рассмотрев 13 января 2022 года, посредством видеоконференц-связи, жалобу общества с ограниченной ответственностью "*" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия "*" (далее - Заказчик, *) и Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "*"(далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000321003148 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта капитального строительства "Краснослободский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 30 декабря 2021 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения.
Уведомлением о назначении дела N 013/06/64-5/2022 о нарушении законодательства в сфере закупок Мордовского УФАС России от 11.01.2022 года N 4 рассмотрение жалобы назначено на 13 января 2022 года в 11 часов 00 минут.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика и Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение и документация о проведении Аукциона размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 23.12.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта: 12 044 110,84 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 13.01.2022 09:00.
Дата и время проведения Аукциона: 17.01.2022 09:33.
Согласно жалобе заявителя в аукционной документации ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а именно не указан уровень ответственности члена СРО.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном Аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На основании части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ст. 52 ГрК РФ. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
В силу части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В соответствии с письмами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.09.2017 г. N 31723-ТБ/02 и от 04.09.2018 г. N 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ. Исключение из общего правила обязательности членства в саморегулируемой организации, предусмотренное частью 2.1 статьей 52 ГрК РФ, распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих, строительный контроль за выполнением работ по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, размер обязательств по которым не превышает трех миллионов рублей.
Установлено, что объектом закупки является оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта капитального строительства "Краснослободский дом-интернат для престарелых и инвалидов", начальная (максимальная) цена Контракта 12 044 110,84 руб.
В пункте 18 информационной карты аукционной документации (Требования к участникам закупки, установленные в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе) Заказчиком установлены обязательные требования к участнику закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки: членство участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Перечисленные выше требования не распространяются на участника электронного аукциона в случаях, предусмотренных ч.2.1, 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России приход к выводу, что указанных в пункте 18 информационной карты аукционной документации требований о наличии у участника закупки выписки из реестра членов СРО является достаточным, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика переписывать все нормы законодательства, которому должен соответствовать участник закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что отсутствие в аукционной документации требования к уровню ответственности члена СРО не помешало обществу с ограниченной ответственностью "*" подать заявку на участие в Аукционе.
Добросовестные участники закупки, имеющие намерение принимать участие в электронном аукционе, должны владеть правовыми знаниями в области законодательства, регулирующего сферу контрактной системы. Кроме того, участники имеют возможность ознакомиться с требованиями градостроительного законодательства самостоятельно.
Довод Заявителя признан необоснованным.
Руководствуясь п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "*" на действия Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия "*", Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "*" при проведении электронного аукциона N 0809500000321003148 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта капитального строительства "Краснослободский дом-интернат для престарелых и инвалидов", необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 13 января 2022 г. N 013/06/64-5/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2022