Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии - Иванова А. В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
члены комиссии:
Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Чеботина М.П. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
в присутствии представителей Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Кетовская центральная районная больница" (далее - ГБУ "Кетовская ЦРБ", Заказчик) - Эльмер Л.И. (доверенность б/н от 16.12.2021 г.), Сахаровой Е.В. (доверенность б/н от 16.12.2021 г.)
в присутствии Индивидуального предпринимателя Пономарева Юрия Александровича (далее - ИП Пономарев Ю.А., Заявитель),
в присутствии эксперта, заявленного ИП Пономаревым Ю.А. в качестве консультанта - Кубриной Т.Ю. (предъявлен паспорт), рассмотрев жалобу ИП Пономарева Ю.А. на действия Заказчика - ГБУ "Кетовская ЦРБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для гематологического анализатора SwelabAlfa на 2022 год (извещение N 0343300010821000200), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
13.12.2021 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ИП Пономарева Ю.А. (вх. 5112) на действия Заказчика - ГБУ "Кетовская ЦРБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для гематологического анализатора SwelabAlfa на 2022 год (извещение N 0343300010821000200).
1.Заявитель обжалует положение аукционной документации в части указания в Техническом задании требования о наличии на коробке необходимого к поставке товара машиночетаемой маркировки для автоматического ввода с помощью считывателя (RFID-код для автоматического ввода партии).
2. Также, из доводов жалобы следует, что Заказчиком в Техническом задании указано излишнее требование к товару в виде подробного описания:
Активные ингредиенты:
-соли для изотонической стабильности не более 1,5%;
-буферные вещества не более 0,3%;
-Противомикробные препараты не более 0,1%.
Характеристики: прозрачная, бесцветная жидкость,
рН не менее 6.70 не более 6.90.
осмотическое давление (мОсм/кг) не менее 294 не более 312
Проводимость не менее 16.98 не более 17.93 мс.
По мнению Заявителя, установление данных требований, ограничесвает участников закупки.
Просит признать жалобу обоснованной, приостановить определение поставщика, провести внеплановую проверку.
Представители Заказчика с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласны по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просит признать жалобу необоснованной. Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 06.12.2021 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для гематологического анализатора SwelabAlfa на 2022 год (извещение N 0343300010821000200).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 996 280 рублей 00 копеек. Заказчиком является ГБУ "Кетовская ЦРБ".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Относительно первого довода жалобы, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудовании.
При составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе устанавливает требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. В связи с чем, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару (услугам), являющихся значимыми для заказчика. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. В Техническом задании аукционной документации Заказчиком установлено следующее:
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики товара из КТРУ |
Характеристика товара, требуемые Заказчику |
Ед. изм. |
Кол-во |
|
Характеристика товара |
Обоснование включения дополнительных параметров (в случае применения в связи с отсутствием в КТРУ) * |
|||||
1. |
КТРУ 21.20.23.110-00000024 Буферный разбавитель образцов ИВД, автоматические/полуавтоматические системы |
Буферный раствор для разбавления (buffered diluent solution), предназначенный для использования в качестве расходного реагента для автоматизированных или полуавтоматизированных устройств во время обработки, окрашивания и/или анализа лабораторных клинических образцов. Некоторые растворы могут дополнительно применяться для ручных процедур. Назначение (характеристика является обязательной для применения): Для анализаторов серии Swelab Объем реагента (характеристика является обязательной для применения) >= 5000 Действующее вещество: Миллилитр Разбавляемые жидкости - Сыворотка, плазма крови человека |
Swelab AlfaDiluent (Изотонический дилуент) является гематологическим разбавителем и используется для подсчета и определения размера клеток в автоматических гематологических анализаторах серии SwelabAlfa (закрытая реагентная система) имеющимися в наличии у Заказчика Активные ингредиенты: -соли для изотонической стабильности не более 1,5%; -буферные вещества не более 0,3%; -Противомикробные препараты не более 0,1%. Консерванты: Стабилизирующий раствор, содержащий буферные соли с антимикробными веществами для предотвращения загрязнения бактериями и плесенью. Реагент стабилен в течение срока годности, обозначенного на упаковке. В упаковке не менее 20 литров - рассчитан на не менее 900 тестов. Характеристики: прозрачная, бесцветная жидкость, рН не менее 6.70 не более 6.90. осмотическое давление (мОсм/кг) не менее 294 не более 312 Проводимость не менее 16.98 не более 17.93 мс Наличие на коробке машиночитаемой маркировки для автоматического ввода с помощью считывателя (rfid-код для автоматического ввода партии). Совместимость с анализаторами Swelab |
Совместимость с анализатором Swelab alfa standard (подтверждена эксплуатационной документацией к оборудованию и (или) письмом от производителя ( уполномоченного представителя производителя) оборудования) |
шт |
36 |
Из совокупности указанных норм Закона о контрактной системе следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что в соответствии с письмом уполномоченного представителя Boule Medical AB в России - компанией ООО "Буль Медикал" (от 28.10.2021 г. исх.156-С), анализаторы, имеющиеся на балансе у Заказчика должны быть в плановом порядке, доукомплектованы сканером метки RFID.
Данные изменения на оборудовании Заказчика произведены региональным партнером - ООО "УралМедСервис" 02.12.2021 г., что подтверждается Актом о проведении работ.
В связи с внесенными изменениями в оборудование, у Заказчика возникла необходимость закупки товара, имеющего машиночетаемую маркировку RFID-код.
Таким образом, Заказчиком в Техническом задании установлены требования к медицинскому изделию с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности и клинической значимости данных характеристик.
Вместе с тем, положения закона о контрактной системе в сфере закупок не содержит запрета Заказчику устанавливать какие-либо конкретные требования к товару, в том числе требования, указанные в спорной позиции.
На основании вышеизложенного, довод жалобы признан Комиссией Курганского УФАС России необоснованным.
Относительно второго довода жалобы, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
Заказчиком закупаются расходные материалы - реагенты для гематологического анализатора SwelabAlfa, имеющегося на балансе у Заказчика.
Данные реагенты предназначены для выполнения анализов крови.
В соответствии с инструкцией по применению медицинского изделия - реагенты для гематологических исследований (далее - Инструкция), реагенты, используемые в геметологических анализаторах, должны обладать характеристиками по составу и компонентам, в том числе:
- изотонический дилуент Swelab AlfaDiluent - pH 6,70-6,90;
- неорганические соли для поддержания изотонической стабильности < 1,5 %;
- бактериостатические агенты (катионы) < 0,1 %;
- буферные соли - < 0,3%.
Во исполнение статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком в Техническом задании установлены требования к закупаемому товару в соответствии с Инструкцией.
В связи с вышеизложенным, довод жалобы признан Комиссией Курганского УФАС России необоснованным.
В результате проведения внеплановой проверки нарушений требований законодательства о контрактной системе Комиссией Курганского УФАС России не установлено.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Пономарева Ю.А. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Заместитель Председателя комиссии |
_________________ / А.В. Иванова |
Члены комиссии: |
_________________ / И.М. Стрижова |
|
_________________ / М.П. Чеботина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 20 декабря 2021 г. N 05-02/352-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021