Резолютивная часть решения объявлена "02" февраля 2022 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "02" февраля 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Еврейского УФАС России)
Заседание проведено:
- в отсутствие представителей Индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича (уведомлены надлежащим образом, уведомление от 28.01.2022 N 5-130),
- при участии представителя государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Теплоозерская центральная районная больница" Тарасовой Н.А. (копия доверенности от 10.01.2022 N 1);
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. (вход. от 26.01.2022 N 02/5-38) на действия государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Теплоозерская центральная районная больница" о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение работ по благоустройству территории ОГБУЗ "Теплоозёрская ЦРБ" (извещение от 17.12.2021 N 0378300014121000023), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. (вход. от 26.01.2022 N 02/5-38) на действия государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Теплоозерская центральная районная больница" (далее - Заказчик) о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение работ по благоустройству территории ОГБУЗ "Теплоозёрская ЦРБ" (извещение от 17.12.2021 N 0378300014121000023).
Жалобы поданы в соответствии с требованиями ст. 106 Закона о контрактной системе.
В жалобе ИП Меньшикова Р.А. указано, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу заявки на участия в Аукционе в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалоб, пояснения Заказчика, заслушав представителя Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, при осуществлении закупок Заказчик обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе.
17 декабря 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" по адресу: https://www.rts-tender.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0378300014121000023 и документация об электронном аукционе. В извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация, в том числе:
- ИКЗ: 212790200092579020100100310014399244;
- наименование объекта закупки: Выполнение работ по благоустройству территории ОГБУЗ "Теплоозёрская ЦРБ";
- начальная (максимальная) цена контракта: 7 319 977, 20 руб.;
- дата проведения электронного аукциона: 31.01.2022;
По доводам жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
1. Частью 1 ст. 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0378300014121000023 Заказчик проводил закупку с 17.12.2021, то есть в период действия Закона о контрактной системе в старой редакции. Соответственно, все процедуры, проводимые в рамках данной закупки должны проходить согласно требованиям, установленным Законом о контрактной системе в редакции от 02.07.2021.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Комиссией установлено, что Заказчиком в п 18 р. 2 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации определено:
"Первая часть заявки должна содержать следующие документы и информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим пунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе"
В соответствии с Письмом ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" (далее - Письмо ФАС):
"По мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если, в том числе:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету Заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу)".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и документацией об электронном аукционе объектом закупки является выполнение работ по благоустройству территории ОГБУЗ "Теплоозёрская ЦРБ".
Комиссия, ознакомившись с аукционной документацией, установила, что Заказчиком в приложении N 1 к контракту "Техническое задание" установлены требования к следующим материалам: смесь асфальтобетонная, камни бортовые, смесь щебеночно-песчаная готовая, битум, сталь арматурная и т.д.. Поставка вышеуказанных материалов в рамках осуществления закупки и исполнения контракта не может быть предусмотрена, поскольку они являются средствами и материалами, обеспечивающими выполнение работ.
Заказчиком в р. 3 "Проект контракта (Договора)" Документации об электронном аукционе представлен проект муниципального контракта, положениями которого не предусмотрена поставка товаров, которые необходимы при выполнении работ.
Представителем Заказчика в ходе заседания Комиссии в материалы дела не представлено доказательств того, что товары, к показателям которых установлены требования, не являются строительными материалами и не будут использоваться при выполнении работ (оказании услуг).
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, Заказчиком установлены требования, в том числе, к используемым при выполнении работ товарам, что противоречит положениям п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе, а довод жалобы признан обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича на действия государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Теплоозерская центральная районная больница" о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение работ по благоустройству территории ОГБУЗ "Теплоозёрская ЦРБ" (извещение от 17.12.2021 N 0378300014121000023), признать обоснованной.
2. Признать действия муниципального заказчика - Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Теплоозерская центральная районная больница" нарушившим требования п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение работ по благоустройству территории ОГБУЗ "Теплоозёрская ЦРБ" (извещение от 17.12.2021 N 0378300014121000023).
3. Выдать государственному заказчику - Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Теплоозерская центральная районная больница" предписание для устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанных в настоящем решении.
4. Выдать Аукционной комиссии государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Теплоозерская центральная районная больница" предписание для устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
5. Выдать Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание в целях устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанных в настоящем решении.
6. В соответствии с требованиями статьи 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 2 февраля 2022 г. N 079/06/106-03/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2022