Резолютивная часть оглашена 30.12.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков), рассмотрела обращение муниципального бюджетного учреждения культуры Вязниковского района Владимирской области "Музей Песни ХХ века" (далее - МБУК "Музей Песни ХХ века", заказчик) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Городской центр экспертизы строительства и проектирования" (далее - ООО "ГЦЭСП", Общество, исполнитель, подрядчик) (ИНН 7814258139, КПП 781401001, Юридический адрес: 197082, Российская Федерация, город Санкт-Петербург, улица Камышовая, дом 56, корпус 3, квартира 48) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона "Текущий ремонт крыши объекта культурного наследия регионального значения "Дома семьи А.Фатьянова" нач. ХХ в., расположенного по адресу: Владимирская область, г. Вязники, ул. Пушкинская, 7 для нужд МБУК "Музея Песни ХХ века" (закупка N 0128300009121000098).
29.12.2021 в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 30.12.2021.
На заседании Комиссии присутствовали представители: заказчика; ООО "ГЦЭСП".
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
У С Т А Н О В И Л А:
Во Владимирское УФАС России поступило обращение МБУК "Музей Песни ХХ века" о включении информации в отношении ООО "ГЦЭСП" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в котором указаны следующие обстоятельства.
18.05.2021 между заказчиком и Обществом заключен контракт на текущий ремонт крыши объекта культурного наследия регионального значения "Дома семьи А.Фатьянова" нач. ХХ в., расположенного по адресу: Владимирская область, г. Вязники, ул. Пушкинская, 7 для нужд МБУК "Музея Песни ХХ века.
24.05.2021 подрядчик обратился в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области (далее - государственная инспекция) за получением разрешения. Письмом от 24.06.2021 ООО "ГЦЭСП" отказано в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по причине предоставления неполного пакета документов, а также выявления недостатков проектной документации. После проектной организацией ООО "Крепость" были внесены необходимые изменения в проектную документацию.
28.06.2021 подрядчик повторно обратился в государственную инспекцию для получения разрешения. Письмом от 26.07.2021 ему снова отказано в выдаче разрешения на проведение работ в виду установления недостатков в проектной документации, а также отсутствия подписи в ведомости объемов ремонтных работ, которая включает в себя работы по реставрации кирпичной кладки стен, а также реставрацию и воссоздание штукатурных элементов фасадов. Однако данные работы (реставрационные) при проведении торгов заказчик не заявлял. Проектной организацией ООО "Крепость" были внесены необходимые изменения в проектную документацию. Заказчиком было предложено подрядчику обратиться в государственную инспекцию за получением разрешения на работы.
05.08.2021 ООО "ГЦЭСП" сообщило о невозможности приступить к ремонтным работам до момента устранения заказчиком выявленных государственной инспекцией замечаний и несоответствий в проектной документации, одновременно предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Не согласившись с позицией Общества, заказчик предложил ему обратиться в государственную инспекцию, так как ООО "Крепость" были внесены соответствующие изменения в проектную документацию, о чем свидетельствует письмо от 11.08.2021.
11.08.2021 подрядчику была направлена претензия заказчика с предложением выполнить обязательства по контракту, а также направлена исправленная проектная документация.
09.09.2021 подрядчик снова обратился в государственную инспекцию за получением разрешения.
07.10.2021 подрядчику письменно отказано в выдаче разрешения на работы в виду следующего: не были обозначены в первых двух заключениях; пакет документов не прошит и не заверен в установленном порядке, утвержденном приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 N 2625.
22.11.2021 ООО "ГЦЭСП", не устранив недостатки в документах, указанные в заключении государственной инспекции, направило письмо с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Согласно пункту 3.6 контракта подрядчик обязуется приступить к работе, предусмотренной контрактом, в течение 2-х дней с момента получения разрешения на выполнение работ и завершить ее в течение 120 рабочих дней.
Так как конкретный срок получения разрешения на работы контрактом не предусмотрен, заказчиком ООО "ГЦЭСП" было предложено вновь обратиться в государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области за получением разрешения на работы, так как все недостатки проектной документации устранены. Однако Общество отказалось от выполнения работ по контракту.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 7.10 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 7.13 контракта информация о подрядчике, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включаются в установленном порядке в реестр недобросовестных подрядчиков.
21.12.2021 в связи с тем что, ООО "ГЦЭСП" не выполнило работы, МБУК "Музей Песни ХХ века" приняло решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта.
Представитель Общества пояснил следующее.
ООО "ГЦЭСП" не приступило к выполнению работ по ремонту крыши ввиду наличия обстоятельств, возникших не по его воле и вине.
Согласно предмету контракта, подрядчик осуществляет ремонт крыши объекта культурного наследия, что влечет за собой совершение ряда действий перед выполнением ремонта на таком объекте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее -N73-ФЗ) работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45 N73-ФЗ, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45 N73-ФЗ, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Органом охраны объектов культурного наследия является Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области (далее -государственная инспекция).
Согласно пункту 5.4 Приказа Минкультуры России от 21.10.2015 N 2625 "Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия" (далее - Приказ) в случае проведения работ, связанных с ремонтом объекта культурного наследия, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, направляются следующие документы для получения разрешения: заявление о выдаче Разрешения; документы, указанные в подпунктах 3, 5 и 6 пункта 5.2 Приказа; проектная документация (рабочая) либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ, согласованная с заказчиком.
ООО "ГЦЭСП" неоднократно обращалось в государственную инспекцию за получением разрешения для начала производства работ по ремонту крыши (25.05.2021, 28.06.2021, 09.09.2021), предоставляя установленный Приказом перечень. Однако государственная инспекция отказывала в предоставлении данного разрешения каждый раз, так как проектная документация имела недостатки. Замечания и недостатки проектной документации ООО "Крепость" устраняло, при этом, государственная инспекция выявляла новые. Без получения данного разрешения выполнение работ невозможно.
По факту предоставления МБУК "Музей Песни ХХ века" проектной документации, которая имела недостатки и не позволяла получить разрешение для производства работ, ООО "ГЦЭСП" вело переговоры как путем телефонных разговоров, так и путем направления писем (N 106 от 05.08.2021, N107 от 05.08.2021, N95 от 16.07.2021, N 161 от 22.11.2021).
Заказчик не принимал во внимание тот факт, что отказ в получении разрешения, которое позволит подрядчику осуществить выполнение работ, зависит напрямую от согласованной государственной инспекцией проектной документации, которую предоставляет МБУК "Музей Песни ХХ века" в адрес ООО "ГЦЭСП" (N50 от 12.08.2021, N 01-13/375 от 29.09.2021). Проектная документация была предоставлена лишь в конце августе, то есть сроки уже были затянуты.
В связи со сложившейся ситуацией, подрядчик предлагал заказчику расторжение контракта по соглашению сторон, так как предоставленная проектная документация каждый раз имеет недостатки, что не позволяет приступить к выполнению работ и влечет затягивание сроков ее выполнения не по вине подрядчика. Однако, МБУК "Музей Песни ХХ века" на данные предложения не реагировало (N 106 от 05.08.2021, N 161 от 22.11.2021).
В соответствии с пунктом 14 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (утв. приказом Министерства культуры РФ от 30 июля 2012 г. N 811) (далее - Административный регламент) выдача разрешения осуществляется в срок не более 30 рабочих дней с даты регистрации документов (присвоения входящего номера) в Органе охраны. При этом, Административный регламент не предусматривает возможность получения оснований отказа в течение данного срока.
После получения очередного отказа из государственной инспекции (N ШООКН-395-01-27 от 07.10.2021) заказчик направил в адрес подрядчика исправленную проектную документацию в полном объеме лишь 07.12.2021.
23.12.2021 ООО "ГЦЭСП" было уведомлено о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.12.2021, действуя добросовестно, желая исполнить контракт, Общество в четвертый раз отправило документацию в адрес государственной инспекции для получения разрешения на производство работ (подтверждение отправления документов прилагаем).
Так как подрядчик нацелен на исполнение данного контракта, им был проведен анализ предоставленной проектной документации и выявлен ряд положений, которые требуют уточнений и внесения изменений, о данном факте сообщил заказчику (снимок экрана).
В связи с изложенным, ООО "ГЦЭСП" просит отказать в удовлетворении обращения заказчика о включении информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков).
Пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков определено, что рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В пункте 1 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Из вышеприведенных положений следует, что при поступлении сведений о случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), повлекший односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, и только в случае подтверждения указанного факта он принимает решение о включении сведений о поставщике в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия считает, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение условий контракта исполнителем, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссия, изучив представленные сторонами документы, пришла к выводу, что в материалах дела отсутствуют безусловные документарные доказательства осуществления Обществом действий исключительно в целях причинения вреда другому лицу либо их совершения в обход закона, с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав.
Кроме того, Комиссия не усматривает неоспоримых документарных доказательств, намеренного уклонения ООО "ГЦЭСП" от исполнения контракта.
Данное обстоятельство делает невозможным включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ООО "ГЦЭСП".
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения МБУК "Музей Песни ХХ века" о включении информации в отношении ООО "ГЦЭСП" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 30 декабря 2021 г. N РНП 33-1655
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2022