Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПЮ ГБПОУ "Садово-архитектурный колледж" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "Профи-Строй-Дизайн" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 461-ЭП/22 от 12.01.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по ремонту инженерных сетей в здании СПб ГБ ПОУ "Садово-архитектурный колледж" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кольцова, д. 8, лит. А (извещение номер 0372200067521000056) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 23.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200067521000056. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 269 038, 00 рублей.
В жалобе ООО "Профи-Строй-Дизайн" указывает на нарушения комиссии Заказчика требований законодательства о контрактной системе, которые, по его мнению, выразились в незаконном признании котировочной заявки несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме (ч. 1 ст. 82.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 82.1 Закона о контрактной при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать следующие информацию и документы:
- с учетом положений ч. 6 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;
- документы (или их копии), подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов (или их копий) предусмотрено извещением о проведении запроса котировок в электронной форме. При этом не допускается требовать представление указанных документов (или их копий), если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно ч. 7 ст. 82.1 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная пп.пп. "а" и "б" п. 2 ч. 5 настоящей статьи:
- включается в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме при осуществлении закупки работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар (за исключением случая, предусмотренного п. 2 настоящей части), в случае установления заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требования о представлении такой информации в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме. При этом информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 5 настоящей статьи, в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме может не включаться при указании в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме товарного знака и предложения участником закупки товара, обозначенного таким товарным знаком;
- не включается в заявку на участие в запросе котировок в электронной форме в случае включения в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме проектной документации в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных настоящей статьей, не допускается (ч. 8 ст. 82.1 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 ч. 3 ст. 82.1 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении запроса котировок в электронной форме заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, содержащее информацию, указанную в п.п. 1 - 5, 8 - 12 ст. 42 настоящего Федерального закона;
В силу п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Заказчиком в Приложении N 2 "ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАЧЕНИЯМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ХАРАКТЕРИСТИК) ТОВАРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ВЫПОЛНЕНИ РАБОТ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ОПРЕДЕЛИТЬ СООТВЕТСТВИЕ ПОТРЕБНОСТЯМ ЗАКАЗЧИКА" установлены требования к показателям товаров, которые используются при выполнении работ, таких как "Светильник тип 1", "Розетка", "Выключатель", "Коробка" и т.д., а также предусмотрены требования о представлении такой информации в заявке на участие в запросе котировок.
Согласно ч. 5 ст. 24.1 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, специализированной электронной площадке и проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур, между участником закупки, заказчиком, оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки осуществляется на электронной площадке, специализированной электронной площадке в форме электронных документов. Правительство Российской Федерации вправе определить типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, а также вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке. Такие типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки.
Постановлением Правительства РФ от 05.11.2019 N 1401 "О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, требованиях к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке и внесении изменения в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок" (далее - Постановление N 1401) утверждена типовая форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме.
Согласно п. 4 Постановления N 1401 при проведении запросов котировок в электронной форме, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до 1 апреля 2021 г., применяется типовая форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, действовавшая до 1 июля 2020 г.
Извещение о проведении запроса котировок размещено Заказчиком в единой информационной системе 23.12.2021.
Оператор электронной площадки и оператор специализированной электронной площадки обеспечивают участнику закупки подачу заявки на участие в закупке путем ее формирования на электронной площадке, специализированной электронной площадке в соответствии с типовой формой заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, предусмотренной ч. 5 ст. 24.1 Закона о контрактной системе, соответственно (п. 14 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки").
Таким образом, заявка участника формируется на электронной площадке в соответствии с утвержденной Постановлением N 1401 типовой формой заявки.
Пунктом 3 раздела III "Информация и документы, которые прилагаются участником закупки" типовой формы заявки на участие в запросе котировок в электронной форме установлено, что участники закупки включают в состав заявки информацию о характеристиках предлагаемого товара, соответствующих показателям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и информацию о товарном знаке (указывается при наличии).
Согласно примечанию 11 к названному пункту данная информация включается в заявку в следующих случаях:
- при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и отсутствии в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме указания товарного знака или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме;
- при осуществлении закупки работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, такая информация включается в случае установления в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требования о ее представлении в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме.
Таким образом, типовой формой заявки на участие в запросе котировок в электронной форме также предусмотрено включение информации о характеристиках используемых при выполнении работ товаров в состав заявки участника закупки.
В рассматриваемом случае извещение о проведении запроса котировок содержит требование о представлении в заявке участника информации о характеристиках товаров, что, по мнению Комиссии УФАС, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
В соответствии с ч. 11 ст. 82.1 Закона о контрактной системе Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления информации и документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, ч. 11 ст. 24.1 Закона о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме;
2) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе;
4) непредставления документов, предусмотренных п. 4 ч. 5 ст. 82.1 Закона о контрактной системе (если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе), в случае, если в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме включена информация о запрете допуска товаров, происходящих из иностранных государств;
5) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.01.2022 NИЗК1 заявка участника закупки признана не соответствующей по следующим основаниям:
"непредставление информации и документов, предусмотренных частью 5 статьи 82.1, Федерального закона 44-ФЗ, несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении
Причина несоответствия: Заявка отклоняется по основанию, предусмотренному п.1 ч.11 ст. 82.1 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ: в виду непредставления информации, предусмотренной ч.5 ст.82.1 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ. Требованиями ппп.а, б пп.1 п.1.2 раздела 1 и п.2.5 раздела 2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (установленными в Извещении в соответствии с пп.а, б п.2 ч.5 ст.82.1 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ), установлено, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в Извещении, а также наименование страны происхождения товара. Инструкция по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки, содержится в пп.2.5.1 п.2.5 раздела 2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (см. Извещение). При этом, требования к значениям показателей (характеристик) таких товаров установлены в Приложении N 2 к Описанию объекта закупки (см. Извещение). В нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и Извещения, в заявке участника закупки не представлены ни характеристики (конкретные показатели) товаров, требования к значениям которых были установлены в Извещении (см. Приложение N 2 к Описанию объекта закупки), ни наименование страны происхождения таких товаров".
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует, что заявка участника закупки признана несоответствующей требованиям извещения об осуществлении запроса котировок по причине непредоставления конкретных показателей товара.
Вместе с тем, у котировочной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для признания заявки несоответствующей требованиям извещения об осуществлении запроса котировок на основании ч. 11 ст. 82.1 Закона о контрактной системе.
Ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии УФАС Заявителем надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность доводов не представлено, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводам, что доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 24.1, 33, 42, 82.1, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Профи-Строй-Дизайн" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2022 г. N 44-281/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2022