Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ лицей N 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Феникс" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 38128-ЭП/21 от 06.12.2021) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке зданий и территорий для нужд ГБОУ лицей N226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 1 квартале 2022 г. (извещение N 0372200257821000033) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 22.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200257821000033. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 991 165,77 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на возможные неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч. ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.12.2021 N 0372200257821000033-1, Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
Основание: п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе: Первая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе и ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе. Обоснование принятого решения: участником закупки предоставлена информация о конкретных показателях используемого товара, не соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, а именно:
В п.4 Приложения N3 к Техническому заданию "Дозатор жидких средств бытовой тип 1" заказчиком установлено требование:
Объем: > 800 и 1000 Кубический сантиметр;^миллилитр.
Размер дозы за 1 срабатывание: 0,5 мл.
Участник указал:
Объем: 1000^миллилитр.
Размер дозы за 1 срабатывание: 0,5 мл.
В соответствии с инструкцией:
- Во всех иных случаях, не указанных в настоящей Инструкции, установлены значения показателей и требования, которые не могут изменяться, и участник закупки в первой части заявки обязан указать сведения точно в соответствии с установленным, без изменения.
- Отсутствие или изменение единиц измерения показателей, изменение наименования товара и изменение наименования показателя (характеристики) товара в заявке участника расценивается комиссией как не указание конкретн-(ого) (ых) значени-(я)(й) показателя.
Символ "" инструкцией не определен.
Так как участник предоставил для параметров "Объем" и "Размер дозы за 1 срабатывание" значения, не соответствующие требованиям инструкции, то Дозатор жидких средств бытовой тип 1 не соответствуют требованиям Заказчика.
В п.6 Приложения N3 к Техническому заданию "Дозатор жидких средств бытовой тип 2" заказчиком установлено требование:
Объем: > 800 и 1000 Кубический сантиметр;^миллилитр.
Участник указал:
Объем: 1000^миллилитр.
В соответствии с инструкцией:
- Во всех иных случаях, не указанных в настоящей Инструкции, установлены значения показателей и требования, которые не могут изменяться, и участник закупки в первой части заявки обязан указать сведения точно в соответствии с установленным, без изменения.
- Отсутствие или изменение единиц измерения показателей, изменение наименования товара и изменение наименования показателя (характеристики) товара в заявке участника расценивается комиссией как не указание конкретн-(ого) (ых) значени-(я)(й) показателя.
Символ "" инструкцией не определен.
Так как участник предоставил для параметра "Объем" значение, не соответствующее требованиям инструкции, то Дозатор жидких средств бытовой тип 2 не соответствуют требованиям Заказчика.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что Приложение N 3 к Техническому заданию документации об электронном аукционе содержит требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности товара, поставляемого при выполнении работы, а также характеристики товаров по КТРУ, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика.
Комиссия УФАС сообщает, что к позициям, ставшим причиной отклонения заявки участника, установлены требования "Объем: > 800 и 1000 Кубический сантиметр;^миллилитр" и "Размер дозы за 1 срабатывание: 0,5 мл".
Заявитель в своей заявке, указав данное значение, изменил показатель, который, по мнению аукционной комиссии, не должен был изменяться.
Инструкцией установлено к том числе следующее:
- Во всех иных случаях, не указанных в настоящей Инструкции, установлены значения показателей и требования, которые не могут изменяться, и участник закупки в первой части заявки обязан указать сведения точно в соответствии с установленным, без изменения.
- Отсутствие или изменение единиц измерения показателей, изменение наименования товара и изменение наименования показателя (характеристики) товара в заявке участника расценивается комиссией как не указание конкретн-(ого) (ых) значени-(я)(й) показателя.
- В случае установления неизменных показателей, в виде вариантов значения показателя, с применением знака ";", потребностям Заказчика удовлетворяет один, любой из вариантов таких значений, т.е. участник указывает значение без использования знака ";".
Заявитель применял следующее положение инструкции:
- В случае установления требования к минимальному значению показателя, с использованием слов/словосочетаний/символов: "не менее", "не ниже", "" участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, равное или превышающее установленное значение показателя, без использования указанных слов/словосочетаний/символов.
- В случае установления неизменных показателей, в виде вариантов значения показателя, с применением знака ";", потребностям Заказчика удовлетворяет один, любой из вариантов таких значений, т.е. участник указывает значение без использования знака ";".
Заявитель не имел оснований руководствоваться положениям инструкции, определяющими порядок применения символов и слов "более", "выше", ">", "от", так как данные положения инструкции не определяют порядок применения символа "".
Таким образом, так как инструкцией не определен символ "", то значение показателей "Объем" и "Размер дозы за 1 срабатывание" участник должен был оставить без изменений.
В указанных обстоятельствах, с учетом положений инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия УФАС констатирует, что аукционная комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для признания, вышеуказанных конкретных показателей товара, соответствующими потребностям Заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела достаточное основание для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок), следовательно, в ее действиях не находятся признаки нарушения ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 8, 33, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Феникс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 декабря 2021 г. N 44-5970/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2021