Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 09.12.2021 N 840 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ПРОФИТ" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителя заказчика - МБУ "Отдел капитального строительств" Муниципального района "Белгородский район" Белгородской области" Чуевой Е.С. (по доверенности от 23.06.2021 N 06/23), представителя заявителя - ООО "ПРОФИТ" Сошенко М.И. (по доверенности от 01.04.2021 N 13), в отсутствии представителя уполномоченного органа - администрации Белгородского района (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено) рассмотрев материалы дела N 031/06/64-881/2021 по жалобе ООО "ПРОФИТ" на положения документации об электронном аукционе "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Благоустройство детской и спортивной площадок в с. Пушкарное, ул. Студенческая" (N закупки 0126300029121000892) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ПРОФИТ" на положения документации об Электронном аукционе.
Заявитель в жалобе указывает на несоответствие положений документации об Электронном аукционе Закону о контрактной системе, а именно:
1. По мнению заявителя, объект закупки строительство, а не благоустройство.
2. Заказчиком неверно определен код видов расходов (244), что влечет не целевое расходование бюджетных средств.
3. В документации об Электронном аукционе не указан адрес строительной площадки, что не дает в полной мере понять, сколько и какие затраты необходимо понести для выполнения строительно-монтажных работ.
4. В документации об Электронном аукционе отсутствуют конкретные технические требования к поставляемым товарам.
5. В проекте муниципального контракта документации об Электронном аукционе имеются неточности, в части указания на исполнителя строительно-монтажных работ по объекту: в пункте 4.18 муниципального контракта "Генеральный подрядчик", а в пункте 6.1 муниципального контракта "Подрядчик".
Заказчик - МБУ "Отдел капитального строительств" Муниципального района "Белгородский район" Белгородской области", представил возражения на жалобу ООО "ПРОФИТ", с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ПРОФИТ", заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 30.11.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Благоустройство детской и спортивной площадок в с. Пушкарное, ул. Студенческая.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 990 490,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ПРОФИТ" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению N1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Пунктом 2.2 Приложения N 1 к Постановлению 99 установлены требования к участникам закупок при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения муниципальных нужд превышает 5 миллионов рублей у участника закупки должны быть в наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
В соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно, Техническому заданию документации об Электронном аукционе, вид и содержание работ указаны в сметной документации. Исходя из описания указанных в локальном сметном расчете работ, победителю Электронного аукциона необходимо выполнить работы по организации и устройству площадки, для дальнейшего размещения на ней детской игровой площадки. Таким образом, указанные в локальном сметном расчете работы относятся к комплексу мероприятий, установленных Правилами благоустройства.
Вместе с тем, доказательств со стороны заявителя, свидетельствующих, что объектом закупки является строительство в материалы дела не представлены.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что дополнительное требование к участникам закупки с применением пункта 2.2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 в документации об Электронном аукционе соответствует объекту закупки.
2. Приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н (ред. от 29.07.2021) "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" определен порядок формирования и применения кодов бюджетных классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения (далее - Приказ N 85н).
Согласно Извещению о проведении Электронного аукциона Заказчиком установлен код вида расхода 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
В соответствии с пунктом 48.4 Приказа N 85н группа "400 Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности" предназначена для отражения, с учетом установленной в ней детализации по подгруппам и элементам, расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений:
на капитальные вложения в объекты капитального строительства в государственной (муниципальной) собственности, в том числе расходы по государственным (муниципальным) контрактам (договорам) на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства, выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимися объектами работ, иных расходов из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства (реставрации) объектов;
- приобретение объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности;
- на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, в соответствии с концессионными соглашениями;
- на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в результате которых на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц возникает право государственной или муниципальной собственности, оформляемое участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
- на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства в государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что МБУ "Отдел капитального строительств" Муниципального района "Белгородский район" Белгородской области" не планирует учитывать созданную в результате выполнения работ детскую спортивную площадку в качестве объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, отнесение расходов по муниципальному контракту к группе видов расходов 400 "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности" будет не обоснованно.
Согласно пункту 48.2 Приказа N 85н расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд отражаются по группе 200 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
Вместе с тем, Приказом N 85н расходы на оплату закупки работ прямо не поименованы. При этом расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов, отражаются по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
При указанных обстоятельствах, довод заявителя в части неверного определения кода видов расходов не нашел своего подтверждения.
3. В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 3.4 муниципального контракта Место выполнения работ: Белгородская область, Белгородский район, с. Пушкарное, ул. Студенческая.
Согласно Извещению о проведении Электронного аукциона Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги Белгородская область, Белгородский район, с. Пушкарное, ул. Студенческая.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что в проекте муниципального контракта и ЛСР (Приложение N 1 к документации об Электронном аукционе) указаны адреса объектов. Кроме того, Подрядчику будет выдан проект благоустройства общественной территории из которого видно расположение объекта и схему благоустройства территории.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что документация об Электронном аукционе и Извещение о проведении Электронного аукциона содержит информацию о месте выполнения работы согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Как следует из письменных пояснений Заказчика, все ссылки на именования фирм поставщиков или производителей, оборудования или материалов, используемых для выполнения работ, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения, в том числе страны происхождения товара приведены исключительно для обоснования цены таких материалов включенной в расчет сметной стоимости и соответственно начальной (максимальной) цены контракта и по которым возможна идентификация характеристик используемых материалов.
Кроме того, представитель Заказчика указал, что согласно ЛСР 02-01-01, в Разделе 9 МАФы перечислены спортивные тренажеры уличные, которые относятся к материалам, что подтверждает выделенные на этот пункт бюджетные средства.
Комиссией установлено, что согласно Приложению N 1 "Описание объекта закупки" к документации об Электронном аукционе в пункте 2.2 Соответствие применяемых материалов (основных) при выполнении работ установлены ГОСТы к материалам указанным в сметной документации.
Однако, к таким материалам как уличные тренажеры поименованные в Разделе 9 МАФы отсутствует ссылка на соответствующий ГОСТ.
Вместе с тем, существует ГОСТ Р 57538-2017 "ТРЕНАЖЕРЫ СТАЦИОНАРНЫЕ УЛИЧНЫЕ. Общие требования безопасности и методы испытаний", который устанавливает общие требования безопасности к изготовлению, монтажу, техническому обслуживанию тренажеров, а также методы испытаний тренажеров.
Учитывая вышеизложенное Комиссия приходит к выводу, что Заказчик не указал вышеупомянутый ГОСТ в пункте 2.2 Приложения N 1 "Описание объекта закупки" к документации об Электронном аукционе, тем самым не дает в полной мере потенциальным участникам закупки определить параметры и характеристики товара.
Таким образом, выявленные нарушения свидетельствует о нарушении пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанные в муниципальном контракте понятия "Генеральный подрядчик" и "Подрядчик" не могут ввести кого-либо в заблуждение, поскольку, исходя из предмета муниципального контракта, они являются идентичными и не пересекаются с понятием "Субподрядчик".
На основании изложенного Комиссия приходит к необоснованности довода заявителя.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПРОФИТ" обоснованной в части.
2. Признать в действиях заказчика - МБУ "Отдел капитального строительств" Муниципального района "Белгородский район" Белгородской области" нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 15 декабря 2021 г. N 031/06/64-881/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2021