Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Члена Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок В.А. Матвеева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей: ООО "Проектная интеграция", ГБПОУ города Москвы "Московский индустриальный колледж",
рассмотрев жалобу ООО "Проектная интеграция" (далее - Заявитель) на действия ГБПОУ города Москвы "Московский индустриальный колледж" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку учебного оборудования для нужд ГБПОУ "Московский индустриальный колледж" (Закупка N 0873500000821006309) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком даны разъяснения положений конкурсной документации не по существу поданного запроса, что ограничило права Заявителя.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией Управления установлено, что Заявителем подан запрос на разъяснение положений аукционной документации следующего содержания:
"В аукционной документации указано, что заказчик планирует закупить учебное оборудование для нужд ГБПОУ "Московский индустриальный колледж". В соответствии с данным название заказчик указывает код ОКПД 32.99.53.130 - Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные.
При изучении технического задания выясняется, что к закупке планируется приобретение "комплекс сварочный учебно-методический на базе промышленного робота".
Состав данной позиции включает в себя:
Промышленный робот для роботизированной сварки в комплекте, в составе:
1.1.1 В Промышленный робот-манипулятор 1 штука
1.1.2 Контроллер управления роботом-манипулятором 1 штука
1.1.3 Пульт управления роботом-манипулятором 1 штука
1.1.4 Система технического зрения 1 штука
1.2 Аппарат роботизированной сварки, в составе 1 комплект
1.2.1 Сварочный источник питания 1 штука
1.2.2 Механизм подачи проволоки 1 штука
1.2.3 Блок охлаждения 1 штука
1.2.4 Станция очистки горелки 1 штука
1.3 Мобильное вытяжное устройство 1 штука
1.4 Компрессор 1 штука
1.5 Станция подготовки воздуха 1 штука
1.6 Технологический сборочный стол 1 штука
1.7 Комплект технологической оснастки 1 комплект
1.7.1. Струбцина стандартная 4 штука
1.7.2 Зажимное устройство 12 штука
1.7.3 Упор универсальный 4 штука
1.7.4 Упорный и крепежный угольник Тип-1 4 штука
1.7.5 Упорный и крепежный угольник Тип-2 4 штука
1: 7.6 Упор эксцентриковый с резьбой М10 1 штука
1.7.7 Ключ шестигранный на 4 мм 1 штука
1.7.8 Щетка 1 штука
1.7.9 Оселок комбинированный 1 штука
1.7.10 Держатель горелки 1 штука
1.8 Ограждение рабочей зоны 1 штука
1.9 Лазерный сканер системы безопасности 1 штука.
В явном виде указано, что закупается промышленное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ оборудование, не имеющее никакого отношения к учебному образовательному процессу.
Также при детальном изучении документации в явном виде прописаны конкретные позиции товаров, например:
Промышленный робот-манипулятор - Fanuc Arc Маtе 120iс Контроллер управления роботом-манипулятором Fanuc 30ib Plus.
В рамках учебного процесса образовательные учреждения закупают похожее оборудование для нужд подготовки и проведения чемпионатов Worldskills, однако в аукционной документации нет никаких указаний на это, и требования к оборудованию в рамках Worldskills и данного ТЗ имеют кардинальные отличия.
Также в аукционной документации заказчиком установлены следующие ограничения:
- Ограничение допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617.
- Товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предоставляются в соответствии с приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В связи с вышеизложенными просим пояснить следующее:
По какой причине заказчик выбирает код ОКПД, полностью несоответствующий закупке (к поставке предполагается ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ техника, не имеющая никакого отношения к учебному процессу)?
По какой причине заказчик в явном виде описывает КОНКРЕТНЫЕ БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ позиции, маскируя их под учебное оборудование (оборудование компании Fanuc)?
По какой причине заказчик, применяя ряд определенных ограничений в соответствии с законами РФ, в явном виде прописывает конкретные иностранные товары, не рассматривая Российских производителей сварочного оборудования?"
В свою очередь Заказчиком 11.01.2022 даны разъяснения положений документации об электронном аукционе NРД3 в соответствии с поданным запросом Заявителя:
"Уважаемый участник! В ответ на Ваш запрос сообщаем.
1. Код ОКПД 2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные
демонстрационные" входит в группу кодов ОКПД2 32.99.53 "Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей", при этом согласно ОКПД 2 данная группировка включает в себя следующие:
"- широкий диапазон приборов, аппаратов и моделей, предназначенных для
демонстрационных целей (например, в школах, лекционных аудиториях, выставках) и не пригодных для другого использования".
При этом в данную группу кодов ОКПД 2 также входят следующие коды ОКПД 2 32.99.53.110 "Оборудование для обучения трудовым процессам", 32.99.53.120 "Тренажеры для профессионального обучения", 32.99.53.190 "Модели, макеты и аналогичные изделия демонстрационные прочие", таким образом данная группа кодов объединена общей спецификой оборудования, а именно: демонстрация и обучение трудовым процессам, при этом упоминание
"не пригодных для другого использования", по отношению к коду ОКПД 2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные", указывает на невозможность использования данного оборудования вне учебного процесса, как аналогичное промышленное оборудование, а не на невозможность воспроизведения на оборудовании технологии производства, так как оборудование предназначенное исключительно для демонстрации выделено в отдельных код ОКПЛ 27 32.99.53.190 "Модели, макеты и аналогичные изделия демонстрационные прочие".
Код ОКПД 2 установлен Заказчиком исходя из потребности в учебном оборудовании, так как в учебную программу входит изучение различных технологий, применяемых на производствах, т.е. оборудование будет использоваться в учебных целях (демонстрация технологий и обучение практическим навыкам) и не предназначено для промышленного производства продукции. Таким образом установленный Заказчиком ОКПД 2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" является корректным.
2. Документация о закупке не содержит указаний на производителя(-ей) и (или) модель(-и) приобретаемого оборудования. Описание объекта закупки (характеристик закупаемого оборудования) подготовлено в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и содержит показатели, позволяющие установить соответствие предлагаемого к поставке оборудования требованиям Заказчика. При этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Дополнительно сообщаем, что Заказчиком при формировании закупочной документации было произведено исследование рынка, запрошены коммерческие предложения. В ответ Заказчик получил 3 коммерческих предложения от потенциальных поставщиков (с указанием разных производителей), подтвердивших возможность поставки оборудования с указанными характеристиками в установленные сроки.
3. Ограничения в аукционной документации установлены в соответствии с кодом ОКПД 2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 617 и приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н".
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что ГБПОУ города Москвы "Московский индустриальный колледж" даны разъяснения положений аукционной документации по существу поданного запроса, и в соответствии с требованиями ст.65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, представитель Заказчика отметил, что в соответствии с информацией с электронной торговой площадки Заявителем подан запрос за регламентированными Законом о контрактной системе сроками.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком о контрактной системе при даче ответ на разъяснения положений аукционной документации.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает на нарушения законодательства об осуществлении закупок, допущенные Заказчиком при формировании аукционной документации.
На основании ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба на положения аукционной документации может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, датой окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является 11.01.2022 в 12:00, в то время как жалоба опубликована в единой информационной системе, а также поступила в Московское УФАС России 11.01.2022 в 19:19, таким образом, обжалование документации об Аукционе возможно исключительно в судебном порядке.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Проектная интеграция" на действия ГБПОУ города Москвы "Московский индустриальный колледж" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Н.А. Узкий
Член Комиссии В.А. Матвеев
А.З. Касимова
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 января 2022 г. N 077/06/106-316/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2022