Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - руководитель управления <_>, члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок <_>, главный специалист - эксперт отдела контроля закупок <_>,
с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Стартрейд" (далее также - ООО "Стартрейд", заявитель, общество), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
заказчик - государственное казённое учреждение Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (далее также - ГКУ ЯО "Ярдорслужба", заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенностям <_>, <_>;
уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <_>;
оператор электронной торговой площадки, акционерное общество "Сбербанк-АСТ", представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Стартрейд" на действия заказчика, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту комплексов ФВФ (извещение N 0171200001922000023) (далее также - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Стартрейд" на действия заказчика, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту комплексов ФВФ (извещение N 0171200001922000023).
Заявитель полагает, что извещение о рассматриваемом аукционе в электронной форме утверждено заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд:
1. заказчиком и уполномоченным органом для объекта закупки неверно выбран код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ОКПД2), а именно 84.24.19.000 "Услуги, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности, прочие";
2. заказчиком и уполномочены органом к участникам закупки неправомерно установлены дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать действия заказчика и уполномоченного органа - незаконными, выдать последним обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 08.02.2022 размещено извещение N 0171200001922000023 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту комплексов ФВФ.
Начальная (максимальная) цена контракта 14 585 400,00 рублей.
Первый довод заявителя признан аукционной Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным ввиду следующего.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту комплексов ФВФ.
Подробное описание объекта закупки изложено в приложении к извещению "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (техническое задание)".
В качестве кода Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчиком и уполномоченным органом для объекта закупки установлен код ОКПД2: 84.24.19.000 "Услуги, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности, прочие".
Заявителем на заседании Комиссии Ярославского УФАС России не доказан факт того, что закупаемый заказчиком объект закупки не относиться к установленному заказчиком и уполномоченным органом коду ОКПД2: 84.24.19.000 "Услуги, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности, прочие". Кроме того, подателем жалобы не указан в тексте жалобы код ОКПД2, который заказчик и уполномоченный орган, по мнению заявителя, обязаны были применить к объекту закупки.
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы сведений не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа по определению кода ОКПД2 закупаемого объекта закупки нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а, следовательно, довод заявителя не нашел, своего подтверждения.
В отношении второго довода заявителя Комиссия Ярославского УФАС России поясняет следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Исходя из пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Такие требования установлены, в частности, постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее также - постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
Приложением к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 являются "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", состоящие из шести разделов:
- Раздел I. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям;
- Раздел II. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям;
- Раздел III. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям;
- Раздел IV. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере обороны и безопасности государства, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям;
- Раздел V. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере использования атомной энергии, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям;
- Раздел VI. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям.
Каждый раздел представлен в форме таблицы, состоящей из трёх столбцов: "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки", "Дополнительные требования к участникам закупки", "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям".
В рассматриваемом случае заказчиком и уполномоченным органом объект закупки отнесен к работам по содержанию и ремонту автомобильных дорог (позиция 18 раздела III приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571), поскольку,
1) начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации превышает 5 млн. рублей (14 585 400,00 рублей);
2) объектом закупки (выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту комплексов ФВФ) выступают работы, указанные в позиции 18 раздела III приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог), ввиду следующего:
Согласно статье 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" на территории Российской Федерации реализуется деятельность по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, а также иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В пункте 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
В пункте 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дано определение содержания автомобильных дорог как комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дано определение обеспечения безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Частью 3 статьи 17, частью 3 статьи 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что классификация работ по содержанию автомобильных дорог, ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Минтранса от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее также - Приказ N 402) утверждена классификация работ по содержанию автомобильных дорог (раздел IV Приказа N 402) и классификация работ по ремонту автомобильных дорог (раздел III Приказа N 402).
В частности, согласно подпункту 4 пункта 5 раздела III приказа N 402 к работам по ремонту автомобильных дорог относятся работы по элементам обустройства автомобильных дорог по восстановлению дорожных комплексов.
Содержание понятия "элемента обустройства автомобильных дорог" закреплено в пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". К таким элементам относятся сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Объектом закупки выступают работы по ремонту и содержанию стационарных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ и их программного обеспечения. Данные комплексы производят фотовидеофиксацию административных правонарушений в сфере дорожного движения, являются пунктами контроля за дорожным движением и относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 4.1. Раздела 4 "Работы по ремонту Комплексов" приложении к извещению "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (техническое задание)" предусмотрен ремонт комплексов, то есть комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности оборудования Комплексов и его составных частей.
К прочим работам по содержанию автомобильных дорог по элементам обустройства автомобильных дорог в соответствии с подпунктом 6 пункта 9 раздела IV "Классификация работ по содержанию автомобильных дорог" Приказа N 402 относится поддержание в чистоте и порядке пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения, а также других пунктов контроля за дорожным движением, обслуживание и восстановление, в том числе содержание и (или) аренда каналов связи и оплата услуг связи для их функционирования.
К работам по зимнему содержанию автомобильных дорог, согласно подпункту 8 пункта 7 раздела "Классификация работ по содержанию автомобильных дорог" Приказа N 402, относятся работы по регулярной очистке от снега и льда элементов обустройства.
Объектом закупки выступает техническое обслуживание комплексов, то есть поддержание комплекса в работоспособном состоянии. Согласно подпункту 3.12 пункта 3 "ТО комплексов" приложения к извещению "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (техническое задание)" работы по регламентному ТО Комплексов указаны в приложении N1 к техническому заданию и включают в себя, в том числе очистку внешних поверхностей от пыли, грязи (снега, льда).
Таким образом, работы, являющиеся объектом закупки, относятся к работам по ремонту и содержанию автомобильных дорог, соответственно, заказчиком и уполномоченным органом в извещении к участникам закупки правомерно установлены дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Таким образом, второй довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стартрейд" (ИНН: 5257106880, ОГРН: 1095257000288) на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (ИНН: 7627013227; ОГРН: 1027601604469), уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту комплексов ФВФ (извещение N 0171200001922000023), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 февраля 2022 г. N 076/06/106-107/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.02.2022