Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Макарова И.Д. - начальника отдела контроля закупок, и.о. председателя Комиссии,
Максимова Н.А. - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Кузиной А.Ю. - специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Уполномоченного органа - Администрации Кировского муниципального района Ленинградской области: Веревкиной М.А., Демидовой Ю.Н., Ивановой Е.В.,
от Заявителя - ООО "СтартГаз": Евченко Г.С.,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 15846 от 29.12.2021) на действия заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку мясной продукции, рыбы и прочих товаров для нужд муниципальных образовательных учреждений Кировского муниципального района Ленинградской области на 2022 год.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 08.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 423 075,41 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения конкурсной документации.
Представитель Уполномоченного органа возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям (часть 1 статьи 56.1 Закона о контрактной системе).
Согласно част 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлен некорректный порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Комиссия установила, что Заказчиком в конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Качество):
"Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Коэффициент значимости критерия: 0,3.
Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". В рамках критерия оценки оценка осуществляется по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки. Максимальное количество баллов по критерию оценки - 100.
Оценка заявок по нестоимостному критерию осуществляется на основании сведений, предоставленных в предложениях участников закупки.
Оценка по критерию производится по следующей шкале:
Таблица 2
п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя / коэффициент значимости |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
1 |
Качество товаров (качество работ, качество услуг), выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки |
100 % / 1,00 |
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одному этапу поставки продуктов питания. |
0 |
0 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем этапам поставки продуктов питания, при этом такое описание всех этапов поставки продуктов питанияпредставлено частично. |
10 |
10 |
|||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем этапам поставки продуктов питания,при этом описание хотя бы одного этапа поставки продуктов питания представлено в полном объеме. |
30 |
30 |
|||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем этапам поставки продуктов питания,при этом описание хотя бы двух этапов поставки продуктов питания представлено в полном объеме. |
60 |
60 |
|||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем этапам поставки продуктов питания,при этом описание всех этапов поставки продуктов питания представлено в полном объеме. |
100 |
100 |
Для получения оценки (значения в баллах) по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг (), присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника конкурса порядка поставки бакалеи и прочих продуктов для нужд муниципальных образовательных учреждений Кировского муниципального района Ленинградской области на 2022 год, количественных и качественных характеристик (предложения о качестве товаров (качестве работ, качестве услуг)), требованиям, изложенным в конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а именно наличие в заявке участника конкурса описания по каждому показателю, влияющему на качество товаров (качество работ, качество услуг),предложения о качестве товаров (качестве работ, качестве услуг),в отношении, в том числе, организационно-технических мероприятий - комплекса мер и технологических решений, применяемых при поставке товаров, определяющих порядок исполнения требований технического задания.
Оценка заявки участника конкурса по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" определяется согласно представленному участником конкурса предложению о качественных характеристиках объекта закупки в изъявительном наклонении в отношении описания оцениваемых характеристик* по этапам поставки товаров, установленным в п. 3.11 Приложения N1 к Техническому заданию, по рекомендуемой форме "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки". Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником конкурса в том числе на основании технического задания.
* Под описанием материально-технической базы в процессе хранения продуктов питания понимается предоставление участником сведений о складском (-их) помещении (-ях), предназначенного (-ых) для хранения продуктов питания с описанием обеспечиваемых условий хранения продуктов питания. Под описанием организационно-технических мероприятий в процессе перевозки продуктов питания до места назначения понимается предоставление участником сведений о комплексе мер и технологических решений, применяемых при перевозке продуктов питания до пункта назначения, определяющих порядок исполнения требований технического задания. Под описанием организационно-технических мероприятий в процессе передачи/приёмки продуктов питания понимается предоставление участником сведений о комплексе мер и технологических решений, применяемых при передаче и приемке продуктов питания, определяющих порядок исполнения требований технического задания. Под описанием организационно-технических мероприятий в процессе уборки и санитарной обработки транспортных средств и материально-технической базы понимается предоставление участником сведений о комплексе мер и технологических решений, применяемых при санитарной обработке транспортных средств и складского (-их) помещения (-ий), используемых при оказании услуг, определяющих порядок исполнения требований технического задания. Под описанием организационно-технических мероприятий в процессе оформления сопроводительных документов понимается предоставление участником сведений о комплексе мер и технологических решений, применяемых при подготовке соответствующих документов, определяющих порядок исполнения требований технического задания. Под описанием используемого оборудования в процессе хранения продуктов питания понимается предоставление участником сведений об оборудовании, используемом при хранении продуктов питания, с указанием технических характеристик такого оборудования. Под описанием используемых в процессе перевозки продуктов питания до места назначения транспортных средств понимается предоставление участником сведений о применяемых при транспортировке продуктов питания транспортных средствах, с указанием технических характеристик таких транспортных средств. Под описанием используемого оборудования, машин, чистящих средств в процессе уборки и санитарной обработки транспортных средств и материально-технической базы понимается предоставление участником сведений о специализированном оборудовании, машинах, чистящих (и других) средствах, применяемых при санитарной обработке транспортных средств и складского (-их) помещения (-ий), используемых при оказании услуг. Под описанием привлекаемых в процессе хранения продуктов питания трудовых ресурсов понимается предоставление участником сведений о реальной рабочей силе, задействованной при оказании услуг, обладающей необходимыми навыками, а также сертификатами, лицензиями, образованием и иными документами, наличие которых может требоваться исходя из оказываемых услуг. Под описанием привлекаемых трудовых ресурсов в процессе перевозки продуктов питания до места назначения понимается предоставление участником сведений о реальной рабочей силе, задействованной при оказании услуг, обладающей необходимыми навыками, а также сертификатами, лицензиями, образованием и иными документами, наличие которых может требоваться исходя из оказываемых услуг. Под описанием привлекаемых в процессе передачи/приёмки продуктов питания трудовых ресурсов понимается предоставление участником сведений о реальной рабочей силе, задействованной при оказании услуг, обладающей необходимыми навыками, а также сертификатами, лицензиями, образованием и иными документами, наличие которых может требоваться исходя из оказываемых услуг. Под описанием привлекаемых в процессе уборки и санитарной обработки транспортных средств и материально-технической базы трудовых ресурсов понимается предоставление участником сведений о реальной рабочей силе, задействованной при оказании услуг, обладающей необходимыми навыками, а также сертификатами, лицензиями, образованием и иными документами, наличие которых может требоваться исходя из оказываемых услуг. Под описанием привлекаемых в процессе оформления сопроводительных документов трудовых ресурсов понимается предоставление участником сведений о реальной рабочей силе, задействованной при оказании услуг, обладающей необходимыми навыками, а также сертификатами, лицензиями, образованием и иными документами, наличие которых может требоваться исходя из оказываемых услуг. Под описанием контроля качества условий хранения в процессе хранения продуктов питания понимается предоставление участником сведений о действиях (комплексе мер), включающих в себя проведение измерений (в т.ч. профилактических), осуществляемых уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего вида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества оказываемых услуг. Под описанием контроля качества продуктов питания (бракеража) в процессе хранения продуктов питания понимается предоставление участником сведений о действиях (комплексе мер), направленных на оценку органолептических свойств (запаха, цвета, вкуса, внешнего вида, консиситенции и др.) продуктов питания с последующей утилизацией непрошедших бракеражную проверку продуктов питания. Под описанием контроля качества процесса перевозки продуктов питания до места назначения понимается предоставление участником сведений о действиях (комплексе мер), включающих в себя проведение измерений (в т.ч. профилактических), осуществляемых уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего вида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества оказываемых услуг. Под описанием контроля качества процесса передачи/приёмки продуктов питания понимается предоставление участником сведений о действиях (комплексе мер), включающих в себя проведение измерений (в т.ч. профилактических), осуществляемых уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего вида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества оказываемых услуг. Под описанием контроля качества процесса уборки и санитарной обработки транспортных средств и материально-технической базы понимается предоставление участником сведений о действиях (комплексе мер), включающих в себя проведение измерений (в т.ч. профилактических), осуществляемых уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего вида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества оказываемых услуг. Под описанием контроля качества процесса оформления сопроводительных документов понимается предоставление участником сведений о действиях (комплексе мер), включающих в себя проведение измерений (в т.ч. профилактических), осуществляемых уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего вида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества оказываемых услуг. Под описанием обеспечения безопасности при оказании услуг в процессе хранения продуктов питания понимается предоставление участником сведений о совокупности мер, направленных на предотвращение нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, обеспечиваемых, в том числе, посредством проведения инструктажей. Под описанием обеспечения безопасности при оказании услуг в процессе перевозки продуктов питания до места назначения понимается предоставление участником сведений о совокупности мер, направленных на предотвращение нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, обеспечиваемых, в том числе, посредством проведения инструктажей. Под описанием обеспечения безопасности при оказании услуг в процессе передачи/приёмки продуктов питания понимается предоставление участником сведений о совокупности мер, направленных на предотвращение нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, обеспечиваемых, в том числе, посредством проведения инструктажей. Под описанием обеспечения безопасности при оказании услуг в процессе уборки и санитарной обработки транспортных средств и материально-технической базы понимается предоставление участником сведений о совокупности мер, направленных на предотвращение нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, обеспечиваемых, в том числе, посредством проведения инструктажей. Под описанием обеспечения безопасности при оказании услуг в процессе оформления сопроводительных документов понимается предоставление участником сведений о совокупности мер, направленных на предотвращение нарушений, а также соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды, обеспечиваемых, в том числе, посредством проведения инструктажей.
В случае, если товары будут поставляться в соответствии со всеми требованиями, установленными в техническом задании, и в соответствии с нормативными документами, участник закупки вправе указать в рекомендуемой форме: "Участник закупки предлагает поставлять товары, являющиеся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и в соответствии с нормативными документами".
В случае, если товары будут поставляться в соответствии со всеми требованиями, установленными в техническом задании, и в соответствии с нормативными документами, при привлечении субподрядчика (-ов) или иных третьих лиц, участник при описании поставки товаров вправе указать в рекомендуемой форме (в том числе по соответствующему этапу поставки товаров): "Участник закупки предлагает поставлять товары, являющиеся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и в соответствии с нормативными документами при привлечении субподрядчика (-ов) или иных третьих лиц".
Форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки"
Участник закупки предлагает поставить товары, являющиеся объектом закупки, на следующих условиях.
Графа 1 |
Графа 2 |
Графа 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порядок заполнения формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер этапа поставки. В графе 2 формы указывается наименование этапа поставки. В графе 3 участник предоставляет наименования показателей, влияющих на качество товаров (качество работ, качество услуг), и описание качества товаров (качества работ, качества услуг), в отношении оцениваемых характеристик по всем этапам поставки.
В случае, если участником конкурса в "Предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что товары будут поставляться в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и/или в соответствии с нормативными документами, и участником конкурса не предлагается описание качества товаров (качества работ, качества услуг) в отношении оцениваемых характеристик, и/или участником конкурса в "Предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что описание качества товаров (качества работ, качества услуг) в отношении оцениваемых характеристик будет соответствовать требованиям, указанными в техническом задании, и/или нормативным документам без представленного Участником описания о качественных характеристиках объекта закупки, то соответствующее описание признается не представленным участником конкурса.
Непредставление предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки с описанием качества товаров (качества работ, качества услуг) в отношении оцениваемых характеристик по всем этапам поставки трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки".
Описание этапа поставки товаров признается представленным в полном объеме в случае, если описание этапа поставки товаров содержит описание всех показателей, влияющих на качество товаров (качество работ, качество услуг) и соответствующих этапу, и описание показателей, влияющих на качество товаров (качество работ, качество услуг), представлено в полном объеме*(1).
Описание этапа поставки товаров признается представленным частично в случае, если описание этапа поставки товаров не содержит описания всех показателей, влияющих на качество товаров (качество работ, качество услуг) и соответствующих этапу, и/или описание хотя бы одного показателя, влияющего на качество товаров (качество работ, качество услуг), представлено не в полном объеме*(2).
Описание качества товаров (качества работ, качества услуг) в отношении каждой оцениваемой характеристики по всем этапам поставки товаров, предлагаемое участником конкурса в составе заявки, должно содержать наименование соответствующей характеристики, не должно противоречить конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а должно быть раскрыто на основании остальных оцениваемых характеристик в части их взаимодополняемости и невозможности противоречия друг другу.
При формировании "Предложения о качественных характеристиках объекта закупки" с описанием поставляемых товаров по всем этапам поставки участник закупки должен не повторить требования конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, и/или положения нормативной документации, а представить описание о качественных характеристиках объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств".
Согласно части 6 статьи 56.1 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 54.2 и 54.3 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 5 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "Оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 25 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно требованиям порядка оценки заявок участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме оценка заявки участника конкурса по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" определяется согласно представленному участником конкурса предложению о качественных характеристиках объекта закупки в изъявительном наклонении в отношении описания оцениваемых характеристик* по этапам поставки товаров, установленным в п. 3.11 Приложения N1 к Техническому заданию, по рекомендуемой форме "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки". Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником конкурса в том числе на основании технического задания.
При этом, Комиссией установлено, что в приложении N 1 к техническому заданию отсутствует пункт 3.11
Комиссия также пришла к выводу, что установленная шкала оценки не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения контракта, поскольку в указанная шкала является непропорциональной, отсутствует зависимость между представленными сведениями и количеством начисляемых баллов.
Например:
- если один из участников закупки представит сведения о качественных характеристики в отношении всех 3 (трех) стадий, по всем установленным видам работ, в отношении всех характеристик, за исключением, к примеру, характеристики "Оборудование, инвентарь и иные средства, используемые при выполнении вида работ", то заявке такого участника закупки будет начислено 10 баллов в соответствии со шкалой оценки;
- если другой участник закупки представит сведения о качественных характеристики в отношении всех 3 (трех) стадий, но в каждой стадии будет описан исключительно 1 вид выполнения работ, в рамках которого будет описана 1 характеристика, то заявке такого участника будет начислено 10 баллов.
Заказчиком в порядке оценки заявок участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме по нестоимостному критерию оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено требование о необходимости предоставления сведений в изъявительном наклонении в отношении описания оцениваемых характеристик по стадиям выполнения работ.
При этом, Заказчиком в конкурсной документации и на заседании Комиссии не представлено доказательств необходимости предоставления сведений в изъявительном наклонении. Кроме того, Комиссия пришла к выводу, что грамматическая форма предоставления сведений не может влиять на оценку заявок участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме.
Таким образом Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушения части 6 статьи 56.1, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме
По второму доводу жалобы Комиссия установила, что согласно части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В пункте 10.1 конкурсной документации Заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать:
1) согласие участника конкурса на оказание услуг на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в конкурсе. Требования к описанию предложения участника конкурса указаны в п. 9 настоящей документации.
3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией (в Спецификации - Приложение N 1 к Техническому заданию) и указание на товарный знак (при наличии), а также наименование страны происхождения товара.
Вместе с тем, Заказчиком установлены требования, в том числе к упаковкам товаров, например:
Наименование объекта закупки |
Требования к фасовке и упаковке |
Масло сливочное |
Упаковка - полиэтилено-бумажная или фольгизированная. Фасовка - не менее 0,2 кг не более 0,5 кг. |
Молоко сгущенное |
Форма поставки: весовое или упакованное в жестяные банки (при поставке определяется заявкой Заказчика). |
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом, упаковка товара не является функциональной, технической и качественной характеристикой такого товара, следовательно, установление требования к упаковке товара противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пункте 3.4 приложения N 1 к техническому заданию Заказчиком установлено, что поставка продукции осуществляется в соответствии требованиям Сан ПиН 2.4.1 3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций" и Сан ПиН 2.4.5 2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации питания, обучающихся в общеобразовательных учреждениях", специализированным транспортом, имеющим санитарный паспорт.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" с 01 января 2021 года признано утратившим силу.
Таким образом, Заказчиком в документации о конкурсе с ограниченным участием в электронной форме установлено требование о соответствии оказываемых услуг не действующему, на момент публикации извещения о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме, нормативному документу, что противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 6 статьи 56.1 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 54.2 и 54.3 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 5 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение части 6 статьи 56.1 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащего описания объекта закупки.
В доводах жалобы Заявитель также указывает, что Заказчиком установлены требования к конкретным показателям (характеристикам) поставляемого товара не в соответствии с позициями каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ).
Представитель Заявителя пояснил, что помимо требований, содержащихся в КТРУ Заказчиком установлены дополнительные требования.
В соответствии с пунктом 5 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила, утвержденные Постановлением правительства РФ N 145) заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Представитель Заказчика пояснил, что дополнительных требований к потребительским свойствам, в том числе функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара которые не предусмотрены позицией КРТУ, в документации не установлено.
Вместе с тем на заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтартГаз" обоснованной в части доводов;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8, части 6 статьи 56.1 Закона о контрактной системы;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в конкурсную документацию, при наличии возможности исполнения предписания (если контракты не заключены);
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
И.о. председателя Комиссии И.Д. Макаров
Члены Комиссии Н.А. Максимов
А.Ю. Кузина
-------------------------------------------
*(1) Описание показателя, влияющего на качество товаров (качество работ, качество услуг), соответствующего этапу оказания услуг, признается представленным в полном объеме в случае, если такое описание показателя, влияющего на качество товаров (качество работ, качество услуг), содержит описание поставки товаров в отношении всех соответствующих оцениваемых характеристик, и такое описание показателя, влияющего на качество товаров (качество работ, качество услуг), в отношении оцениваемых характеристик соответствует положениям конкурсной документации.
*(2) Описание показателя, влияющего на качество товаров (качество работ, качество услуг), соответствующего этапу оказания услуг, признается представленным не в полном объеме в случае, если такое описание показателя, влияющего на качество товаров (качество работ, качество услуг), не содержит описание поставки товаров в отношении всех соответствующих оцениваемых характеристик, и/или такое описание показателя, влияющего на качество товаров (качество работ, качество услуг), в отношении оцениваемых характеристик не соответствует положениям конкурсной документации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 13 января 2022 г. N 047/06/42-100/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2022