Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Гиниятуллиной Л.Р. - старшего государственного инспектора, |
|
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя заказчика МБУ "СПОРТИВНАЯ ШКОЛА КАМСКО-УСТЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" - Ильиной Э.А. (директор школы в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 16.12.2021 г.), в отсутствии представителя уполномоченного органа, а также заявителя, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащем образом, рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "Частная охранная организация "Барс" (вх. N16385/ж от 09.12.2021 г.) на действия уполномоченного органа Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, заказчика МБУ "Спортивная школа Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан" при проведении закупки N0111300010721000076 на предмет: "Услуги физической охраны стадиона, находящегося на балансе МБУ СШ Камско-Устьинского МР",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0111300010721000076 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 18.11.2021 г.
Заказчик - МБУ "Спортивная школа Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 314 000,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заявка участника ООО "Конвент" неправомерно была допущена заказчиком к участию в аукционе.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системы) документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактный системе следует, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1, статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактный системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактный системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактный системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что частная охранная деятельность является лицензируемым видом деятельности.
Предметом закупки N0111300010721000076 являются услуги физической охраны стадиона, находящегося на балансе МБУ СШ Камско-Устьинского МР.
Таким образом, при проведении данной закупки необходимо установить требование к участникам закупки о наличии лицензии на охранную деятельность.
Согласно доводу заявителя, аукционная комиссия заказчика неправомерно признала соответствующей требованиям документации заявку ООО "Конвент", основным видом деятельности которого является строительство жилых и нежилых зданий, и отсутствует лицензия на охранную деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем в ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что в разделе 1.6 аукционной документации заказчика указаны единые требования к участникам закупки.
Раздел 1.8. документации содержит требования к наличию документов участников аукциона в электронной форме, информации об участниках аукциона в электронной форме в реестре участников аукциона.
При этом заказчиком требование о наличии лицензии в составе заявки в аукционной документации не установлено, что также было подтверждено заказчиком в ходе рассмотрения жалобы.
Таким образом, проанализировав аукционную документацию заказчика, учитывая, что заказчиком не было установлено требование о предоставлении лицензии на охранную деятельность, Комиссия приходит к выводу о правомерном допуске заявки участника ООО "Конвент" к участию в закупке согласно требованиям документации.
Довод заявителя признан необоснованным.
Кроме того в ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Татарстанского УФАС России выявлены следующие нарушения.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что частная охранная деятельность является лицензируемым видом деятельности.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией выявлено, что заказчиком, уполномоченным органом требование о предоставлении участниками во второй части заявки лицензии на охранную деятельность не установлено.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком, уполномоченным органом нарушены требования части 1 статьи 31, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлены дополнительные требования к участникам аукциона (далее - Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99).
Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 установлено, что при выполнении работ по оказанию услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций устанавливаются дополнительные требования к участникам закупок:
- наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Татарстанского УФАС России выявлено, что заказчиком в аукционной документации в соответствии с Постановлением N99 дополнительные требования к участникам закупки не установлены.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о допущении заказчиком, уполномоченным органом нарушения требований части 2 статьи 31, части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе ввиду отсутствия установления дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99.
При этом, учитывая, что победитель рассматриваемой закупки ООО "Частная охранная организация "БАРС" соответствует требованиям действующего законодательства, имеет лицензию на охранную деятельность, учитывая тот факт, что второй участник закупки ООО "Агентство безопасности "Ак-Буре" также удовлетворяет требованиям законодательства, имеет соответствующую лицензию, Комиссией принято решение предписание об устранении норм законодательства не выдавать.
3. Согласно части 1 статьи 18 Закона о контрактной системе обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком при формировании плана-графика.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 8 мая 2020 г. N 645 утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг (далее - Порядок). В частности, согласно документу, установлены особенности определения при осуществлении закупок охранных услуг частных охранных организаций, а также закупок услуг юридических лиц с особыми уставными задачами по охране (Приказ Росгвардии от 15 февраля 2021 г. N 45).
В отношении каждого из видов охранных услуг Приказом N45 установлены Правила и формулы определения прямых затрат, косвенных расходов, прибыли. Также определено, что в случае закупки заказчиком дополнительных работ по проектированию, монтажу, эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, и услуг по защите жизни и здоровья граждан, стоимость их должна рассчитываться для каждого вида таких работ и услуг отдельно. Особенности сбора заказчиками ценовой информации в целях определения НМЦК и особенности расчета НМЦК.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что при определении НМЦК по закупке N0111300010721000076 заказчик использовал метод сопоставимых цен (анализ рынка) без учета требований Порядка, утвержденного Приказом Росгвардии от 15 февраля 2021 г. N 45.
В соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8, 10 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В силу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования НМЦК не относится к полномочиям ФАС России.
На основании изложенного, Комиссией Татарстанского УФАС России принято решение о передаче обращения ООО "Частная охранная организация "Барс" для рассмотрения в части касающейся формирования начальной (максимальной) цены контракта в Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Частная охранная организация "Барс" (вх. N16385/ж от 09.12.2021 г.) на действия уполномоченного органа Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, заказчика МБУ "Спортивная школа Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан" при проведении закупки N 0111300010721000076 на предмет: "Услуги физической охраны стадиона, находящегося на балансе МБУ СШ Камско-Устьинского МР" необоснованной.
2. Признать заказчика МБУ "Спортивная школа Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан", уполномоченного органа Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан нарушившими требования частей 1, 2 статьи 31, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
4. Передать обращение ООО "Частная охранная организация "Барс" для рассмотрения в части касающейся формирования начальной (максимальной) цены контракта в Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии |
Л.Р. Гиниятуллина |
|
М.А. Тимофеев |
Исп.: Гиниятуллина Л.Р.
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 16 декабря 2021 г. N 016/06/31-2429/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2021