Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
ООО "Охранное предприятие "ССП" (далее - Заявитель);
в отсутствие представителей:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия N 70 Петроградского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 38282-ЭП/21 от 07.12.2021) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обеспечению комплекса мер направленных на исключение фактов неправомерного проникновения на объект и прилегающую территорию в процессе их эксплуатации в общеобразовательных учреждениях Петроградского района Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0172200003821000164) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 17.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200003821000164.
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 618 752,00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Заявитель в жалобе указывает, на возможные нарушения правил описания объекта закупки, выразившееся в избыточных требованиях к исполнителю по контракту, а именно наличии у исполнителя средств локализации возможного взрыва.
На заседании Комиссии УФАС представитель Уполномоченного органа сообщил, в том числе, следующее:
Пунктом 2.2.11. Технического задания Заказчиком установлены следующие
требования: "Исполнитель в случае обнаружения его сотрудниками подозрительных и бесхозно брошенных предметов на объекте Заказчика обязан обеспечить принятие незамедлительных мер по локализации возможного взрыва, по оповещению и организации эвакуации сотрудников Заказчика и иных лиц, находящихся на объекте
Заказчика, и сообщить по единому номеру "112", а также уведомить территориальные подразделения органов внутренних дел и Главного управления Росгвардии по СанктПетербургу и Ленинградской области." Формулировка, указанная в п. 2.2.11. Технического задания "принятие незамедлительных мер по локализации возможного взрыва" подразумевает под собой комплекс мер, принимаемых Исполнителем при обнаружении подозрительных и бесхозно брошенных предметов на объекте, которые установлены федеральными законами от 14.04.1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.04.2005 г. N 179 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности".
Согласно рекомендациям для сотрудников охраны при действиях вэкстремальных условиях, размещенным на сайте Управления МВД России (https://67.мвд.рф/citizens/recommendation/428) указан порядок действий сотрудников охраны по защите от террористических актов с использованием взрывных устройств:
Любой предмет (портфель, пакет, книга), случайно оставленный или забытый, должен сразу вызывать вопрос у сотрудника охраны, кому он принадлежит. Если хозяин не определен, естественной реакцией должно стать подозрение на возможное ВУ. Следует удалить людей из помещения. Открыть окна для рассредоточения возможной взрывной волны. Не трогать подозрительный объект. Если он по какой-либо причине оказался у вас в руках, необходимо крайне осторожно поставить его в такое место (в пределах комнаты), где при взрыве он принесет наименьшие разрушения. Если обстоятельства требуют сдвинуть подозрительный предмет, лучше делать это с помощью верёвки с крюком на конце (по принципу саперной "кошки" для траления мин) из-за какого-либо надежного укрытия. Предмет, квалифицируемый как подозрительный, осторожно и не меняя его месторасположения, накрыть взрывоподавляющим покрывалом или поместить в специальный контейнер-отстойник при его наличии на охраняемом объекте.
В том числе указан комплекс мер, который обязательно должен выполнить сотрудник охраны:
1. Обнаружить (установить местонахождение) ВУ.
2. Эвакуировать весь персонал.
3. Сообщить органам власти (отделение полиции, военные комендатуры, спецотделы при ОМОН, ФСБ, МЧС).
4. Принять меры для локализации (снижения угрозы) возможных последствий взрыва.
5. Обеспечить изоляцию места возможного нахождения ВУ - установить ограждение,
щитки, указательные надписи с дистанцией безопасного удаления.
6. Обеспечить контроль за допуском к месту возможной закладки до прибытия специалистов с необходимыми техническими средствами.
Комиссия УФАС констатирует, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что данная потребность Заказчика противоречит Закону о контрактной системе.
2. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
На основании ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пункт 8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), с использованием 2 нестоимостных критериев оценки заявок.
Согласно п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Согласно п.11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
П.27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных п.27(1) и 27(4) Правил:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
П.27(4) установлено, что при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик устанавливает, что показатель нестоимостного критерия оценки, предусмотренный пп. "б" п.27 Правил, формируется исключительно из следующих подпоказателей:
общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Анализ установленного порядка оценки показал, что Заказчиком установлены, в том числе, следующие положения конкурсной документации:
16.4.6. В рамках показателя "Наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании" оценивается наличие и количество у участника конкурса:
-Автотранспортных средств круглосуточно используемых в качестве мобильной группы реагирования позволяющим определить принадлежность группы реагирования к участнику конкурса и устройство для защиты от взрыва (локализатор взрыва) обеспечивающего защиту при подрыве взрывного устройства с массой ВВ, эквивалентной массе не менее 2,0 кг ТНТподтверждается предоставлением:
- для автотранспортных средств круглосуточно используемых в качестве мобильной группы реагирования позволяющим определить принадлежность группы реагирования к участнику конкурса копий: ПТС, свидетельство о регистрации, правоустанавливающие документы на ТС (договор на собственность/аренду)предоставляется на каждую единицу транспортного средства указанных в Форме Приложение N 4 к конкурсной документации..
- Для устройства защиты от взрыва (локализатор взрыва) обеспечивающего защиту при подрыве взрывного устройства с массой ВВ, эквивалентной массе не менее 2,0 кг ТНТподтверждается предоставлением копий: действующего сертификата соответствия, товарными накладными, инвентаризационной описью товарно- материальных ценностей организации участника конкурса с указанием наименования и количества товара или иными правоустанавливающими документами.
Состав оборудования и других материальных ресурсов |
Количество баллов |
Значимость подпоказателя % |
Менее 3-х (трёх) автотранспортных средств круглосуточно используемых в качестве мобильной группы реагирования позволяющим определить принадлежность группы реагирования к участнику конкурса и отсутствие устройства для защиты от взрыва (локализатор взрыва) обеспечивающего защиту при подрыве взрывного устройства с массой ВВ, эквивалентной массе не менее 2,0 кг ТНТ |
0 баллов |
5 |
3-и (три) и более автотранспортных средств круглосуточно используемых в качестве мобильной группы реагирования позволяющим определить принадлежность группы реагирования к участнику конкурса и отсутствие устройства для защиты от взрыва (локализатор взрыва) обеспечивающего защиту при подрыве взрывного устройства с массой ВВ, эквивалентной массе не менее 2,0 кг ТНТ |
50 баллов |
|
3-и (три) и более автотранспортных средств круглосуточно используемых в качестве мобильной группы реагирования позволяющим определить принадлежность группы реагирования к участнику конкурса и наличие устройства для защиты от взрыва (локализатор взрыва) обеспечивающего защиту при подрыве взрывного устройства с массой ВВ, эквивалентной массе не менее 2,0 кг ТНТ |
100 баллов |
Комиссия УФАС отмечает, что, исходя из совокупности положений п.п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил N 1085, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки по указанным положениям позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Следовательно, в данной части доводы жалобы находят свое подтверждение, а в действиях Заказчика находятся признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Следовательно, все доводы жалобы не могут найти свое подтверждение.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31,33, 54.3, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Охранное предприятие "ССП" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 декабря 2021 г. N 44-5791/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2021