документации) установлен перечень документов, копии которых должны быть предоставлены в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а именно: Выписка из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее - СРО), выданная по форме, установленной органом надзора за саморегулируемыми организациями, и в которой должны содержаться сведения:
- о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частями 12, 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Срок действия выписки из реестра членов СРО должен составлять один месяц с даты ее выдачи. Член СРО должен быть зарегистрирован в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована СРО, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанные требования не распространяются на случаи, предусмотренные частями 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в извещении о проведении спорной закупки требование к участникам данной закупки о наличии членства в СРО не установлено.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона N 44-ФЗ, указывается также дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 67 настоящего Федерального закона.
П. 4 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 67 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, в извещении о проведении спорной закупки и аукционной документации дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 67 настоящего Федерального закона не установлена, что является нарушением п. 2 ч. 5 ст. 63, п. 4 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона N 44-ФЗ перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.ч. 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Ч. 4 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона N 44-ФЗ, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Указанные в ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
В соответствии с п. 2 приложения N 1 Постановления N 99 документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установленным п. 2 приложения N 1 Постановления N 99 являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство);
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, согласно извещению о проведении спорного аукциона и п. 11 Информационной карты (разд. II аукционной документации) в целях подтверждения соответствия участников закупки дополнительным требованиям, установленным п. 2 приложения N 1 Постановления N 99 необходимо: Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей. Перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ.
В связи с тем, что предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту учебного здания (демонтаж, изготовление, поставка и установка оконных блоков из ПВХ профиля), Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком неправомерно, в целях подтверждения соответствия участников закупки дополнительным требованиям, установлено требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая тот факт, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0322100008121000013 от 06.12.2021 в закупке приняли участие три заявки, установленные Комиссией Хабаровского УФАС России нарушения Закона N 44-ФЗ не повлекли ущемление прав заявителя и не повлияли на результат определения поставщика, подрядчика, исполнителя, Комиссией Хабаровского УФАС России принято решение о выдаче заказчику предписания о внесения изменений в проект контракта при направлении его победителю спорной закупки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Монолит" на действия заказчика - ФГБОУВО "ХГУЭиП" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту учебного здания (демонтаж, изготовление, поставка и установка оконных блоков из ПВХ профиля) (извещение от 22.11.2021 N 0322100008121000013) - обоснованной.
2. Признать заказчика - ФГБОУВО "ХГУЭиП" нарушившим ч. 8 ст. 34, п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 2 ч. 5 ст. 63, п. 4 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 декабря 2021 г. N 7-1/545
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2021