Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Национальная библиотека Республики Коми" (далее - ГБУ РК "НБ РК") от 27.12.2021 N 1090 (вх. от 28.12.2021 N 5753) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Библиотечные системы" (далее - ООО "Библиочип") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 26.08.2021 N 06-ЭА/2021 (реестровый номер договора 2110148506421000010), заключенного по результатам осуществления закупки способом электронного аукциона "Поставка RFID-оборудования", извещение N 0307200030621001340 (далее - договор, электронный аукцион, закупка, обращение),
при участии в заседании посредством веб-видеоконференции:
- <__..>, <__..>, представителей ГБУ РК "НБ РК" по доверенностям от 11.01.2022 NN 14, 15;
- <__..>, представителя ООО "Библиочип" по доверенности от 11.01.2022 N 5,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе ГБУ РК "НБ РК" представлено обращение о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "Библиочип" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ГБУ РК "НБ РК", ООО "Библиочип" надлежащим образом времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.
ООО "Библиочип" письмом от 11.01.2022 (вх. от 11.01.2022 N 58-э.) заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в режиме веб-видеоконференции.
Коми УФАС России указанное ходатайство было удовлетворено, в связи с чем обращение рассмотрено посредством веб-видеоконференции, о чем стороны были извещены посредством электронной почты.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав представителей ГБУ РК "НБ РК", ООО "Библиочип" пришла к нижеследующим выводам.
2. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУ РК "НБ РК".
Объект закупки - "Поставка RFID-оборудования".
Начальная (максимальная) цена договора составила 2 697 654,93 руб.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 20.07.2021;
Изменения извещения о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе размещены на официальном сайте 26.07.2021.
По результатам осуществления закупки, на основании подведения итогов электронного аукциона от 10.08.2021 N 0307200030621001340-3, ГБУ РК "НБ РК" (заказчик) с ООО "Библиочип" (подрядчик) 26.08.2021 заключен договор.
По пунктам 1.1, 1.2, 2.1 договора: "Поставщик обязуется поставить RFID-оборудование (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение к Договору), являющейся неотъемлемой частью Договора.
Цена Договора (Предложение о цене за право заключения Договора) составляет 2 495 330,88 рублей (два миллиона четыреста девяносто пять тысяч триста тридцать рублей восемьдесят восемь копеек), НДС не облагается".
Согласно пунктам 3.1-3.7 договора: "Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, 13 (далее - место доставки) в срок до 30 (тридцати) дней с даты подписания обеими Сторонами Договора.
Поставщик не менее чем за 3 (три) рабочих дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара.
Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Договором, в части их соответствия условиям Договора Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Договором, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При отсутствии у Заказчика претензий по количеству и качеству поставленного Товара Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента доставки Товара Поставщиком подписывает акт приема-передачи Товара, товарную (товарно-транспортную) накладную, счет, счет-фактуру. После этого Товар считается переданным Поставщиком Заказчику.
При выявлении несоответствий в поставленном Товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.), препятствующих его приемке, Заказчик в срок, установленный в пункте 3.5 Договора, отказывает в приемке Товара, направляя Поставщику мотивированный отказ от приемки Товара с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения.
Во всех случаях, влекущих возврат Товара Поставщику, Заказчик обязан обеспечить сохранность этого Товара до момента фактического его возврата. Возврат (замена) Товара осуществляется силами и за счет средств Поставщика. Расходы, понесенные Заказчиком в связи с принятием Товара на ответственное хранение и (или) его возвратом (заменой), подлежат возмещению Поставщиком".
В соответствии с подпунктами 4.1.1-4.1.3 пункта 4.1 договора: "Поставщик обязан, наряду с прочим:
- поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Договором и спецификацией;
- обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Договором;
- обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Договором".
По подпункту 4.2.5 пункта 4.2 договора: "По согласованию с Заказчиком (путем заключения дополнительного соглашения) поставить Товар, качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Договоре (за исключением случаев, которые предусмотрены и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2015, N 29, ст. 4353)".
По подпунктам 4.3.1, 4.3.2, 4.3.5 пункта 4.3 договора: "Заказчик обязуется, наряду с прочим:
- обеспечить своевременную приемку и оплату поставленного Товара надлежащего качества в порядке и сроки, предусмотренные договором;
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора в случае, если в ходе исполнения договора установлено, что Поставщик и (или) поставляемый Товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика;
- провести экспертизу поставленного Товара для проверки его соответствия условиям Договора в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно подпунктам 4.4.1, 4.4.2, 4.4.5, 4.4.6 пункта 4.4 договора: "Заказчик вправе:
- требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по договору;
- требовать от Поставщика своевременного устранения недостатков, выявленных как в ходе приемки, так и в течение гарантийного периода;
- отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям Договора;
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством".
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что: "Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар соответствует требованиям, установленным договором".
В пунктах 12.1-12.2 договора содержатся условия: "Договор вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31 декабря 2021 года. Окончание срока действия Договора не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Договору, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.
Расторжение Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
По пункту 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в том числе в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В частях 12 - 14, 16 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей до 01.01.2022, было установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
4. По результатам анализа материалов обращения установлено следующее.
Письмом от 16.08.2021 N 19 ООО "Библиочип" просило согласовать ГБУ РК "НБ РК" замену товара с улучшенными характеристиками согласно части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе.
ГБУ РК "НБ РК" письмом от 01.09.2021 N 674 не согласовало предложенный ООО "Библиочип" товар с обоснованием причин такого отказа:
Параметры Товара в договоре (Спецификации) |
Параметры товара, предложенные поставщиком |
Примечание Заказчика |
|||
1. Терминал самостоятельного обслуживания | |||||
1.2.6. Общая масса* станции 40 кг |
1.26. Общая масса* станции 110 кг |
Вес в 40 кг позволяет устойчиво разместить оборудование в помещении, кроме того, оборудование крепится к основанию пола. Увеличение массы оборудования не позволяет мобильно перемещать оборудование в помещениях, Заказчика |
|||
1.2.15. Габариты сенсорного монитора: - ширина* 270 мм; - длинна* 500 мм; - диагональ* 24 дюйма, |
1.2.15. Габариты сенсорного монитора: - ширина* 270 мм; - длинна* 500 мм; - диагональ* 22 дюйма. |
Использование экрана меньшей диагонали затрудняет использование оборудования пользователями библиотеки в связи с тем, что читателями могут являться граждане с нарушением зрения. |
|||
3. Рабочая станция библиотекаря | |||||
3.2.1. Размещение считывателя радиочастотной идентификации и экранированных планшетных антенн в едином корпусе |
3.2.1. Размещение считывателя радиочастотной идентификации и экранированных планшетных антенн в разных корпусах |
Характеристика, предлагаемая поставщиком, не является улучшенной, так как предполагает два подключения к компьютеру вместо одного, а также выделение специального пространства на рабочем месте для размещения ридера, Это ухудшает эргономику рабочего места и может привести к повреждению оборудования, |
|||
3.2.11. Расстояние* считывания экземпляров изданий промаркированных библиотечными RFID-метками от 0 мм до 250 мм |
3.2.11. Расстояние* считывания экземпляров изданий промаркированных библиотечными RFID-метками от 0 мм до 300 мм |
У Заказчика нет необходимости в улучшении данной характеристики. |
|||
3.2.21. Коммуникативный интерфейс и питание |
3.2.21. Коммуникативный интерфейс и питание |
Формулировка, предлагаемая Поставщиком, |
|||
экранированного устройства книговыдачи осуществляется по одному кабелю |
экранированного устройства книговыдачи осуществляется кабелю |
не позволяет определить является данный критерий "улучшенным" |
|||
3.2.23. Комплект станции включает: -1.8В-кабель, - считыватель, интегрированную антенну, технический паспорт оборудования с техническими характеристиками оборудования, инструкцию по эксплуатации на русском языке. |
3.2.23, Комплект станции включает: -1ЛВ-кабель, - считыватель, экранированную антенну для считывания антенну для считывания пластиковых карт, технический паспорт оборудования с техническими характеристиками оборудования, инструкцию по эксплуатации на русском языке. |
Характеристика, предлагаемая поставщиком, не является улучшенной, так как размещение антенн и считывателя в разных корпусах ведет к увеличению физических единиц оборудования и интерфейсов подключения, нарушается эргономика рабочего места, увеличивается вероятность повреждения оборудования, |
|||
4. Мобильное устройство автоматизированной инвентаризации единиц хранения библиотечного фонда | |||||
4.4.1. Частота* процессора 1,1 ГГц, 4.4.2. Число * ядер процессора 2 4.4.3. Объем* оперативной памяти 3072 Мб, 4.4.4. Объем* встроенной памяти 32 ГБ. |
4.4.1. Частота* процессора 1,44 ГГц, 4.4.2. Число* ядер процессора 4 4.4.3. Объем* оперативной памяти 4000 Мб, 4.4.4Объем* встроенной памяти 64 ГБ. |
Улучшение характеристик мобильного устройства не оказывает существенного влияния на основной функционал приобретаемого оборудованию |
В письме от 24.09.2021 N 39 ООО "Библиочип" просило ГБУ РК "НБ РК" продлить срок поставки товара до 15.10.2021, а также согласовать поставку товара с иными характеристиками.
ГБУ РК "НБ РК" письмом от 27.09.2021 N 796 уведомило ООО "Библиочип" о сроках исполнения договора и отсутствия товара по состоянию на 27.09.2021. Также в письме ГБУ РК "НБ РК" указало, что позиция ГБУ РК "НБ РК" по вопросу согласования поставки товара с иными характеристиками остается прежней и подробно отражена в письме от 01.09.2021 N 674.
В письме от 15.10.2021 N 53 ООО "Библиочип" просило ГБУ РК "НБ РК" продлить срок поставки товара до 28.10.2021 включительно.
ГБУ РК "НБ РК" письмом от 18.10.2021 N 802 уведомило ООО "Библиочип" о нарушении сроков поставки товара, по вопросу согласования даты поставки товара на 28.10.2021 ГБУ РК "НБ РК" сообщило, что в случае отсутствия поставки товара в указанную дату, ГБУ РК "НБ РК" на основании пункта 12.2 договора вынуждено будет воспользоваться правом реализации процедуры одностороннего отказа от исполнения договора.
ООО "Библиочип" товар по договору поставлен 28.10.2021 по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Катаева, д. 41.
ГБУ РК "НБ РК" в письме от 29.10.2021 N 843 отразило несоответствия поставленного товара спецификации к договору; в срок до 08.11.2021 просило ООО "Библиочип" устранить указанные замечания, не позволяющих осуществить приемку товара.
ООО "Библиочип" в письме от 08.11.2021 N 64 указало, что готово устранить замечания, отраженные в письме ГБУ РК "НБ РК" от 29.10.2021 N 843 в разумные сроки.
Заказчиком - ГБУ РК "НБ РК" письмом от 08.11.2021 N 851 в адрес ООО "Библиочип" направлен мотивированный отказ от приемки Товара с приложенным перечнем выявленных недостатков - несоответствия характеристик поставленного товара условиям договора, а также требование устранить указанные недостатки.
ООО "Библиочип" в письме от 11.11.2021 N 69 просило заказчика согласовать совместную приемку товара с ООО "Библиочип" 18.11.2021 учитывая неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию и срок доставки оборудования для замены.
Заказчиком - ГБУ РК "НБ РК" 12.11.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с нарушением подрядчиком условий договора.
Согласно материалам обращения, решение от 12.11.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора направлено заказчиком 12.11.2021 ООО "Библиочип" по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, 12.11.2021 посредством электронной почты.
Решение от 11.12.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора размещено на официальном сайте 16.11.2021.
Как следует из материалов обращения, датой надлежащего уведомления ООО "Библиочип" о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения договора заказчик признал дату по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно статьям 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С учетом части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статей 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора вступило в силу и договор считается расторгнутым с 28.12.2021.
ООО "Библиочип" в письме от 24.11.2021 N 82 уведомило ГБУ РК "НБ РК" о приостановлении исполнения обязательств по договору до момента предоставления ГБУ РК "НБ РК" возможности их исполнения по адресу, указанному в договоре. Также ООО "Библиочип" в письме указало, что причиной неисполнения обязательств является проведение затянувшихся по времени ремонтных работ по договору N 02-ЭА/2020 на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации: "Библиотека им. В.И. Ленина", в котором располагается ГБУ РК "НБ РК", по адресу: г. Сыктывкар, ул. Советская, 13.
ГБУ РК "НБ РК" в ответ на письмо ООО "Библиочип" от 24.11.2021 N 82 на уведомление о приостановлении исполнения по договору сообщило, что в связи с неисполнением ООО "Библиочип" условий договора ГБУ РК "НБ РК" принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
ООО "Библиочип" в письме от 03.12.2021 N 91 повторно уведомило ГБУ РК "НБ РК" о приостановлении исполнения по договору.
ГБУ РК "НБ РК" в письме от 07.12.2021 N 960 сообщило ООО "Библиочип", что поставленный товар не соответствует техническим характеристикам, установленным к договору; документы, приложенные в письмах от 24.11.2021 N 82, от 03.12.2021 N 91 не являются основанием для неисполнения договора как в части поставки товара, так и в части монтажа и наладки оборудования.
5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Согласно письменным пояснениям ООО "Библиочип", изложенным в письме в адрес Коми УФАС России вх. от 11.01.2022 N 68-э., неисполнение обязательств по договору вызвано нарушением заказчиком существенных условий договора, а именно поставка оборудования по новому адресу. При этом монтаж оборудования для проверки его функциональных качеств при таких условиях невозможен.
Также ООО "Библиочип" указывает, что общество готово было устранить замечания, произвести замену комплектующих, однако заказчик препятствовал исполнению договора, не предоставляя место монтажа и наладки оборудования по договору (причиной которого являлись ремонтные работы по договору N 02-ЭА/2020 на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации: "Библиотека им. В.И. Ленина", в котором располагается ГБУ РК "НБ РК", по адресу: г. Сыктывкар, ул. Советская, 13.
Комиссия Коми УФАС России считает, что вышеобозначенные доводы ООО "Библиочип" не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Существенными условиями договора поставки является предмет поставки, то есть наименование и количество товара.
Адрес поставки в существенные условия договора поставки не входит.
В целях надлежащего исполнения обязательств ООО "Библиочип" по договору ГБУ РК "НБ РК" предоставило возможность обществу произвести поставку товара по адресу, отличному от адреса, указанного в договоре, что не является препятствием для поставки, а также проверки товара на соответствие требованиям, указанным в спецификации к договору.
При этом необходимо обратить внимание, что основанием для мотивированного отказа от приемки товара и принятия решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения договора явились несоответствия технических характеристик товара, которые невозможно было устранить во время монтажа и наладки оборудования (например, габариты сенсорного монитора: длина по Техническому заданию 500 мм, фактически 470 мм; диагональ по Техническому заданию 24 дюйма, фактически 22 дюйма).
Таким образом, заказчик во исполнение пункта 3.6 договора правомерно отказался от приемки товара, который не соответствовал Техническому заданию.
Противоположная позиция, ООО "Библиочип" не нашла своего подтверждения. Монтаж и наладка оборудования, несоответствующего Техническому заданию, противоречила бы заключенному договору, а также принципу ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупок. Так, заказчики при осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ООО "Библиочип", подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразило согласие на поставку товара на условиях закупки.
ООО "Библиочип", как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по договору в соответствии с требованиями закупки.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе рассмотрения обращения в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе при расторжении договора не установлено, факт существенного нарушения ООО "Библиочип" условий договора подтвержден; безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение условий договора оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в Коми УФАС России отсутствуют, ООО "Библиочип" не представлено
В материалах обращения отсутствуют, ООО "Библиочип" не представлено доказательств принятия всех возможных мер по надлежащему исполнению договора.
Безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что ненадлежащее исполнение ООО "Библиочип" условий договора произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий договора, либо по вине третьих лиц, в материалах обращения отсутствуют, ООО "Библиочип" не предоставлено.
На заседании комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения не установлено объективных причин, препятствующих ООО "Библиочип" исполнению условий договора.
В ходе рассмотрения обращения представители заказчика на включении сведений об ООО "Библиочип" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) настаивали.
На основании вышеизложенного, с учетом существенности допущенных ООО "Библиочип" нарушений условий договора, непринятием ООО "Библиочип" всех возможных мер, направленных на надлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе в срок, предусмотренный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что в действиях ООО "Библиочип" усматривается недобросовестное виновное поведение, за которое подлежит ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
6. На ходатайство ООО "Библиочип" вх. от 11.01.2022 N 68-э. о возможности приостановления рассмотрения обращения ГБУ РК "НБ РК" о включении информации об ООО "Библиочип" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) до вынесения решения судом, Коми УФАС России сообщает следующее.
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона".
Ни статьей 104 Закона о контрактной системе, ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 не предусмотрена возможность продления срока рассмотрения представленных заказчиком информации и документов о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителей).
Таким образом, приостановление рассмотрения обращения ГБУ РК "НБ РК" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Библиочип" не представляется возможным.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить представленную ГБУ РК "НБ РК" информацию в отношении ООО "Библиочип" (ИНН: 5406812877; адрес места нахождения: 630007, Новосибирская область, г.о. город Новосибирск, город Новосибирск, улица Серебренниковская, дом 19/1, офис 411; генеральный директор: Шаршавина Анна Сергеевна, ИНН: 220914667620) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно приложению к решению в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 26.08.2021 N 06-ЭА/2021 (реестровый номер договора 2110148506421000010), заключенного по результатам осуществления закупки способом электронного аукциона "Поставка RFID-оборудования", извещение N 0307200030621001340, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Библиочип" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГБУ РК "НБ РК" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__..>
Члены комиссии <__..>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 12 января 2022 г. N РНП-11-2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2022