Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Алиев М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок;
Бунтышева М.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Эксперт Закупок" на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего образования "Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова", при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту учебных корпусов ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова" (номер извещения 0394100006121000012),
в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителя Заказчика - Эбаев З.С-Э. руководитель контрактной службы,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Эксперт Закупок" на неправомерные, по мнению заявителя действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего образования "Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова" (далее - Заказчик), при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту учебных корпусов ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова", на начальную (максимальную) цену контракта 35 361 600,00 рублей (номер извещения 0394100006121000012), выразившиеся в нарушении требований статьи 33, статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части нарушения правил описания объекта закупки и установления несоответствующих условий документации требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что могло привести, привело к необоснованному ограничению участников закупки путем намеренного уменьшения сроков исполнения контракта.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя, представленных материалов, возражений представителя Заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В силу пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В разделе 13 "Место и сроки (периоды) выполнения работы" Информационной карты электронного аукциона установлено:
"Место выполнения работы, оказания услуги: Место поставки указано в проекте контракта (договора) и технической части документации об электронном аукционе II. Техническое задание.
Сроки (периоды) выполнения работ и оказания услуг): с момента заключения Контракта до 31.12.2021 г.".
Из жалобы следует, что "Аукционная документация разработана с нарушениями Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее по тексту -N 44-ФЗ), а именно:
Аукционная документация составлена с явными нарушениями действующего законодательства в сфере осуществления государственных закупок, имеет признаки ограничения конкуренции, неправильного определения требований к участникам закупки, что нарушает основополагающие принципы Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ (далее по тексту - Закон о контрактной системе), а именно:
Согласно п. 3.1. проекта государственного контракта:
3.1. Все работы должны быть выполнены, с момента заключения Контракта до 31.12.2021 г
Анализ положений проекта государственного контракта указывает на то, что в указанный срок включается выполнение работ в полном объеме, в том числе подготовка, проверка и подписание актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3.
В извещений электронного аукциона установлена дата проведения электронного аукциона: 13.12.2021
В соответствии с частью 18 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона.
Согласно части 19 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе.
На основании части 5 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
Таким образом, срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе составляет - 16.12.2021 года.
Согласно части 8 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 83.2. Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года протокола.
На основании вышеизложенного ближайшая возможная дата заключения контракта - 16 декабря 2021 года.
Из этого следует, что на выполнение всего объема работ предусмотренного проектной документаций у Подрядчика остается всего 2 недели. Данные сроки просто абсурдны и не имеют никакого обоснования. Аукционная документация не содержит какого-либо обоснования необходимости выполнения капитальных работ объекта капитального строительства в такие короткие сроки и тем более в зимнее время.
Не совсем понятно, какими нормативами руководствовался Заказчик, когда устанавливал такие сроки выполнения строительных работ.
С очевидностью следует невозможность качественно выполнить объём работ установленный проектно-сметной документацией с суммой НМЦК свыше 35 млн. рублей в установленные Заказчиком сроки, с учетом необходимости закупки материалов, доставки спецтехники, непосредственного выполнения работ и т.д.
Заказчиком так же не учтено, что участники закупок также имеют право на отдых, закрепленное Конституцией РФ (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ). Более того, в соответствии ч. 1 ст. 113 Трудового кодекса РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, подавая заявку на участие в электронном аукционе, Подрядчик фактически обрекает себя на уплату неустойки, которую Заказчик обязан будет взыскать с подрядчика.".
Представитель Заказчика возражает против доводов Заявителя считая, что регламентирующие сроки выполнения работ, законом не определены.
Изучив представленные сторонами документы (информацию), Комиссия отмечает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанных норм Федерального закона о контрактной системе Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе в части невозможности выполнения работ в указанные сроки и ограничения в связи с этим количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашения о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Указание в аукционной документации времени и даты, которые отвечают потребностям заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки, не доказано, что сформулированные заказчиком сроки выполнения работ могут привести к такому ограничению.
Также установление данных сроков выполнения работ не противоречит требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона о контрактной системе, более того, какие-либо специальные нормы, регламентирующие сроки выполнения работ, указанным законом не определены.
Нарушений законодательства при проведении электронного аукциона со стороны Заказчика не допущено.
При таких обстоятельствах, учитывая пояснения Заказчика, Комиссия считает жалобу Заявителя необоснованной.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Эксперт Закупок" на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего образования "Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова", при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту учебных корпусов ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова" (номер извещения 0394100006121000012) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.В. Алиев
М.А. Бунтышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 22 декабря 2021 г. N 020/06/33-96/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2021