Резолютивная часть решения объявлена 27.12.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 30.12.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении:
от заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" (далее - ГКУ РТ "Госстройзаказ", заказчик):
- "_" действующая на основании доверенности б/н от 07.07.2021 года;
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя Общества с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ-ИНВЕСТ" (далее - ООО "КАПИТАЛ-ИНВЕСТ", общество),
рассмотрев обращение (вх. N 6431 от 21.12.2021 года) ГКУ РТ "Госстройзаказ" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "КАПИТАЛ-ИНВЕСТ" (655004, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Советская, д. 169, кв. 13, ИНН: 1901140380, КПП: 190101001, ОГРН: 1191901000708, дата регистрации юридического лица 21.01.2019 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 248-21 от 24.08.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0112200000821003684 "Завершение строительства двухквартирного жилого дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в с. Кара-Хаак Кызылского района Республики Тыва", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее Правила), в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 22.12.2021 года N 425 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0112200000821003684.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России 27.12.2021 года представитель заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении, а также пояснила, что с даты заключения государственного контракта N 248-21 от 24.08.2021 года и после принятия решения от 09.11.2021 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 248-21 от 24.08.2021 года со стороны ООО "КАПИТАЛ-ИНВЕСТ" никаких действий по выполнению условий контракта не производилось.
От ООО "КАПИТАЛ-ИНВЕСТ" пояснений о причинах ненадлежащего исполнения обязательств по контракту не поступало.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-75/2021, а также выслушав пояснение лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) 05.08.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821003684 "Завершение строительства двухквартирного жилого дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в с. Кара-Хаак Кызылского района Республики Тыва", начальная (максимальная) цена контракта - 2 474 109,00 рублей.
Согласно документации электронного аукциона и извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000821003684 заказчиком является ГКУ РТ "Госстройзаказ".
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0112200000821003684 от 13.08.2021 года:
Сведения о последних предложениях участников аукциона | |||
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
110346044 |
1 305 840,50 руб. |
13.08.2021 06:33:58 (по московскому времени) |
понижение |
110341539 |
1 320 840,50 руб. |
13.08.2021 06:33:57 (по московскому времени) |
понижение |
110344684 |
1 457 693,25 руб. |
13.08.2021 06:27:29 (по московскому времени) |
понижение |
110331008 |
1 758 769,30 руб. |
13.08.2021 06:06:08 (по московскому времени) |
понижение |
110352422 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 47,22%.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0112200000821003684 от 13.08.2021 года 4 поданных заявки признаны соответствующими требованиям, установленным Законом о контрактной системе и аукционной документацией, победителем электронного аукциона N 0112200000821003684 признан участник закупки - ООО "КАПИТАЛ-ИНВЕСТ", с идентификационным номером заявки 110346044, предложивший ценовое предложение в размере 1 305 840,50 рублей.
24.08.2021 года между ГКУ РТ "Госстройзаказ" и ООО "КАПИТАЛ-ИНВЕСТ" заключен государственный контракт N 248-21 на сумму 1 305 840,50 рублей.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 11.3 государственного контракта от 24.08.2021 года N 248-21 предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, у поставщика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Согласно представленным в материалы дела документам 09.11.2021 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 248-21 от 24.08.2021 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 10.11.2021 года.
Кроме того, решение от 09.11.2021 года об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено в адрес ООО "КАПИТАЛ-ИНВЕСТ" 09.11.2021 года, письмом АО "Почта России" с почтовым идентификатором N 6670076500326, которое возвратилось в адрес заказчика 16.12.2021 года в связи с истечением срока хранения.
С учетом изложенного, в силу требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ООО "КАПИТАЛ-ИНВЕСТ" о принятом Заказчиком решении является 11.12.2021 года, то есть дата, следующая за датой истечения тридцати дневного срока с даты размещения решения заказчика от 10.11.2021 года об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС. Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе является 22.12.2021 года, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России основанием для принятия заказчиком решения от 09.11.2021 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 248-21 от 24.08.2021 года является не выполнение исполнителем своих обязательств по данному контракту в установленный срок.
Из материалов дела следует, что заказчиком направлялась претензия исх. N ЭБ-02-3876 от 14.10.2021 года о выполнении работ по государственному контракту и был произведен аванс в размере 30% от цены контракта (платежное поручение N589245 от 03.09.2021 года), но в установленные контрактом сроки общество так и не приступило к обязательствам по исполнению контракта, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу части 1 статьи 742 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии со статьей 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете (часть 1 статьи 743 ГК РФ).
Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию (часть 2 статьи 743 ГК РФ).
С учетом изложенных законоположений ГК РФ существенными условиями договора строительного подряда являются:
- условия, позволяющие определить конкретный вид работы;
- условие о сроке выполнения работ, в том числе об их начале;
- условие о цене работы.
Согласно пункту 2.1 государственного контракта N 248-21 от 24.08.2021 года Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется завершить строительство двухквартирного жилого дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в с. Кара-Хаак Кызылского района Республики Тыва (далее - Работы) и передать результат Работ Государственному заказчику, а Государственный заказчик обязуется принять результат Работ, выполненных Подрядчиком в полном объеме и в сроки, установленные Контрактом, и оплатить обусловленную Контрактом цену.
В соответствии с пунктом 3.2 и приложением N 2 к государственному контракту N 248-21 от 24.08.2021 года исполнитель должен выполнить завершить строительство двухквартирного жилого дома с даты заключения контракта, то есть с 24.08.2021 года в течение 60 календарных дней (до 23.10.2021 года).
Комиссией Тывинского УФАС России, установлено, что в нарушение условий государственного контракта N 248-21 от 24.08.2021 года общество с момента заключения контракта не приступило к его исполнению, то есть не исполнило обязательства по завершению строительства двухквартирного жилого дома в установленный срок.
В силу статьи 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Частью 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, ООО "КАПИТАЛ-ИНВЕСТ" не выполнило свои обязательства по государственному контракту N 248-21 от 24.08.2021 года, выразившиеся в нарушении существенных условий контракта, а именно не исполнение обязательств по контракту в установленные сроки.
При этом, необходимо отметить, что ООО "КАПИТАЛ-ИНВЕСТ", подавая заявку на участие в аукционе в электронной форме и участвуя в нем, соглашается с условиями контракта и сметной документацией, определить объем и срок выполненных работ, учесть потенциальные риски при заключении и исполнении контракта.
Таким образом, участник закупки, принимая решение об участии в торгах, должен осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и заключения с ним контракта в дальнейшем, а именно: в силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие не исполнения условий контракта лежит именно на исполнителе поскольку им не предприняты все возможные меры для его исполнения.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что факт неисполнения ООО "КАПИТАЛ-ИНВЕСТ" обязательств по контракту в установленный срок (в том числе срока начала выполнения работ), свидетельствует о совершении им недобросовестных действий. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе рассмотрения обращения ГКУ РТ "Госстройзаказ" оснований для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "КАПИТАЛ-ИНВЕСТ", предусмотренных пунктом 15 Правил, не установлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ-ИНВЕСТ" (655004, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Советская, д. 169, кв. 13, ИНН: 1901140380, КПП: 190101001, ОГРН: 1191901000708, дата регистрации юридического лица 21.01.2019 года) его генерального директора (в период заключения и исполнения государственного контракта N 248-21 от 24.08.2021 года) и учредителя Андреева Михаила Николаевича ИНН: 190118031229, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 248-21 от 24.08.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0112200000821003684 "Завершение строительства двухквартирного жилого дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в с. Кара-Хаак Кызылского района Республики Тыва" включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 настоящего решения, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения данных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III) разделы |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III раздел |
|||
22.12.2021 |
27.11.2021 |
21.12.2021 |
0 |
21.12.2021 |
28.12.2021 |
27.12.2021 |
0 |
30.12.2021 |
30.12.2021 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 30 декабря 2021 г. N 017/06/104-75/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2021