Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Неумывакина Алексея Павловича по доверенности,
в отсутствие представителей заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница N 9" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ "Детская городская клиническая больница N 9", заказчик), уполномоченного органа - комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее - уполномоченный орган) (о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/716 по обращению заказчика - КГБУЗ "Детская городская клиническая больница N 9" о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Неумывакине Алексее Павловиче в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Детская городская клиническая больница N 9" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - индивидуальном предпринимателе Неумывакине Алексее Павловиче (ИНН 272302367369) (далее - ИП Неумывакин А.П.) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей для офисной техники (Извещение от 25.11.2021 N 0122200002521008040).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Уполномоченным органом для заказчика - КГБУЗ "Детская городская клиническая больница N 9" проведен электронный аукцион на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей для офисной техники.
Извещение N 0122200002521008040 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 25.11.2021.
Дата и время начала подачи заявок: 25.11.2021 09:51 (МСК+7).
Дата и время окончания подачи заявок: 03.12.2021 08:00 (МСК+7).
Дата проведения аукциона: 07.12.2021.
Объект закупки - оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей для офисной техники.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 390 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе номер 0122200002521008040 от 03.12.2021 на участие в закупке подано пять заявок (идентификационные номера 111004986, 111016856, 111029586, 111029590, 11103-525). Все заявки допущены аукционной комиссией к участию в электронной процедуре.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона номер 0122200002521008040 от 07.12.2021 из двух участвующих в электронной процедуре заявок (идентификационные номера, 111029586, 111029590) победителем признан ИП Неумывакин А.П. (заявка N 111029590) с предложением о цене контракта 10 228,65 рублей (снижение составило - 97,4%).
Согласно протоколу о признании участника уклонившимся от заключения контракта от 14.12.2021 для закупки N 0122200002521008040, Неумывакин А.П. признан уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ (не предоставление заказчику подписанного проекта контракта, необходимых документов об обеспечении исполнения контракта, протокола разногласий в установленный срок).
В ходе проведения проверки ИП Неумывакин А.П. представлены в антимонопольный орган письменные пояснения с обоснованием причины уклонения от заключения контракта по результатам закупки на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей для офисной техники (Извещение от 25.11.2021 N 0122200002521008040).
Изучив материалы дела N 7-3/716, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Согласно ч. 5 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
08.12.2021 заказчиком направлен на подписание проект контракта. Регламентированная дата подписания контракта (5 дней) - 13.12.2021.
В установленный срок ИП Неумывакин А.П. контракт не подписан, в связи с чем 14.12.2021 ИП Неумывакин А.П. признан уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта и внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является наличие однозначных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности победителя закупки, в том числе и не подписавшего в установленный срок проект контракта.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. 28.06.2017), согласно которой нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Как следует из пояснений Белозор Анастасии Сергеевны - представителя ИП Неумывакин А.П. и представленным документам, проект контракта не представлялось возможным подписать в регламентированный Законом N 44-ФЗ срок 13.12.2021 в связи с поломкой компьютера, на котором установлена ЭЦП, что подтверждено квитанцией сервисного центра "Giraffe Computers" от 13.12.201 N 2 384, актом об оказании услуг от 14.12.2021 N 260. В регламентированный Законом N 44-ФЗ срок ИП Неумывакин А.П. планировал разметить протокол разногласий в связи с выявленными замечаниями, а именно: в разделе 16 контракта "МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН" у Исполнителя не указаны банковские реквизиты, а также в контракте не корректно указана информация об Исполнителе, однако поскольку процесс ремонта компьютера носил длительный характер, протокол разногласий так и не был размещен 13.12.2021, но был размещен с незначительным опозданием 14.12.2021, а также внесено обеспечение исполнения контракта в сумме 31 200 рублей, что подтверждено платежным поручением от 14.12.2021 N 210.
В соответствии с п. 14 Правил Постановления N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ИП Неумывакин А.П. до признания его в соответствии с Законом N 44-ФЗ уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. Так ИП Неумывакин А.П. закуплены расходные материалы для своевременного оказания услуг (исполнения контракта на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей для офисной техники по закупке (Извещение от 25.11.2021 N 0122200002521008040), что подтверждается счет-фактурами от 30.11.2021 N КСФО-41608, от 06.12.2021 N КСФО-42387, от 10.12.2021 N КСФО-43299, а также платежными поручениями от 03.12.2021 N 200 на сумму 16050,00 рублей, от 06.12.2021 N 202 на сумму 4 128,00 рублей, от 090.12.2021 N 206 на сумму 2 773,00 рублей.
Таким образом, на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - КГБУЗ "Детская городская клиническая больница N 9" об индивидуальном предпринимателе Неумывакине Алексее Павловиче (ИНН 272302367369) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 21 декабря 2021 г. N РНП-516
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2021