На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России (далее - Заказчик) законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: электронный аукцион на поставку лекарственных препаратов - МНН Аминокислоты для парентерального питания + прочие препараты [Жировые Эмульсии для парентерального питания + Декстроза + Минералы]; Желатин; Натрия хлорид (реестровый N 0373100094321000624).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
А.С. Спиряковой- главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
А.С. Алексеевой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
М.М. Кузьминой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
в присутствии представителя ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России, в отсутствие представителей Казиева С., увведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх.N ЕИ/4459/22 от 27.01.2022,
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступило обращение Казиева С. (далее -
Заявитель) о нарушениях, допущенных Заказчиком при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов - МНН Аминокислоты для парентерального питания + прочие препараты [Жировые Эмульсии для парентерального питания + Декстроза + Минералы]; Желатин; Натрия хлорид (реестровый N 0373100094321000624) (далее - Аукцион).
1. В составе обращения Заявитель указывает, что Заказчик в ответе на разъяснения положений аукционной документации не ответил на поставленные вопросы.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику
Как следует из положений ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком даны ответы по существу поставленных вопросов.
Комиссия Управления отмечает, что Заявителем не представлены доказательства того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки с учетом наличия 2 поданных заявок на участие в электронном аукционе.
2. Также в обращении Заявитель указывает, что Заказчиком не соблюдены требования пп.а п.6 Постановления Правительства Российской Федерации N1380 от 15 ноября 2017 года "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с п.7 ч.2 ст.83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки согласно Техническому заданию являются "Аминокислоты для парентерального питания + прочие препараты [Жировые Эмульсии для парентерального питания + Декстроза + Минералы]; Желатин; Натрия хлорид"
При этом "Аминокислоты для парентерального питания + Прочие препараты [Жировые эмульсии для парентерального питания + Декстроза + Минералы], являются многокомпонентными препаратами сложного состава и имеющими в своем составе большое количество действующих веществ (активных фармацевтических субстанций).
Лечащий врач при назначении необходимой терапии руководствуется утвержденной инструкцией по применению лекарственного препарата, в которой зарегистрированные показания к применению конкретного препарата соответствуют конкретным дозировкам действующих веществ и различаются у препаратов с различными дозировками, что соответствует нормам Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Также назначение лекарственного препарата производится строго в соответствии с инструкцией по применению. При этом обоснование того, для пациентов с какими потребностями предназначен препарат, а именно: "Для введения только в центральные вены пациентам с повышенными потребностями в белке и энергии" в описании объекта закупки соответствует именно установленным показателям содержания аминокислот в эмульсии и позволяет обеспечить пациентов с повышенными потребностями достаточным количеством белка согласно клиническим рекомендациям по парентеральному питанию ("Периоперационная нутритивная поддержка", "Метаболический мониторинг и нутритивная поддержка при проведении длительной ИВЛ" МКБ 10: Е 40-46 , 2017 (пересмотр 2021) год - Клинические рекомендации МЗ РФ.) и тем самым обеспечить терапевтический эффект для лечения одного пациента.
Что касается установленных требований к составу жировой эмульсии, то факт того, что у онкологических больных нужно использовать жировые эмульсии, содержащие среднецепочечные триглицериды, подтверждается наличием в Клинических рекомендациях Министерства здравоохранения Российской Федерации "Периоперационная нутритивная поддержка" в п. 4.3 "Особенности проведения нутритивной поддержки в онкохирургии". В данных рекомендациях отражено, что у онкологических пациентов используются 20% - 250 мл жировые эмульсии 2-3 поколения в сочетании с аминокислотами и глюкозой. Жировые эмульсии 2-3 поколения, это жировые эмульсии, содержащие среднецепочечные триглицериды.
Таким образом, количественные и качественные показатели лечебного питания определяются лечащим врачом для конкретного пациента на основе клинических рекомендаций, т.е. индивидуально и не может быть установлено в каком-либо нормативном акте.
Данное описание не противоречит Постановлению Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом Заказчиком обоснована необходимость использования дополнительных показателей (характеристик):
"Руководствуясь подпунктом "б" пункта 4 и пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" техническое задание содержит дополнительные характеристики:
*Триглицериды средней цепи быстрее гидролизуются, элиминируются из кровеносного русла и полностью окисляются по сравнению с длинноцепочечными триглицеридами, что обеспечивает больший протеин-сберегающий эффект и отсутствие иммуносупрессии.
** В ТЗ указан объем наполнения первичной упаковки препаратов для парентерального введения (значение показателей, которые могут изменяться) в связи с принятыми стандартами лечения по нозологиям, проходящим в данном лечебном учреждении.
***В ТЗ указан путь введения лекарственного препарата (для инъекций или для инфузий)".
В ответе на запрос о разъяснении положений документации 1405152 от 13.07.2021 г Заказчиком также разъяснены дополнительно установленные требования.
3. Также Заявитель указывает, что Заказчиком укрупнен лот тем самым нарушив положения Постановления Правительства Российской Федерации N929 от 17 октября 2013 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группированными наименованиями".
Представитель Заказчика пояснил, что постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2012 N 929 установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" в размере 2,5 млн. руб для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году составил от 500 млн. руб. до 5 млрд. руб.
В то же время, по данным учета ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России объем закупки лекарственных препаратов в 2020 году составил 898 012 919,00 руб.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу от отсутствии нарушений со стороны Заказчика положений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Нарушений Закона о контрактной системе в действиях ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий Комиссии Управления: |
|
А.С. Спирякова |
Члены Комиссии Управления: |
|
А.С. Алексеева |
|
|
М.М. Кузьмина |
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 февраля 2022 г. N 077/06/17-1439/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2022