Резолютивная часть решения оглашена 20.12.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Медстайл" (далее - заявитель, общество) на положения документации при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку установки стоматологической с комплетующими (N 0328300005421000102) в открытом заседании в присутствии директора ООО "Медстайл" _ (протокол N 4 от 28.01.2020), представителя заказчика - ГБУЗ ВО "Собинская РБ" _ (доверенность от 17.12.2021 б/н), представителя ООО "Сервис Групп" _ (доверенность от 20.12.2021 N 154).
17.12.2021 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 20.12.2021.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Медстайл" на положения документации при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку установки стоматологической с комплетующими (N 0328300005421000102).
Заявитель полагает, что документация рассматриваемого электронного аукциона составлена с нарушениями положений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
1.В частности заявитель полагает, что описание объекта закупки составлено таким образом, что описание объекта закупки составлено таким образом, что ограничивает количество участников закупки, так как его условиям удовлетворяет единственная установка Olsen PRINCE. В частности, заявитель полагает, что пункты 10.6, 2.4.12, 8.14, 10.1, 10.5, 2.2.25, 2.6.6 Технического задания присущи только вышеназванной установке.
2.Кроме того заявитель указывает на то, что ряд требований Технического задания пункты 5.3-5.5, 6.21, 10.9-10.11, 2.4.1, 2.4.9, 2.2.1, 2.2.3, 2.2.8, 2.2.20, 2.2.24, 2.4.4, 2.4.7, 2.4.9, 2.4.10, 2.5.2, 2.6.9-2.6.11, 3.1 указан в виде конкретных значений, без использования "не более" или "не менее".
3. В жалобе заявитель указал на то, что Техническое задание содержит ряд противоречий, например, требование пункта 5.1 противоречит пункту 8, пункт 5.2, пункт 6.1 содержит неясность так как размеры кресла имеют конкретные значения, в то время как Техническим заданием требуется указать со словами "не более".
На основании изложенного, заявитель просит провести внеплановую проверку по рассматриваемой закупке и выдать предписание об устранении имеющихся нарушений.
При рассмотрении жалобы представитель заказчика возразил относительно существа жалобы, пояснив, что характеристики требуемого товара указаны в соответствии с имеющейся потребностью. Кроме того, заявитель полагает, что техническое задание не ограничивает количество участников закупки.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
08.12.2021 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение N 0328300005421000102 и документация запроса котировок в электронной форме на поставку установки стоматологической с комплетующими.
Начальная максимальная цена контракта составляет 1 600 000,00 рублей.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В Приложении N 2 к Информационной карте - Показатели товара "Техническое задание" заказчиком указан требуемый к поставке товар - установка стоматологическая и указаны показатели (характеристики) товара.
При анализе показателей, используемых в рассматриваемой документации, Комиссия Владимирского УФАС России не установила факта использования заказчиком нестандартных показателей и терминологии, которые не являются общепринятыми.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара, а также не запрещает заказчику проводить закупку товара, выпускаемого в том числе единственным производителем.
Кроме того, Комиссия Владимирского УФАС России принимает во внимание то, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям извещения о проведении аукциона в электронной форме. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что довод заявителя относительного единственного производителя является несостоятельным.
2.Рассмотрев довод жалобы N 2 относительно того, что по ряду требований Технического задания (показатели) характеристики пунктов 5.3-5.5, 6.21, 10.9-10.11, 2.4.1, 2.4.9, 2.2.1, 2.2.3, 2.2.8, 2.2.20, 2.2.24, 2.4.4, 2.4.7, 2.4.9, 2.4.10, 2.5.2, 2.6.9-2.6.11, 3.1 указаны в виде конкретных значений, без использования "не более" или "не менее" Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода в виду следующего.
Физические величины, такие как напряжение, частота переменного тока и так далее не могут иметь конкретного значения, а выражаются в виде диапазона, либо указываются с применением символов "-", "/" и так далее. Однако, заказчиком возможность правильного указания поставщиком величин не была предоставлена, а лишь указано на то, что показатель необходимо указать в неизменном виде.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что по ряду показателей Технического задания, характеристики товара заказчиком указаны необъективно, что является нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Рассмотрев пункт 5.1 Технического задания "стоматологическая установка стационарная - нижняя подача" и пункт 8 Технического задания "модуль врача - верхняя подача инструментов" Комиссия установила разночтение относительно подачи инструментов нижняя/верхняя.
В пункте 5.2 Технического задания указано "энергоблок и узел подвода коммуникаций - на основании кресла". При этом заказчиком в графе примечание указано - "указать точное значение в рамках диапазонных значений". Однако, заказчиком какого-либо диапазона по данной позиции не отражено. Таким образом, следует вывод о неоднозначности установленных требований.
В пункте 6.1 Технического задания установлено "размеры кресла (длина, ширина, высота) мм - не более 1880х640х2440. В графе примечание отражено - указать в неизменном виде. Однако, как следует из информации, размещенной в общедоступной сети Интернет, размеры кресла имеют конкретные характеристики длины, ширины, высоты, без применения словосочетания "не более". Однако, заказчиком данная конфигурация не отражена в Техническом задании, что может ввести потенциальных участников закупки в заблуждении.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемой части объект закупки описан заказчиком необъективно, с нарушением части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Владимирского УФАС России установлено следующее.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 ФЗ Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу пункта 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ "О контрактной системе", которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе".
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представитель заказчика сообщил, что дополнительные характеристики установлены заказчиком исходя из потребности при проведении соответствующих медицинских манипуляций.
В то же время в нарушение правил заказчиком не указано обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, что является нарушением части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
С учетом изложенного, рассматриваемая документация запроса котировок в электронной форме требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медстайл" на положения документации при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку установки стоматологической с комплетующими (N 0328300005421000102) частично обоснованной (в части довода N 2 и N 3).
2. Признать заказчика нарушившим требования части 6 статьи 23, частей 1,2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 20 декабря 2021 г. N 033/06/33-1109/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021