Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Барс-С" (далее - ООО ЧОП "БАРС-С"), поступившей в Коми УФАС России посредством Единой информационной системы (вх. от 18.01.2022 N249-э), на действия заказчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" (далее - ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина") при рассмотрении заявок, поданных на участие в закупке путем проведения электронного аукциона "Оказание охранных услуг", извещение N0307100005021000034 (далее - аукцион, закупка, жалоба),
при участии:
- <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО ЧОП "БАРС-С", ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина", акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - оператор) надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, проведении внеплановой проверки извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ООО ЧОП "БАРС-С", оператора.
ООО ЧОП "БАРС-С" обжалует действия аукционной комиссии заказчика при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе. По мнению заявителя, его заявка неправомерно была признана аукционной комиссией несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе и Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) в ред. действовавшей до 31.12.2021 (т.к. закупка была объявлена 30.12.2021).
В документации об электронном аукционе к участникам закупки были предъявлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N99).
Дополнительно Коми УФАС России указывает, что Постановление Правительства РФ N99 утратило силу с 01.01.2022 с связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N2571).
Однако в пункте 5 Постановления Правительства РФ N2571 указано, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г. и применяется при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по которым направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.
Данная закупка размещена 30.12.2021, следовательно, она проводилась по правилам, в т.ч. Постановления Правительства РФ N99.
Заявитель указывает, что его заявка была отклонена как несоответствующий требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ N99, так как им не была представлена копия исполненного без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней) контракта (договора) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), а также копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора).
Однако, ООО "БАРС-С" указывает, что участником на торгово-электронной площадке "Сбербанк-АСТ" пройдена аккредитация и приложены три контракта с актами без применения неустоек, штрафов и пеней, в связи с чем, по мнению заявителя, действие аукционной комиссии в виде признания заявки ООО "БАРС-С" несоответствующей установленным требованиям, противоречит действующему законодательству.
ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" в письме от 24.01.2022 N12/6474 (вх. от 24.01.2022 N296), представителем на заседании Комиссии Коми УФАС России приведены возражения относительно доводов жалобы.
2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
2.1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N0307100005021000034 явилось ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина".
Объект закупки: Оказание охранных услуг.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 10 648 356,00 руб.
Источник финансирования закупки: средства бюджетного учреждения.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) - 30.12.2021.
2.2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу частей 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 5, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Дополнительные требования к участникам закупки до 31.12.2021 были установлены Постановлением Правительства РФ N99.
Объектом закупки является оказание охранных услуг.
Дополнительные требования к участникам, оказывающим услуги по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, были закреплены в пункте 9 приложения N1 Постановления Правительства РФ N99.
В пункте 25 раздела 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) закреплены требования к участникам закупки, в том числе установлено требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В пункте 33 Информационной карты установлены в том числе требования к составу и содержанию второй части заявки.
В силу пп. 6 пункта 33 Информационной карты вторая часть заявки должна содержать копию исполненного без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней) контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно части 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также информацию и электронные документы этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.
В силу частей 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
3. Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.01.2022 N0307100005021000034-3, участие в аукционе приняло 3 участника, две заявки: N39, N160 (заявка ООО "БАРС-С") были признаны несоответствующими требованиям документации об электронном аукционе и Закона о контрактной системе.
В указанном протоколе аукционной комиссией представлено следующее обоснование признания заявки ООО "БАРС-С" несоответствующей установленным требованиям:
"Участник не представил документы и информацию, которые предусмотрены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и п.25, п. 33 информационной карты документации об электронном аукционе, а именно: Копия исполненного без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней) контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно дополнительным требованиям к участникам закупки необходимо наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Участником представлены три договора, один из которых содержит информацию о штрафных санкциях; цена второго контракта менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта; по третьему договору не предоставлены акты сдачи-приемки оказанных услуг за следующие периоды: декабрь 2018 (с 28.12.2018), июль 2019, апрель 2019".
Комиссией Коми УФАС России в ходе анализа заявок на участие в аукционе, представленных оператором, установлено следующее.
Участником, подавшим заявку N160 - ООО ЧОП "БАРС-С", в качестве подтверждения соответствия дополнительным требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ N99 представлены следующие документы:
1) Договор Nб/н от 10.12.2018 на оказание услуг охраны объекта и прилегающей территории государственного автономного учреждения Республики Коми "Театр оперы и балета", заключенный на основании Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N223).
Согласно пункту 2.1 указанного договора цена договора составила 1 366 560, 00 рублей.
В силу требований п. 9 приложения N1 Постановления Правительства РФ N99 стоимость одного контракта должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В извещении о проведении аукциона N 0307100005021000034 установлено, что начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составляет 10 648 356,00 руб.
20% от НМЦК составляет 2 129 671, 20 руб.
Следовательно, данный договор от 10.12.2018 не может быть принят в качестве подтверждения опыта оказания охранных услуг, так как он не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ N99 (цена договора менее 20% от НМЦК аукциона N0307100005021000034).
2) Договор N24/12/18/1 от 28.12.2018 на оказание услуг по охране территорий (земельных участков) филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - Северного ПМЭС, расположенных на территории Р. Коми, заключенный на основании Закона N223.
В силу п. 5.1 договора цена контракта составила 3 855 600, 00 руб.
Согласно пункту 12.1 договора срок оказания услуг с 28.12.2018 по 28.02.2019.
Согласно разделу 6 договора исполнитель ежемесячно представляет заказчика Акт сдачи-приемки по форме в соответствии с приложением N5 к договору, счет и счет-фактуру, следовательно, приемка оказанных услуг осуществляется ежемесячно.
В пункте 9 приложения N1 Постановления Правительства РФ N99 установлено, что в качестве подтверждения участником соответствия установленным дополнительным требованиям необходимо предоставить копии актов выполненных работ, подтверждающих стоимость исполненного договора.
В ходе анализа представленных участником актов по данному договору было установлено, что отсутствуют копии актов оказанных услуг за декабрь 2018, апрель 2019, июль 2019, подтверждающих оказание услуг в полном объеме без применения штрафных санкций.
Следовательно, в связи с отсутствием всех копий актов оказанных услуг, договор от 28.12.2018 также не может быть принят аукционной комиссией в качестве подтверждения соответствия участника дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства РФ N99.
3) Договор N09-01-20-1 от 09.01.2020 г. на оказание услуг по охране объектов филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - Северного ПМЖС (расположенных на территории Р. Коми), также заключенного на основании Закона N223.
В силу п. 5.2 договора цена контракта составила 22 399 200, 00 руб.
Согласно пункту 12.1 договора срок оказания услуг с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Согласно разделу 6 договора исполнитель ежемесячно представляет заказчика Акт сдачи-приемки по форме в соответствии с приложением N5 к договору, счет и счет-фактуру, следовательно, приемка оказанных услуг осуществляется ежемесячно.
В ходе анализа представленных актов сдачи-приемки оказанных услуг установлено, что согласно акту от 30.09.2020 N000147, к участнику - ООО ЧОП "БАРС-С" применены штрафные санкции в размере 3% от стоимости охраны одного объекта в период с 01.09.2020 по 30.09.2020.
В пункте 9 приложения N1 Постановления Правительства РФ N99 установлено, что в качестве подтверждения участником соответствия установленным дополнительным требованиям необходимо представить копию исполненного без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней) контракта (договора).
Следовательно, в связи с применением к участнику штрафных санкции в ходе исполнения договора, данный договор не может быть принят в качестве подтверждения соответствия участника дополнительным требованиям.
Таким образом, в ходе анализа заявки ООО ЧОП "БАРС-С" на участие в аукционе установлено, что ни один из представленных договоров не удовлетворяет всем требованиям, установленным пунктом 9 Постановления Правительства РФ N99, к порядку подтверждения опыта оказания услуг, следовательно, заявка N160 не могла быть признана аукционной комиссией заказчика соответствующей установленным требованиям.
По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, довод ООО ЧОП "БАРС-С" о нарушении аукционной комиссией ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" требований Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок на участие в аукционе не подтвердился.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в ред., действовавшей до 31.12.2021, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОП "БАРС-С" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии <_.>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25 января 2022 г. N 011/06/106-90/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2022