Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Тленкопачева И. С.,
от ОАО "Фирма Медполимер" - в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ОАО "Фирма Медполимер" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200032621000437 "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения ( Декстроза)".
По мнению заявителя жалобы действия заказчика при осуществлении закупки не соответствуют и нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, выслушав сторону, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Рассмотрев доводы жалобы ОАО "Фирма Медполимер", Комиссией установлено следующее:
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен в описании объекта закупки указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При формировании Технического задания и описании объекта закупки Заказчик указывает требования к объекту закупки, исходя из профиля и целей своей деятельности, а также руководствуясь реальной практикой и результатами применения лекарственных препаратов в лечебных учреждениях при лечении заболеваний различного профиля.
Требуемая упаковка необходима заказчику для обеспечения оптимального процесса лечения, исходя из установленных схем, профиля учреждения, медицинских стандартов и инструкции по применению на лекарственный препарат.
Приобретаемый препарат предназначен для использования в отделениях реанимации, отделениях, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь и в отделениях, где оказывается медицинская помощь пациентам с орфанными заболеваниями. То есть препарат будет использоваться для разведения дорогостоящих лекарственных средств и лекарственных средств, требующих особых условий и правил введения.
В техническом задании указано МНН лекарственных средств - "Декстроза", функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки.
При этом в описание объекта закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Описание объекта закупки соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ: содержит указания на МНН лекарственного средства, функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки и не включает требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Включение в техническое задание к аукциону требований к типу упаковки, наличию двух отдельных стерильных портов, указанные в техническом задании, обусловлены разными медицинскими показаниями пациентов, условиями хранения и использования, в целях предупреждения случаев внутрибольничной инфекции, травматизации больных и персонала, а также экономической эффективности при применении и утилизации.
Требование к препарату в технической документации, что он поставляется во флаконе обосновано требованиями безопасности. Так, важным для медицинского персонала является устойчивость тары на горизонтальной поверхности портами вверх в процессах разведения лекарственных средств.
Удобство разведения лекарственных препаратов во флаконе инфузионного раствора напрямую влияет на скорость данного процесса, а значит и на скорость начала инфузии, а также на стерильность манипуляций, что в условиях лечебных учреждений зачастую оказывает непосредственное влияние на качество оказания медицинской помощи, а значит и на терапевтический эффект.
Кроме того, применение аспирационных фильтр-канюль, канюль для смешивания, имеющихся у заказчика, невозможно совместно с тарой, не обладающей устойчивостью на горизонтальной поверхности (контейнерами, пакетами, мешками), так как при подвешивании или расположении на столе неустойчивой тары (лёжа) происходит вытекание раствора, а значит в том числе нарушается стерильность и концентрация при проведении процедуры приготовления лекарственного средства. Таким образом, для применения имеющихся у заказчика расходных материалов, необходима тара, занимающая устойчивое положение на горизонтальной поверхности портами вверх.
Требование в технической документации к форме выпуска, обладающей "самоспадающимся корпусом" обусловлено в первую очередь безопасностью проведения процедуры для пациента, а также удобством утилизации: не требует вентиляции при проведении инфузионной терапии, чем снижает риск проникновения болезнетворных микроорганизмов в инфузионную систему, которое возможно при использовании стеклянных флаконов, требующих вентиляции. После опорожнения флакон значительно уменьшается в объеме, что предоставляет дополнительное удобство, т.к. флакон требует меньше места при утилизации отходов и меньших затрат бюджетных средств.
Требование технической документации к аукциону о таре в виде "с двумя отдельными стерильными портами, при вскрытии одного порта стерильность второго сохраняется", обусловлено требованиями безопасности обращения при проведении процедур, связанных с введением раствора, позволяет обеспечить безопасность при проведении процедур и обеспечивает защиту персонала. Два отдельных стерильных порта, раздельно запечатанные фольгой, позволяют использовать один стерильный порт для добавления лекарственных средств во флакон и второй стерильный порт для подсоединения инфузионной системы. Данное свойство позволяет снизить риск микробного загрязнения раствора и дальнейший риск возникновения внутрибольничной инфекции.
Статьей 4 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Заказчик не только вправе, но обязан закупать препараты с характеристиками, отвечающими потребностям учреждения.
Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 15.11.2017 г. N 1380 - Описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с требованиями п. 6 постановления Правительства РФ от 15.11.2017 г. N 1380 Заказчиком в аукционную документацию также включено "Обоснование описания объекта закупки".
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Более того, в Государственном реестре лекарственных средств зарегистрированы 3 торговых наименования различных производителей, совпадающих с потребностью Заказчика и с техническим заданием: ООО "Гематек", Россия, ООО "Гротекс" Россия.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика не установлены нарушения Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "Фирма Медполимер" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200032621000437 "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения ( Декстроза)" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
И. Г. Лыков
Члены комиссии
А. М. Резцова
Е. В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 декабря 2021 г. N 026/06/64-2689/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2021