Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Дедова В.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - КГБУ "Автохозяйство N1" - Ершова Лариса Анатольевна, Васильева Александра Викторовича, Суконцеву Екатерину Валерьевну;
от ООО "ТД "ДИАЛ" - Болдыревой Светланы Юрьевны,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГБУ "Автохозяйство N1" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ТД "ДИАЛ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N ЭА.2021.6815 от 28.06.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321006815 "Поставка запасных частей для ремонта автомобилей", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
22 декабря 2021 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБУ "Автохозяйство N1" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ТД "ДИАЛ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N ЭА.2021.6815 от 28.06.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321006815 "Поставка запасных частей для ремонта автомобилей".
28 декабря 2021 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представители заказчика настаивают на включении сведений об ООО "ТД "ДИАЛ" в реестр недобросовестных поставщиков. Указали, при поставке товара не было представлено надлежащего подтверждения страны его происхождения, указанной в контракте, в связи с чем товар не может быть принят заказчиком.
Представитель ООО "ТД "ДИАЛ" против удовлетворения заявления возражает. Полагает, что у заказчика нет оснований сомневаться в происхождении товара, поскольку заказчик не проводил экспертизу товара, а только обратился к специалисту, выводы которого в заключении от 15.09.2021 г. не могут быть приняты во внимание. В настоящее время поставщик обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности за поставленный товар (дело N А03-17326/2021).
Заслушав представителей заказчика, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
03 июня 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000321006815 "Поставка запасных частей для ремонта автомобилей". Начальная (максимальная) цена контракта - 868 452 руб.
На участие в закупке было подано 3 заявки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15 июня 2021 года все заявки допущены к участию.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16 июня 2021 года победителем признано ООО "ТД "ДИАЛ", предложившее цену контракта в размере 547 097 руб. 38 коп. Снижение (максимальная) цена контракта составило 37,0%.
28 июня 2021 года по итогам закупки N 0817200000321002453 между КГБУ "Автохозяйство N1" и ООО "ТД "ДИАЛ" был заключен контракта N ЭА.2021.6815, по условиям которого поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно заказчику запчасти для ремонта автомобилей по наименованиям, качеству, комплектации, в количестве, ассортименте согласно Спецификации (Приложение N1) в установленный контрактом срок. В спецификации контракта поименованы лобовые стекла автомобилей, в ассортименте.
Согласно пункту 5.5 контракта экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
В пункте 4.1 контракта указано, что поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме в течение 30 дней с даты заключения контракта.
Поставщик передал заказчику товар.
Заказчик обратился в экспертную организацию - ООО "Региональный центр оценки и экспертизы", которая представила Заключение специалиста N 30-21-09-06 от 15.09.2021 г. На вопрос "Являются ли представленные на исследование запасные части (ветровые автомобильные стекла) оригинальными запасными частями либо дубликатами (заменителями, аналогами) или контрафактом. Соответствует ли страна изготовитель заявленной в контракте на поставку NЭА.2021.6815 от 28 июня 2021 г.?". На указанный вопрос специалист указал, что 5 из 10 стеком являются оригинальными, остальные 5 - контрафактом. По некоторым стекла страну изготовитель определить невозможно.
17 сентября 2021 года заказчик направил поставщику мотивированный отказ от приемки товара, в котором указал, что обратился в экспертную организацию, которая установила несоответствие поставленного товара спецификации к контракту, в связи с чем заказчик требует поставку соответствующего товара до 04 октября 2021 года.
Письмом от 01 октября 2021 года заказчик предупредил поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае отказа от поставки надлежащего товара.
Поставщик товар не заменил.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 10.1 и 10.2 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
невыполнение поставщиком обязательства по передаче вместе с товаром документов или копий документов, предусмотренных контрактом;
невыполнение поставщиком требования заказчика о замене товара, доукомплектовании товара, поставки недопоставленного количества товара;
неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товара;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Поскольку страна изготовитель товара не соответствовала поименованной в контракте, 27 октября 2021 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N ЭА.2021.6815 от 28.06.2021 г.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 29 октября 2021 года было направлено поставщику заказным письмом, по электронной почте, а также размещено в единой информационной системе.
У заказчика отсутствуют сведения о получении поставщиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 10 декабря 2021 года.
Исследовав представленные подрядчиком в обоснование совей добросовестности документы, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
Поставщик передал заказчику товар в полном объеме.
Заказчик обратился в экспертную организацию ООО "Региональный центр оценки и экспертизы", которая представила Заключение специалиста N 30-21-09-06 от 15.09.2021 г., без указания на проведение экспертизы поставленного товара и его соответствия условиям контракта.
На заседании Комиссии представители заказчика не пояснили возможность использования товара по назначению и несоответствие товара каким-либо еще условиям контракта кроме страны изготовления.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Между тем, Закон о контрактной системе не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссия, рассмотрев представленные в материалы дела сведения и документы, пришла к выводу об отсутствии факта недобросовестного поведения подрядчика. Подрядчик поставил товар в полном объеме с сопроводительными документами. Заказчиком не была проведена экспертиза товара, однозначно свидетельствующая о несоответствии поставленного товара условиям контракта.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой проверки действий заказчика - КГБУ "Автохозяйство N1" при осуществлении закупки N 0817200000321006815 "Поставка запасных частей для ремонта автомобилей" не установлены.
2. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "ТД "ДИАЛ".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
В.Г. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 28 декабря 2021 г. N РНП-22-2-Р/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2021