Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок В.А. Матвеева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ": Р.Л. Полякова, А.И. Скиба,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: Е.В. Богдановой,
ООО "ИНКО-ЭНЕРГО": в лице директора С.Б. Красноперова,
рассмотрев жалобу ООО "ИНКО-ЭНЕРГО" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного
контракта на оказание услуг по выполнению комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии (энергосервисный контракт) (Закупка N 0173200001421002008) (далее - открытый конкурс в электронной форме, конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок,ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателям "Наличие у участника закупки опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера", "Наличие у участника закупки опыта по заключению аналогичных договоров (контрактов)" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника конкурса, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня".
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно п.3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно конкурсной документации Заказчиком установлен в том числе следующий порядок оценки заявок нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника конкурса, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня":
"Показатель 1: Наличие у участника закупки опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера.
Учёту подлежат только те Акты достигнутой экономии за отчетный период по энергосервисным договорам (контрактам), в отношении которых в составе заявки имеются все нижеуказанные документы:
· совокупная сумма достигнутой экономии в отчетный период должна быть подтверждена копиями документов, которые предусмотрены этим договором (контрактом) (Актами достигнутой экономии за отчетный период, заверенных участником закупки) и свидетельствовать о показателях экономии в количественном выражении, достигнутых Исполнителем в результате проведения энергосберегающих мероприятий;
· копии подписанных ресурсоснабжающей организацией актов поставки тепловой энергии между ресурсоснабжающей организацией и Заказчиком энергосервисного договора (контракта) за период, за который оформлены акты достигнутой экономии.
Показатель 2: Наличие у участника закупки опыта по заключению аналогичных договоров (контрактов).
Подтверждение опыта оформляется участником закупки в виде таблицы по форме 3 к конкурсной документации. Участник во вторую часть заявки на участие в закупке вкладывает копии энергосервисных контрактов (договоров) со всеми приложениями, заверенных участником закупки, а также копии документов, подтверждающих право Заказчика энергосервисного договора на его заключение:
· В отношении нежилых объектов участник прикладывает копии свидетельств/выписок о собственности на помещение лица, выступившего заказчиком по энергосервисному договору контракту, заверенных участником закупки.
· В отношении многоквартирных домов исполнитель прикладывает копию протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (без приложений), содержащего решение о заключении энергосервисного договора и выборе исполнителя (вместо копии свидетельств/выписок о собственности), заверенных участником закупки".
1. Согласно доводам жалобы установленное в конкурсной документации требование о предоставлении копии подписанных ресурсоснабжающей организацией актов поставки тепловой энергии между ресурсоснабжающей организацией и Заказчиком энергосервисного договора (контракта) за период, за который оформлены акты достигнутой экономии является неправомерным и влечет за собой ограничение количества участников закупки, поскольку, по мнению Заявителя, потенциальные участники не могут являться стороной договора в правоотношениях Заказчика и ресурсоснабжающей организации. Соответственно участник не имеет права на получение указанных документов. Кроме того копии актов поставки тепловой энергии между ресурсоснабжающей организацией и Заказчиком не свидетельствуют о достижении либо недостижении экономии тепловой энергии поскольку отопительные периоды (как правило с 20 числа по 19 число) не совпадают с периодом достижения экономии по энергосервисному контракту (календарный месяц), также в данные акты ресурсоснабжающей организацией вносятся потери тепловой энергии в сетях.
Таким образом, данное требование является избыточным и установление в документации указанных требований ограничивает количество возможных участников закупки, поскольку возможность участия в закупке поставлена в зависимость от решений (действий) третьих лиц.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с данным доводом жалобы представители Заказчика пояснили, что показатель экономии энергетических ресурсов - сокращение потребления энергетических ресурсов в натуральном выражении при сохранении полезного эффекта от их использования, являющееся следствием реализации энергосберегающих мероприятий Исполнителем. Экономия энергетических ресурсов определяется при сравнении энергетического базиса с объемом потребленных энергетических ресурсов (по данным приборов учета используемых энергетических ресурсов) после того, как Исполнитель выполнил энергосберегающие мероприятия (Письмо Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 15627-НП/Д07и "О методических рекомендациях для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений по вопросу подготовки энергосервисных договоров (контрактов)".
Пункт 5 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта), утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" (далее - постановление N636) устанавливает следующие требование:
- определение размера экономии (доли размера экономии) в натуральном выражении, достигнутого в результате исполнения контракта, как разницы между объемом потребления заказчиком энергетического ресурса за период, равный календарному периоду достижения предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии), определенным до начала реализации перечня мероприятий, и объемом потребления заказчиком энергетического ресурса, определенным после реализации исполнителем перечня мероприятий, с учетом изменения факторов, оказывающих влияние на объем потребления энергетических ресурсов.
- определение размера экономии (доли размера экономии) энергетических ресурсов в стоимостном выражении, достигнутого в результате исполнения контракта, как разницы между объемом потребления заказчиком энергетических ресурсов в стоимостном выражении за период, равный календарному периоду достижения предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии), определенным до начала реализации перечня мероприятий, и объемом потребления заказчиком энергетических ресурсов в стоимостном выражении, определенным после реализации исполнителем перечня мероприятий, с учетом изменения факторов, оказывающих влияние на объем потребления энергетических ресурсов.
Заказчик обязан представлять исполнителю информацию о потреблении энергетического ресурса в срок, установленный контрактом, но не позднее 30 дней со дня окончания периода достижения предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии)".
Таким образом, указанный нормативный документ указывает как на невозможность расчета достигнутой экономии без учета объема потребления энергетического ресурса в отчетном периоде, так и на обязанность Заказчика предоставлять исполнителю информацию о потреблении энергетического ресурса в отчетном периоде.
Кроме того представители Заказчика также отметили, что поскольку величину достигнутой экономии рассчитывает энергосервисная компания, то без наличия копии акта потребления тепловой энергии достигнутая экономия априори не может быть рассчитана.
Таким образом, использование любой иной информации об объеме потребления энергетического ресурса в отчетном периоде для расчета экономии, кроме подписанного ресурсоснабжающей организацией акта об объеме потреблённой тепловой энергии, невозможно.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако на заседании Комиссии Управления, а так же в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства, а именно, Заявителем не представлено документов и сведений однозначно свидетельствующих о том, что потенциальные участники обжалуемой процедуры не имеют возможности получить вышеуказанные документы, с учетом того факта, что в силу постановления N636 Заказчик обязан представлять исполнителю информацию о потреблении энергетического ресурса в срок, установленный контрактом.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что требование порядка оценки по показателю "Наличие у участника закупки опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера" о предоставлении копии подписанных ресурсоснабжающей организацией актов поставки тепловой энергии между ресурсоснабжающей организацией и Заказчиком энергосервисного договора (контракта) за период, за который оформлены акты достигнутой экономии, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком требует предоставлении копий свидетельств/выписок о собственности на помещение лица, выступившего заказчиком по энергосервисному договору контракту, что является неправомерным, так как указанные документы не являются документами подтверждающими право заказчика заключать энергосервисный договор, поскольку имущество может находится в доверительном управлении, оперативном ведении, аренде и т.д. Кроме того данные документы (свидетельства/выписки о собственности на помещение, протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирного дома) принадлежат третьим лицам.
Таким образом, по мнению Заявителя, данное требование является избыточным и установление в документации указанных требований ограничивает количество возможных участников закупки, поскольку возможность участия в закупке поставлена в зависимость от решений (действий) третьих лиц.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что пункт 19 требований к условиям энергосервисного договора (контракта), утвержденных постановлением N 636 устанавливает следующие требования к контракту: "Наличие условия о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности".
При этом энергосервисный контракт подразумевает вмешательство в систему теплоснабжения здания и установление энергосберегающего оборудования. Вмешательство в систему здания незаконно и невозможно, без установления собственника здания и правомочий заказчика по энергосервисному договору на заключение такого договора и дачи заказчиком разрешения на вмешательство и изменение внутренней инженерной системы теплоснабжения здания.
Правомочия заказчика могут подтверждаться наличием права собственности заказчика, либо соответствующим договором между собственником и заказчиком.
В случае заключения энергосервисного договора по многоквартирному дому, должно быть соответствующее решение собственников помещений дома в виде протокола общего собрания собственников помещений.
Таким образом, изменение системы теплоснабжения требует подготовки проекта и согласования его с теплоснабжающей организацией. Запрошенные в конкурсной документации документы также являются частью проекта, который согласовывается ресурсоснабжающей организацией.
Кроме того, поскольку в качестве опыта могут представлены не только контракты, заключенные в рамках Закона о контрактной системе, без наличия документов, подтверждающих права заказчика на заключение договора, потенциальные участники могут ввести Заказчика в заблуждение при подаче заявки, в части возможности исполнения условий контракта в полном объеме.
Вместе с тем доказательств невозможности предоставления оспариваемых документов на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено.
При таких данных у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим нормы действующего законодательства.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Инко-Энерго" на действия ГБУЗ "ГКБ N 67 им.
Л.А. Ворохобова ДЗМ" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии В.А. Матвеев
Н.С. Лушникова
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 января 2022 г. N 077/06/106-89/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2022