Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в отсутствии представителей заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края, общества с ограниченной ответственностью "Малина" (о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/745 по обращению заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И. Сергеева, заказчик, Учреждение) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Малина" (ИНН 4025457276) (далее - ООО "Малина", Общество, поставщик), учредителе (генеральном директоре) Общества Мамаджонове Тошмамаде Алижоновиче (ИНН 732902914861), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 10.06.2021 N 584/021-з на поставку кабачков (реестровый номер 2272400261621000319), заключенного по результатам закупки (Извещение от 07.05.2021 N 0122200002521002789),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0122200002521002789 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 07.05.2021.
Объект закупки: поставка кабачков.
Начальная (максимальная) цена контракта: 222 360,00 рублей.
Победителем торгов признано ООО "Малина", заключившее с заказчиком 10.06.2021 контракт N 584/021-з на поставку кабачков (реестровый номер 2272400261621000319) (далее также - контракт). Цена контракта составляет 219 024,46 рублей (п. 2.1 контракта).
В соответствии с п. 1.1 контракта Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Технической части (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно п. 1.2 контракта наименование и количество поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту). Функциональные, технические и качественные характеристики Товара установлены в Технической части (Приложение N 2 к настоящему Контракту).
П. 3.1 контракта установлено, что Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 5 календарных дней до предполагаемой поставки Товара. Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 5 календарных дней со дня отправки Заявки Заказчиком. Заявка направляется Заказчиком в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
Поставка Товара по Заявке осуществляется Поставщиком по адресу: Российская Федерация, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Краснодарская, д. 9, склад пищеблока. В день доставки Товара по адресу поставки Товара, указанному в соответствии с условиями настоящего Контракта, Поставщик обязан передать Заказчику подписанные со своей стороны товарную накладную по форме N ТОРГ-12 в 2 (двух) экземплярах (по 1 (одному) экземпляру для каждой из Сторон) и счет. Вместе с товарной накладной по форме N ТОРГ-12 Поставщик предоставляет счет-фактуру в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. В день доставки Товара Заказчик осуществляет приемку Товара по количеству упаковок Товара, комплекту, явным видимым повреждениям упаковки и качеству Товара (п.п. 3.2, 3.3 контракта).
В соответствии с п. 2.4 контракта оплата каждой партии Товара, определенной в Заявке, производится Заказчиком на основании счета, предоставленного Поставщиком, в течение 15 рабочих дней со дня подписания Сторонами соответствующей товарной накладной по форме N ТОРГ-12.
Согласно п. 4.1.1 контракта Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В силу п. 7.1 контракта Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Контракта.
П. 11.1 контракта установлено, что настоящий Контракт вступает в силу с даты его заключения обеими Сторонами и действует по 31.12.2021 (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему Контракту.
В соответствии с п. 11.2 контракта расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
Приложением N 1 к контракту "Спецификация" стороны согласовали товар, количество, подлежащий поставке в рамках исполнения государственного контракта:
N п/п |
Наименование, товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения Товара |
Единицы измерения |
Количество в единицах измерения |
Остаточный срок годности |
Цена за единицу измерения, руб. (включая НДС) (если облагается НДС) |
Стоимость, руб. (включая НДС) (если облагается НДС) |
1. |
Кабачки |
кг |
1 999 |
- |
109,51 |
218 910,49 |
2. |
Кабачки |
кг |
1 |
- |
114,11 |
114,11 |
|
Итого: 219 024,60 (двести девятнадцать тысяч двадцать четыре) рублей 60 копеек, НДС не облагается в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации |
Как следует из материалов дела, 01.07.2021 заказчиком в адрес ООО "Малина" направлена заявка N 1 на поставку товара с датами поставки на 06.07.2021, 13.07.2021, 29.07.2021.
28.07.2021 2021 заказчиком в адрес ООО "Малина" направлена заявка N 2 на поставку товара с датами поставки на 03.08.2021, 10.08.2021, 17.08.2021, 24.08.2021, 31.08.2021.
25.08.2021 заказчиком в адрес ООО "Малина" направлена заявка N 3 на поставку товара с датами поставки на 02.09.2021, 09.09.2021, 16.09.2021, 23.09.2021, 30.09.2021, 07.10.2021, 14.10.2021.
11.10.2021 заказчиком в адрес ООО "Малина" направлена заявка N 4 на поставку товара с датами поставки на 21.10.2021, 28.10.2021.
Последняя поставка товара осуществлена 07.10.2021 (счет-фактура от 07.10.2021 N 1433). Товар получен заказчиком 08.10.2021 и оплачен 14.10.2021 (платежное поручение от 14.10.2021 N 335010 на сумму 8 760, 80 рублей).
Материалами дела установлено, что стоимость исполненных Поставщиком обязательств составила 122 655,80 рублей (платежные поручения от 20.07.2021 N 650586 на сумму 8 765, 40 рублей, от 22.07.2021 N 710809 на сумму 8 760, 80 рублей, от 23.07.2021 N 732001 на сумму 8 760, 80 рублей, от 04.08.2021 N 13310 на сумму 8 760, 80 рублей, от 09.08.2021 N 80878 на сумму 8 760, 80 рублей, от 12.08.2021 N 135395 на сумму 8 760, 80 рублей, от 26.08.2021 N 385169 на сумму 8 760, 80 рублей, от 01.09.2021 N 485521 на сумму 8 760, 80 рублей, от 09.09.2021 N 612910 на сумму 8 760, 80 рублей, от 17.09.2021 N 782974на сумму 8 760, 80 рублей, от 24.09.2021 N 895339 на сумму 8 760, 80 рублей, от 30.09.2021 N 103486 на сумму 8 760, 80 рублей, от 07.102021 N 225486 на сумму 8 760, 80 рублей, от 14.10.2021 N 335010 на сумму 8 760, 80 рублей).
В связи с неисполнением ООО "Малина" условий государственного контракта заказчиком направлена в адрес Общества претензия от 15.11.2021 N 8446, согласно которой Общество уведомлялось о нарушении п. 4.4.1 контракта, а именно: непоставка товара по заявками на 14.10.2021, 21.10.2021 и на 28.10.2021.
Вместе с тем, ответ Общества в адрес Учреждения на указанную претензию не поступал.
В связи с тем, что обязательства по контракту исполнены ООО "Малина" не в полном объеме, Товар в срок, предусмотренный п. 3.1 контракта, не поставлен, данный факт явился основанием для принятия заказчиком 16.11.2021 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем расторжении контракта от 16.11.2021 размещено в ЕИС 17.11.2021, а также направлено в адрес ООО "Малина" посредством Почты России заказным письмом с уведомлением 16.11.2021 (почтовый идентификатор 68000963101374). Дата расторжения контракта согласно обращению заказчика и реестру контрактов - 28.12.2021.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика (ООО "Малина").
В силу ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в связи с тем, что у заказчика отсутствовала информация о вручении ООО "Малина" указанного уведомления, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, в данном случае это 17.12.2021.
В связи с неустранением Обществом допущенных нарушений условий контракта, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 28.12.2021 и контракт считается расторгнутым с 28.12.2021.
В связи с расторжением контракта, заказчиком направлена информация в Хабаровское УФАС России (вх. N 7/18295 от 29.12.2021).
Рассмотрев материалы дела N 7-3/745, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
П. 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно п. 1 ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
В силу п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В нарушение условий государственного контракта, ООО "Малина" не осуществило поставку товара, при этом допустив нарушение срока исполнения государственного контракта.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Исходя из ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта, предусмотренный ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
С учетом положений ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, контракт считается расторгнутым в связи с непринятием Поставщиком мер по устранению нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
29.12.2021 заказчик обратился в Хабаровское УФАС России, представив информацию о расторжении контракта с ООО "Малина".
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 указанной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушении сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
П.15 Постановления N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подп. "а" п. 13: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Постановления N 1078 не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Малина" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "Малина" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Малина", обязанный соблюдать действующее законодательство, не предпринял всех зависящих от него мер по исполнению условий контракта, допустив существенное нарушение условий контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО "Малина", приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об Обществе, генеральном директоре, в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "Малина" в адрес Хабаровского УФАС России пояснений о нарушении условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта не поступало.
Вместе с тем, Обществом не предприняты меры по устранению нарушений условий контракта, что свидетельствует о недобросовестности действий ООО "Малина" при исполнении государственного контракта, заключенного в рамках государственного оборонного заказа. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И. Сергеева об ООО "Малина" (ИНН 4025457276), учредителе (генеральном директоре) Общества Мамаджонове Тошмамаде Алижоновиче (ИНН 732902914861) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 10.06.2021 N 584/021-з на поставку кабачков (реестровый номер 2272400261621000319), заключенного по результатам закупки (Извещение от 07.05.2021 N 0122200002521002789), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 13 января 2022 г. N РНП-9
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2022