Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок В.А. Матвеева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
МГУ им. М.В. Ломоносова: Е.М. Лукьяновой,
АО "ББ ГРУП": Е.А. Антоновой,
рассмотрев жалобу АО "ББ ГРУП" (далее - Заявитель) на действия
МГУ им. М.В. Ломоносова (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку расходных материалов (Клапан инфузионной системы внутривенных вливаний, жгут на верхнюю/нижнюю конечность, многоразового использования, набор для удлинения магистрали для внутривенных вливаний) для отделений МНОЦ МГУ имени
М.В. Ломоносова (9330 шт.) (ИД 46327) (Закупка N 0373100040121000618)
(далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления установила следующее.
В составе жалобы Заявитель обжалует неправомерное объединение в один лот товаров, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102), и не включенных в них.
В силу п.1,п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка коронарных стентов и аспирационных наборов для отделения рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения.
П.1 Постановления N102 утвержден перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
Пунктом 2.2 Постановления N 102 установлено, что для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 2 и не включенные в него.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком закупаются, в том числе наборы для удлинения магистрали для внутривенных вливаний, которые по наименованию медицинского изделия включены перечень N 2, в то время как например, клапан инфузионной системы внутривенных вливаний в указанный перечень не входит.
Таким образом, медицинские изделия должны быть разделены на разные лоты, при этом в отношении медицинских изделий "набор для удлинения магистрали для внутривенных вливаний" должны быть установлены ограничения, предусмотренные Постановлением N 102, поскольку из смысла примечания следует, что при отнесении медицинского изделия к Перечню N2 возможно руководствоваться исключительно одним из критериев: наименование, или вид медицинского изделия, или признаки изделия, или код ОКПД2.
Комиссия Управления отмечает, что согласно примечанию к Перечню N2 при применении перечня Заказчику следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с указанным доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что в пункте 1 перечня N2 Постановления N 102 "Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов" в столбце "Наименование вида медицинского изделия" указан "набор для удлинения магистрали для внутривенных вливаний", однако код вида медицинского изделия для данного изделия 131660, в Номенклатурной классификации медицинских изделий и кодов видов медицинских изделий коду 131660 соответствует "Адаптер внутрисосудистого катетера", который представляет собой соединительное устройство для подключения введённого катетера к внешнему устройству или устройствам с целью внутрисосудистых инъекций. Используется при необходимости обеспечить совместимость устройств различных производителей. Изделие одноразового использования, что не соответствует виду медицинского изделия, который требуется Заказчику.
Так, наименованию "Набор для удлинения магистрали для внутривенных вливаний" соответствует код вида медицинского изделия 131800, при этом закупаемый набор представляет собой набор трубок и коннекторов, предназначенных для удлинения трубки из набора для внутривенных вливаний, используемый в тех случаях, когда стандартной длины магистрали недостаточно. Это изделие для одноразового использования.
Кроме того, представитель Заказчика также отметил, что для вида медицинского изделия "Набор для удлинения магистрали для внутривенных вливаний" код вида медицинского изделия 131800 в Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд определена соответствующая позиция 32.50.50.190-00000118 "Набор для удлинения магистрали для внутривенных вливаний", которая по наименованию и описанию, полностью соответствует требованиям Заказчика.
Таким образом, ограничения, предусмотренные Постановлением N 102 к позиции "Набор для удлинения магистрали для внутривенных вливаний" не применимы, поскольку в Перечне N2 включено исключительно общее наименование вида медицинского изделия, тогда как все остальные признаки не соответствуют характеристикам товара, планируемого к закупке.
На заседании Комиссии Управления установлено, что закупаемый Заказчиком "Набор для удлинения магистрали для внутривенных вливаний", действительно включен в Перечень N2, однако по виду медицинского изделия, коду ОКПД2 и классификационным признакам, требуемый Заказчику набор для удлинения магистрали для внутривенных вливаний, в указанном перечне отсутствует, в связи с чем указанное изделие не подпадает под действия ограничений, установленных постановлением N 102.
Вместе с тем, в силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. Однако на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не предоставлено документов и сведений, однозначно подтверждающих то обстоятельство, что обжалуемые товары включены в указанный Перечень N2, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Также в материалах жалобы содержится информация о том, что Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
При этом жалоба Заявителя на действия Заказчика подана в Московское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрены Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14.
Также следует отметить, что в рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия или отсутствия нарушений Закона о защите конкуренции, так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 N339.
Учитывая, что в рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение доводов жалобы в отношении нарушении ст.17 Закона о контрактной системе не может быть осуществлено.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу АО "ББ ГРУП" на действия МГУ им. М.В. Ломоносова необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
В.А. Матвеев
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 января 2022 г. N 077/06/106-430/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2022