Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 1" (далее - Заказчик):
ООО "ДТКП" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 40434-ЭП/21 от 22.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного на поставку продуктов питания (извещение номер 0372200192121000063) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200192121000063. Начальная (максимальная) цена контракта - 25 511 422,85 руб.
В жалобе ООО "ДТКП" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в:
- нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
В жалобе Заявитель сообщает, в том числе, следующее:
По пункту 13 Свекла столовая. Установлено требование "Внешний вид: корнеплоды свежие, целые, здоровые, чистые, не увядшие, не треснувшие, без признаков прорастания, без повреждений сельскохозяйственными вредителями, без излишней внешней влажности, типичной для ботанического сорта формы и окраски, с длиной оставшихся черешков листьев не > 2,0 см или без них.". "Длина оставшихся черешков листьев: больше 1,2 - меньше 2,0 см".
В данном случае установлено два требования к длине оставшихся черешков листьев, при этом они противоречат друг другу, так как в первом случае "не > 2,0 см" является неизменяемым значением, а "больше 1,2 - меньше 2,0 см" является требованием диапазонного значения, при этом при указании диапазона "1,3-1,9 см" противоречит по верхней границе значению "не > 2,0 см", таким образом Заказчик установил два раза противоречащие друг другу требования к одному и тому же показателю, чем вводит в заблуждение Участников.
По пункту 18 Апельсины. Установлены следующие требования "Сорт: не ниже высшего." "Допускается наличие плодов с незначительными дефектами формы и окраски кожуры (серебристые и бурые пятна), с незначительными зарубцевавшимися повреждениями, вызванными ударами града, трением, при погрузке и выгрузке: меньше 6 %". При этом установлено требование соответствию ГОСТ 34307-2017. Но согласно ГОСТ 34307-2017 Таблица 1 показатель "Допускается наличие плодов с незначительными дефектами формы и окраски кожуры (серебристые и бурые пятна), с незначительными зарубцевавшимися повреждениями, вызванными ударами града, трением, при погрузке и выгрузке: меньше 6 %", нормируется только для первого сорта, а Заказчиком установлено требование не ниже Высшего сорта, таким образом показатель установлен с целью ввести в заблуждение Участников закупки, так как любое указанное значение данного показателя будет противоречить ГОСТ 34307-2017 Таблица 1.
Как видим для Высшего сорта, такие дефекты как допускаемые для первого и второго сорта, для высшего сорта не допускаются полностью.
По пункту 22 Джем стерилизованный. Установлено требование "Энергетическая ценность (в среднем не меньше чем на 100 г продукта): больше 800 не больше 810 кДж", при этом установлено соответствие ГОСТ 31712-2012. Однако в соответствии ГОСТ 31712-2012 Таблица Б.1, джемы по данному нормативному документу изготавливаются с максимальной энергетической ценностью 280 ккал:
Таким образом Заказчик превысил требования ГОСТ 31712-2012 по энергетической ценности более чем в три раза. Мы провели мониторинг и джемов с такой каллорийностью вообще не существует, соответственно такой продукт поставить не возможно.
Аукционная документация, также содержит противоречия в наименованиях товаров, так по перечню поставляемого товара идут следующие наименования товаров:
1 |
Капуста белокочанная свежая |
2 |
Капуста цветная свежая |
3 |
Петрушка свежая (зелень) |
4 |
Укроп свежий (зелень) |
5 |
Баклажаны свежие |
6 |
Кабачки свежие |
7 |
Перец сладкий свежий |
8 |
Морковь столовая свежая |
9 |
Репа столовая свежая |
10 |
Чеснок свежий |
11 |
Лук репчатый свежий |
12 |
Лук зелёный свежий |
13 |
Свекла столовая свежая |
14 |
Картофель продовольственный ранний (поступающий в продажу сразу после сбора до 01 сентября) |
15 |
Картофель продовольственный поздний (поступающий в продажу с 01 сентября) |
17 |
Бананы свежие весовые |
18 |
Лимоны свежие |
19 |
Апельсины свежие |
20 |
Мандарины свежие |
21 |
Яблоки свежие |
22 |
Груши свежие поздних сроков созревания |
29 |
Джем стерилизованный в ассортименте |
30 |
Варенье стерилизованное в ассортименте |
31 |
Повидло стерилизованное в ассортименте |
33 |
Мука пшеничная, хлебопекарная |
34 |
Макаронные изделия |
35 |
Шоколад обыкновенный без добавок |
36 |
Конфеты шоколадные в ассортименте |
37 |
Мармелад желейно- фруктовый неглазированный |
38 |
Пастила |
39 |
Зефир |
40 |
Конфеты помадные молочные |
41 |
Соль пищевая йодированная |
А в требованиях к товарам, другие наименования товаров:
А в требованиях к товарам, другие наименования товаров:
N п/п |
Наименование товара |
1. |
Капуста белокочанная. |
2. |
Капуста цветная. |
3. |
Петрушка свежая (зелень). |
4. |
Укроп свежий (зелень). |
5. |
Баклажаны. |
6. |
Кабачки. |
7. |
Перец. |
8. |
Морковь столовая. |
9. |
Репа столовая. |
10. |
Чеснок. |
11. |
Лук репчатый |
12. |
Лук зелёный. |
13. |
Свекла столовая. |
14. |
Картофель тип 1. |
15. |
Картофель тип 2. |
16. |
Бананы. |
17. |
Лимоны. |
18. |
Апельсины. |
19. |
Мандарины. |
20. |
Яблоки. |
21. |
Груши. |
22. |
Джем стерилизованный. |
23. |
Варенье стерилизованное. |
24. |
Повидло стерилизованное. |
25. |
Мука пшеничная. |
26. |
Макаронные изделия. |
27. |
Шоколад. |
28. |
Конфеты шоколадные. |
29. |
Мармелад желейно-фруктовый. |
30. |
Пастила. |
31.
|
Зефир. |
32. |
Конфеты. |
33. |
Соль пищевая. |
Как видим наименования товаров кроме Печенья овсяное противоречат друг другу, что не позволяет понять, так какие именно товары требуются Заказчику к поставке.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки. Данные доводы жалобы являются обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДТКП" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 декабря 2021 г. N 44-6259/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2022