Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие Индивидуального предпринимателя Хамзиной Нагимы Ризабековны (ИНН 301604672196; ОГРНИП 318302500040170; Астраханская область, г. Астрахань, ул. Железнодорожная 1-я, д. 16 корп. 2, кв. 25) (далее также - ИП Хамзина Н.Р., Подрядчик) и Администрации Ленинского района города Астрахани (г. Астрахань, ул. Академика Королева, 26; ИНН 3016019740), надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения обращения, рассмотрев обращение муниципального заказчика Администрации Ленинского района города Астрахани (вх. N 926 от 07.02.2022) о внесении информации об ИП Хамзиной Н.Р. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 07.02.2022 поступило обращение муниципального заказчика Администрации Ленинского района города Астрахани (далее также - Заказчик) о включении информации об ИП Хамзиной Н.Р. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта N 96 от 13.11.2019 (ИКЗ 19 33016019740301901001 0010 005 4312 244, реестровый номер контракта 33016019740 19 000051) (далее - Контракт).
Рассмотрение обращения назначено на 11.02.2022 года в 09 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.508 по местному времени контролирующего органа (МСК+1).
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
14.10.2019 года уполномоченным органом Администрацией муниципального образования "Город Астрахань" на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по выкашиванию сорной растительности газонокосилками со сгребанием, погрузкой и вывозом скошенной травы (номер извещения 0325300006419001028) и документация о нем.
По результатам электронного аукциона победителем была признана ИП Хамзина Н.Р., о чем свидетельствует протокол подведения итогов электронного аукциона от 28.10.2019, размещенный 28.10.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru.
13.11.2019 между Заказчиком и ИП Хамзиной Н.Р. был заключен контракт N 96, по условиям которого Подрядчик обязуется осуществить выполнение работ по выкашиванию сорной растительности газонокосилками со сгребанием, погрузкой и вывозом скошенной травы (далее - работы), в объеме, в соответствии с Техническим заданием (Приложение к контракту) и условиями контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить работы в соответствии с условиями контракта (п. 1.1 Контракта).
Цена контракта составила 42 587 (сорок две тысячи пятьсот восемьдесят семь) рублей 75 копеек, НДС не облагается.
В соответствии с п. 2.1 Контракта место выполнения работ: Россия, Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, по согласованию с Заказчиком.
В силу п. 2.2 Контракта сроки завершения работ: с момента заключения контракта до 01.12.2019 года.
Согласно п. 2.3 Контракта работы выполняются по предварительным заявкам Заказчика.
Пунктом 2.4 Контракта установлено, что заявки Заказчика поступают не менее чем за 1 (один) календарный день до начала выполнения работ. Подрядчик приступает к выполнению работ в сроки, указанные Заказчиком в Заявке. Работы выполняются в рабочие и выходные дни.
Заявка на выполнение направлена Заказчиком на электронный адрес 28.11.2019 ИП Хамзиной Н.Р.
При этом, Заказчиком не представлены документы, свидетельствующие о получении указанной заявки ИП Хамзиной Н.Р.
В соответствии с п. 4.3 Контракта подрядчик обязуется:
- выполнить все работы предусмотренные контрактом, Техническим заданием (Приложение к контракту);
- обеспечить выполнение и качество работ в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, условиями контракта, Техническим заданием (Приложение к контракту);
- своевременно устранять дефекты, выявленные Заказчиком при приемке работ;
- выполнить и сдать работу в сроки и в порядке, установленные контрактом;
- немедленно известить Заказчика и приостановить работы до получения указаний от Заказчика при обнаружении:
а) возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе выполнения работ;
б) иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, создающих невозможность завершения работ в срок;
- предоставить достоверную информацию:
а) о ходе исполнения своих обязательств по контракту;
б) о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
в) о результатах выполненных работ к установленному контрактом сроку;
- выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные контрактом.
На основании п. 9.1 Контракта Контракт вступает в силу с даты его заключения Сторонами и действует до 31.12.2019 года. При этом окончание указанного срока не освобождает Стороны от ответственности за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение условий контракта.
В силу п. 9.2 Контракта контракт расторгается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
24.01.2022 года Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.11.2019 года N96 (далее - Решение) в связи с неисполнением ИП Хамзиной Н.Р. обязательств по контракту.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
24.01.2022 года Решение направлено Заказчиком в адрес ИП Хамзиной Н.Р. посредством заказного письма с уведомлением (почтовый идентификатор 41405695019370) и размещено на официальном сайте.
Согласно данным с официального сайта "Почта России" указанное заказное письмо с уведомлением вручено ИП Хамзиной Н.Р. 27.01.2022 года.
Комиссия считает, что датой надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Решении Заказчика является 27.01.2022 года.
Таким образом, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу, и Контракт считается расторгнутым 08.02.2022 года.
Нарушения порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, его направления Подрядчику и размещения в ЕИС не установлены.
При этом Комиссия считает необходимым указать следующее.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в указанных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 года N 13-П, от 21.11.2002 года N 15-П, определения от 07.06.2001 года N 139-О, от 07.02.2002 года N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами N 1078, пункт 13 которых обязывает антимонопольный орган осуществлять проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Пунктом 14 Правил N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила N 1078 не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном уклонении от заключения контракта.
Об отсутствии вины в бездействии Общества свидетельствует то, что Победитель 09.11.2021 предоставил Заказчику обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии N41491-21КЭБГ/001 от 09.11.2021.
Заказчик подтвердил получение вышеуказанной банковской гарантии.
Более того, Заказчик не настаивал на включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ИП Хамзина Н.Р. в реестр недобросовестных поставщиков не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Астраханского УФАС России
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления муниципального заказчика Администрации Ленинского района города Астрахани о внесении информации об ИП Хамзиной Н.Р. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения администрацией Ленинского района города Астрахани требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по выкашиванию сорной растительности газонокосилками со сгребанием, погрузкой и вывозом скошенной травы (номер извещения 0325300006419001028), отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии Е.М. Балтыкова
И.В. Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 11 февраля 2022 г. N РНП-30-24-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2022