Резолютивная часть объявлена 01.02.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 04.02.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
И.Д. Старжинский - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
Заявителя - ООО "МИГАЛКА": Е.С. Панькина (по доверенности); А.В. Бирюкова (по доверенности);
Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Городская детская поликлиника": А.В. Кулибановой (по доверенности); О.С. Халатяна (по доверенности); Е.С. Баклановой (по доверенности);
Уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": А.С. Санниковой (по доверенности),
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ООО "МИГАЛКА" (вх. N 460 от 25.01.2022) (далее - Заявитель) на действия - заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Городская детская поликлиника" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка средств защиты информации (извещение N 0335200014921005264) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 25.01.2022 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании Аукционной документации.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
1. По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно указал в пункте 30 технического задания "Объем хранения записей в журналах аудита" значение показателя только "Наличие", поскольку объем подразумевает точные единицы измерения.
2. Заявитель также считает, что в пункте 39 технического задания "Сертификат ФСТЭК России" Заказчиком неправомерно не установлено обязательное требование по сертификации СЗИ по уровням доверия.
Как указывает Заявитель, данные действия Заказчика нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик не согласен с доводом жалобы, полагает, что его действия соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Уполномоченного учреждения поддержал позицию Заказчика, представленную на заседании Комиссии, также полагает, что действия Заказчика соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
28.12.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0335200014921005264 и Аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 862 800,00 рублей.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных норм следует, что при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 24 раздела 2 "Информационная карта" Аукционной документации описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам и условия контракта указаны в разделе 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" и разделе 4 "Проект контракта" настоящей документации.
В пунктах 30, 38, 39 раздела 3 "Техническое задание" Аукционной документации установлено следующее:
N п/п |
Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. |
Требования к показателям |
30. |
Объем хранения записей в журналах аудита |
Наличие |
38. |
Совместимость с имеющимся у заказчиком средством защиты информации от несанкционированного доступа Dallas Lock 8.0-К и Сервером безопасности Dallas Lock. |
Наличие |
39. |
Сертификат ФСТЭК России |
Наличие |
Комиссия, проанализировав Аукционную документацию, выслушав пояснения сторон, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к количественному размеру объема хранения записей в журналах аудита не были установлены, поскольку данный показатель не будет рассматриваться при рассмотрении заявок и приеме средств защиты информации, все объемы хранения записей в журналах аудита у средства доверенной загрузки (СДЗ) Dallas Lock соответствуют потребностям Заказчика.
Комиссия обращает внимание на тот факт, что Заявителем не было представлено каких-либо сведений о том, что какие-либо минимальные или максимальные объемы хранения записей в журналах аудита у средства доверенной загрузки (СДЗ) Dallas Lock не отвечают реальным потребностям Заказчика.
По вопросу не установления обязательного требования по сертификации СЗИ по уровням доверия Комиссия отмечает следующее.
Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 утвержден состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.
В соответствии с пунктом 12 Приказа ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 технические меры защиты персональных данных реализуются посредством применения средств защиты информации, в том числе программных (программно-аппаратных) средств, в которых они реализованы, имеющих необходимые функции безопасности.
При использовании в информационных системах средств защиты информации, сертифицированных по требованиям безопасности информации, указанные средства должны быть сертифицированы на соответствие обязательным требованиям по безопасности информации, установленным нормативными правовыми актами, или требованиям, указанным в технических условиях (заданиях по безопасности).
Приказом ФСТЭК России от 14.05.2020 N 68 "О внесении изменений в Состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 18 февраля 2013 г. N 21" в пункт 12 Приказа ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 внесены изменения в части установления уровней доверия в соответствии с Требованиями по безопасности информации, устанавливающими уровни доверия к средствам технической защиты информации и средствам обеспечения безопасности информационных технологий, утвержденных приказом ФСТЭК России от 30 июля 2018 г. N 131. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2021 года.
В соответствии с пунктом 1 Положения о сертификации средств защиты информации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 608 "О сертификации средств защиты информации" (далее - Положение) технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации являются средствами защиты информации.
Указанные средства подлежат обязательной сертификации, которая проводится в рамках систем сертификации средств защиты информации.
Пунктом 7 Положения установлено, что изготовители производят (реализуют) средства защиты информации только при наличии сертификата.
Приказом ФСТЭК России от 03.04.2018 N 55 утверждено "Положение о системе сертификации средств защиты информации".
На заседании Комиссии представителями Заказчика пояснено, что ранее приобретенное Заказчиком средство защиты информации Dallas Lock имеет сертификат соответствия требованиям безопасности ФСТЭК, срок действия которго до 25 ноября 2024 года, кроме того, в настоящее время средство доверенной загрузки Dallas Lock проходит процедуру оценки соответствия требованиям по безопасности информации, устанавливающим уровни доверия к средствам технической защиты информации и средствам обеспечения безопасности информационных технологий, после завершении процедуры сертификации обновленный сертификат автоматически будет распространяться на ранее поставленные СДЗ Dallas Lock в рамках оказания технической поддержки, что гарантирует наличие нового сертификата ФСТЭК с указанием уровня доверия.
Комиссия отмечает тот факт, что законодательство не содержит упоминаний о том, что ранее выданные сертификаты соответствия требованиям безопасности ФСТЭК являются не действительными.
В рассматриваемом случае Заказчик, формируя данные требования к характеристикам товара и его показателям, описание объекта закупки, руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки средств защиты информации в зависимости от имеющегося у Заказчика средства защиты информации от несанкционированного доступа Dallas Lock 8.0-К и Сервера безопасности Dallas Lock.
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая потребность Заказчика, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МИГАЛКА" необоснованной.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: О.И. Филатов
И.Д. Старжинский
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 4 февраля 2022 г. N 039/06/33-95/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.02.2022