Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
ГБНОУ детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга "Балтийский берег" (далее - Заказчик), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
ООО "РМА" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 40663-ИП/21 от 23.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг скорой медицинской помощи на проводимых массовых детских мероприятиях в условиях природной среды (СЮТУР) (извещение номер 0372200078921000089) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 14.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, номер извещения 0372200078921000089. Начальная (максимальная) цена контракта - 502 667,15 рублей.
В жалобе ООО "РМА" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неверном установлении единых требований к участникам закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе (ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Требования к участникам закупки установлены Заказчиком в п. 12 "Предъявляемые к участникам электронного аукциона требования" раздела I "Сведения о проводимом электронном аукционе" документации об аукционе.
Данным разделом документации предусмотрено, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
"Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31): Требования не установлены".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Требования к составу второй части заявки установлены Заказчиком п. 14 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела I "Сведения о проводимом электронном аукционе" документации об аукционе, согласно которому:
"Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, или копии этих документов: Требования не установлены".
Согласно ч.ч. 3-5 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В адрес Заказчика поступил запрос на предоставление разъяснений положений документации об аукционе следующего содержания:
"Заказчиком не корректно указано, лицензию на какой именно вид работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность необходимо иметь участникам закупки, что не является надлежащим исполнением требований п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии Приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 г. N 388Н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи"; Приказа Минздрава России от 28.10.2020 г. N 1165н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи"; Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 г. N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")"; Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1085 (ред. от 28.11.2020) "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений"); Приказа Министерства здравоохранения РФ от 23.10.2020 г. N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)"; Приказа Министерства здравоохранения РФ от 19.08.2021 г. N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность", имеется необходимый перечень (работ) услуг составляющих медицинскую деятельность и требование на наличии видов деятельности, а именно:
- лицензия на осуществление медицинской деятельности: при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лечебной физкультуре и спортивной медицине; при оказании скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, по: анестезиологии и реаниматологии, реаниматологии, педиатрии.
- лицензия по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, культивированию наркосодержащих растений: - Хранение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; Перевозка наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; Приобретение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; Использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации в медицинских целях; - Хранение психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; Перевозка психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; Приобретение психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; Использование психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации, в медицинских целях".
20.12.2021 в 12 часов 17 минут Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещены разъяснения положений документации об аукционе, в которых учреждение ответило на запрос следующим образом:
"Пояснение по требующимся лицензиям
1. Лицензируемый вид деятельности: Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")
Необходимый перечень (работ) услуг составляющих медицинскую деятельность, а именно:
При оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
-при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации по: скорой медицинской помощи.
2. Лицензия на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, культивированию наркосодержащих растений:
- Приобретение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации;
- Приобретение психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации;
- Хранение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации;
- Хранение психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации;
- Использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации в медицинских целях;
- Использование психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации, в медицинских целях".
Указанные разъяснения изменяют суть документации, поскольку фактически дополняют ее требованиями к участникам закупки. При установленных обстоятельствах в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, документация об аукционе должна содержать иные требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно:
1. Наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности:
- при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лечебной физкультуре и спортивной медицине;
- при оказании скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, по: анестезиологии и реаниматологии, реаниматологии, педиатрии.
2. Наличие лицензии по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, культивированию наркосодержащих растений:
- хранение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации;
- перевозка наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации;
- приобретение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации;
-использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации в медицинских целях;
- хранение психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; Перевозка психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации;
- приобретение психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации;
- использование психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации, в медицинских целях.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензируемым видом деятельности.
Перечень работ (услуг), составляющих данный вид деятельности (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Названный Перечень включает в себя, в том числе, работы (услуги) по:
- анестезиологии и реаниматологии;
- лечебной физкультуре;
- педиатрии;
- реаниматологии;
- скорой медицинской помощи;
- спортивной медицине.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки установлено Заказчиком в Приложении N 2 "Техническое задание" к документации об аукционе.
Из содержания данного раздела документации следует, что объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, которая осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи, при проведении спортивных мероприятий.
Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" (далее - Порядок) утвержден приказом Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н (зарегистрирован в Минюсте России 03.12.2020 N 61238).
В соответствии с п.п. 2, 3 и 29 Порядка медицинская помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом, оказывается в виде:
- первичной медико-санитарной помощи;
- специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
- скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию.
Медицинская помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом, оказывается в следующих условиях:
- амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
- в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
- стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
- вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации).
На этапе непосредственного медицинского обеспечения участникам и зрителям оказывается медицинская помощь врачами спортивных команд, медицинскими работниками мероприятий, а при необходимости - медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи. В случае необходимости пациента доставляют в ближайший медицинский пункт объекта спорта. В экстренных ситуациях производится медицинская эвакуация пациента в медицинскую организацию для оказания ему специализированной медицинской помощи, минуя медицинский пункт объекта спорта.
При невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и при наличии медицинских показаний лицо, занимающееся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении мероприятий), направляется в медицинскую организацию, оказывающую первичную специализированную медицинскую помощь по профилю "Лечебная физкультура и спортивная медицина" (п. 12 Порядка).
Согласно п. 11 Порядка скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается выездными бригадами скорой медицинской помощи.
Приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н (зарегистрирован в Минюсте России 16.08.2013 N 29422) утвержден Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.
Пунктом 18 названного Порядка предусмотрено, что при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе в местах проведения массовых мероприятий, организовываются дежурства выездных бригад скорой медицинской помощи.
В силу п.п. 2, 4 и 5 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, утвержденных Приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н, основной целью деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи является оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, включая ее оказание на месте вызова скорой медицинской помощи, при осуществлении медицинской эвакуации.
Выездные бригады скорой медицинской помощи по своему профилю подразделяются на общепрофильные и специализированные.
Специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи подразделяются на бригады:
а) анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрические;
б) педиатрические;
в) психиатрические;
г) экстренные консультативные;
д) авиамедицинские.
Выездная бригада скорой медицинской помощи вызывает специализированную выездную бригаду скорой медицинской помощи или выездную экстренную консультативную бригаду скорой медицинской помощи (при их наличии на территории обслуживания) в случаях, когда состояние пациента требует использования специальных методов и сложных медицинских технологий, выполняя на месте до ее прибытия максимально возможный объем медицинской помощи собственными силами и средствами.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что объектом закупки является оказание услуг по медицинскому сопровождению спортивных мероприятий (обеспечение дежурств врачебной бригады скорой медицинской помощи во время проведения спортивных мероприятий), следовательно, наличие у участников закупки лицензии на осуществление скорой медицинской помощи является исчерпывающим условием для соответствия участников п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (в данной части).
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений является лицензируемым видом деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1085 (ред. от 28.11.2020) "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" утверждены Положение о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, а также Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
Названный перечень включает деятельность по перевозке наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Заявитель обжалует отсутствие в документации об аукционе требований о наличии у участников закупки лицензии на осуществление данного вида деятельности, поскольку в соответствии с приказом Минздрава России от 28.10.2020 N 1165н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи" (зарегистрирован в Минюсте России 26.11.2020 N 61099) укладка общепрофильная для оказания скорой медицинской помощи комплектуется лекарственными препаратами, поименованными в перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681.
Правила перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 449 "О порядке перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов".
В соответствии с п. 4 данных правил юридическое лицо осуществляет перевозку наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров:
- на основании заключенного в установленном порядке с другим юридическим лицом договора перевозки, договора поставки, договора передачи на уничтожение или иного договора, в соответствии с которым у одной из сторон договора возникает обязанность осуществить перевозку наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- без заключения договора в целях обеспечения наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами своих структурных подразделений (филиал, представительство или иное обособленное подразделение юридического лица, указанное в его учредительных документах), адрес места нахождения которых отличается от адреса места нахождения юридического лица.
Пунктом 5 Правил перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов установлено, что при каждой перевозке наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров руководителем юридического лица, осуществляющего перевозку наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, издается приказ о назначении лиц, ответственных за их получение, доставку, передачу и сохранность, допущенных в установленном порядке к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами.
В приказе указываются транспортные средства, используемые для перевозки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также дата и номер договора, если перевозка осуществляется на его основании.
Также названными правилами регламентированы требования к транспортным средствам, транспортной таре, упаковке и упаковочным материалам, перечню документов, которые должны при себе иметь лица, ответственные за перевозку. Кроме того, при перевозке наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, транспортная тара, упаковка или упаковочный материал должны содержать адреса отправителя и получателя наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
В рассматриваемом случае, объектом закупки не предусмотрено оказание услуг по перевозке наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Вместе с тем, согласно п. 4(1) Правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148 "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров") к местам временного хранения наркотических средств и психотропных веществ относятся укладки, наборы, комплекты для оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, скорой и паллиативной медицинской помощи, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества.
При установленных обстоятельствах, условия п. 18.6.4.4 документации об аукционе являются исчерпывающими для подтверждения соответствия участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в данной части).
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком правомерно установлены требования к участникам закупки, следовательно, доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Вместе с тем, документацией об аукционе не предусмотрены соответствующие требования к участникам закупки, а также к составу второй части заявки, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 31 и п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. В данной части доводы жалобы являются обоснованными.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с протоколом N 109/2 подведения итогов электронного аукциона от 23.12.2021 заявки всех участников закупки (в том числе, Заявителя) были признаны соответствующими требованиям документации.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РМА" обоснованной в части отдельных доводов неверном установлении единых требований к участникам закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31 и ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 декабря 2021 г. N 44-6193/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2022