Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Востокэнергопром" (вх. 1755 от 10.02.2022) на действия Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства (далее - Заказчик) при осуществлении закупки N 0301100012721000092 "Содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка и замена металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах: М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск км 1194+500 - км 1548+651 в Республике Башкортостан, М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (подъезд к пункту пропуска "Орск") км 10+600 - км 293+410 в Оренбургской области".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N 0301100012721000092.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что в конкурсной документации установлены излишние требования в части установления сведений о качестве товара, технических характеристик товара, функциональных характеристиках товара, размере, иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией установлено, что согласно Инструкции по заполнению заявки (п.12.5 раздела 12 конкурсной документации) "Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме указываются в отношении товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, указанного в техническом задании (приложениях к техническому заданию) конкурсной документации (помеченного символом: (п))".
В техническом задании (приложениях к техническому заданию) конкурсной документации товар, помеченный символом: (п) отсутствует. Таким образом, требование о том, что первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии), заказчиком не установлено.
В соответствии с указанными требованиями Закона, в пункте 12.5 "Инструкция по заполнению заявки участником закупки" раздела 12 документации для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчиком установлено следующее: "Все указания на товарные знаки, производителя товара, упаковку товара надлежит читать со словами "или эквивалент". Заключение в круглые скобки одного из двух или нескольких показателей одной характеристики товара означает, что показатель, заключенный в скобки, является альтернативным показателю, указанному перед скобками, но не показателю после скобок (данное правило не применяется в случае, когда в скобки заключены слово, словосочетание, числовое или иное обозначение, которые уточняют значение показателя перед скобками (детальнее раскрывают его смысл), то есть не имеют самостоятельного значения в качестве показателя характеристики). Данное правило применяется также и в отношении марок (моделей, серий) товара".
Таким образом, довод признается необоснованным.
Согласно доводам Заявителя, в конкурсной документации имеется требование к нестоимостным критериям оценки заявок. Также в указанных критериях имеется требование "информационное письмо", не представляется возможным установить, какое "информационное письмо*", с учетом установленных требований, будет полностью соответствовать потребностям Заказчика.
Конкурсная документация должна содержать:
- предусмотренные статьей 54.4 Закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению (пункт 4 части 1 статьи 54.3 Закона);
- критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом (пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В разделе 12 конкурсной документации заказчиком установлены требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению.
В разделе 18 конкурсной документации заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом (в том числе, нестоимостной критерий оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона):
Значимость Критерия: 40% (коэффициент значимости Критерия - 0,4) Максимальное количество баллов -100 | |||
2.1. |
Показатель "Товары (материалы)" Участнику в составе конкурсной заявки необходимо представить информационное письмо* содержащее описание используемых товаров (материалов), включающее в себя: - показатели (характеристики) используемых товаров (материалов) и значение таких показателей (характеристик), - страну происхождения используемых товаров (материалов) и товарный знак (при наличии) в соответствии с нормативно-технической документацией и техническим заданием. * Информационное письмо составляется в свободной форме. |
Значимость Показателя: 10 % (коэффициент значимости Показателя - 0,1) Максимальное количество баллов -100 0 баллов: - непредоставление сведений (информации); - предоставление сведений (информации), не соответствующих нормативно-технической документации и/или техническому заданию; - предоставление недостоверных сведений (информации). 50 баллов: - содержит информацию об используемых товарах (материалов) не в полном объеме. 100 баллов: - содержит показатели (характеристики) используемых товаров (материалов) и значение таких показателей (характеристик), страну происхождения используемых товаров (материалов) и товарный знак (при наличии) в соответствии с нормативно-технической документацией и технического задания. |
|
Для расчета рейтинга по показателю оценки заявки количество баллов, присуждаемое заявке по показателю "Товары (материалы)" умножается на соответствующий указанному показателю коэффициент значимости. | |||
2.2. |
Показатель "Качество работ" В качестве подтверждения по данному показателю представляется информационное письмо* содержащее описание процесса производства работ, включающее в себя: - порядок исполнения обязательств по контракту с учетом имеющейся техники (расчет потребности в дорожно-строительной технике, необходимые к использованию дорожно-строительные машины и механизмы с представлением фотографий такой техники), - организация выполнения работ (расчет продолжительности работы в смену), - организационная структура управления работами (описание материально-технического обеспечения работ), - технология выполнения работ (содержит технологию по установке барьерного ограждения, схему управления работами по установке барьерного ограждения, описание техники безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды, схемы организации дорожного движения), - управление качеством (содержит систему контроля качества, гарантийные сроки, в том числе описание контроля качества выполнения работ, операционного контроля) *Информационное письмо составляется в свободной форме.
|
Значимость Показателя: 90 % (коэффициент значимости Показателя - 0,9) Максимальное количество баллов -100 0 баллов: - не предоставлено предложение по показателю; - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям действующего законодательства; - наличие в представленном предложении противоречий, не соответствий требованиям конкурсной документации; - наличие недостоверной информации. 50 баллов: - представленное предложение содержит описание не менее чем по 4 (четырем) позициям. 100 баллов: Представлено описание процесса производства работ, включающее в себя: - порядок исполнения обязательств по контракту с учетом имеющейся техники (расчет потребности в дорожно-строительной технике, необходимые к использованию дорожно-строительные машины и механизмы с представлением фотографий такой техники), - организация выполнения работ (расчет продолжительности работы в смену), - организационная структура управления работами (описание материально-технического обеспечения работ), - технология выполнения работ (содержит технологию по установке барьерного ограждения, схему управления работами по установке барьерного ограждения, описание техники безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды, схемы организации дорожного движения). |
|
Для расчета рейтинга по показателю оценки заявки количество баллов, присуждаемое заявке по показателю "Качество работ" умножается на соответствующий указанному показателю коэффициент значимости. | |||
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей. |
Согласно части 4 статьи 54.4 Закона, при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона, первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме. Данная норма Закона отражена заказчиком в подпункте 2 пункта 12.2 раздела 12 конкурсной документации.
Из системного толкования вышеуказанных статей Закона следует, что предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки учитывается конкурсной комиссией заказчика исключительно для оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, окончательных предложений участников открытого конкурса в электронной форме, и не является основанием для отклонения заявки на участие в конкурсе.
Пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению. При этом установление заказчиком в документации для проведения открытого конкурса формы предложения участника открытого конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки Законом не предусмотрено.
В соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона в разделе 12 конкурсной документации заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, и приведена инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе, из которой следует, что предложение о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки может быть представлено участником открытого конкурса в электронной форме в произвольной форме. В приведенном заявителем в жалобе тексте раздела 18 конкурсной документации содержится та же информация: "*Информационное письмо составляется в свободной форме".
В соответствии с требованиями пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона, в разделе 18 документации для проведения открытого конкурса в электронной форме установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом и Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В том же разделе документации для проведения открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия 40,00%) предусмотрены показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по нестоимостным критериям оценки.
При оценке заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" оценивается соответствие предложения участника закупки о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, представленного в составе заявки на участие в конкурсе, требованиям нормативно-технической документации и технического задания.
Согласно пункту 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя. В соответствии с пунктом 29 Правил в разделе 18 документации для проведения открытого конкурса в электронной форме для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрена следующая шкала оценки: "полностью соответствует (участник конкурса представил предложение о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки в полном объеме в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и технического задания, не содержащее недостоверной информации) - 100 баллов; частично соответствует (участник конкурса представил предложение о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки не в полном соответствии с требованиями нормативно-технической документации и технического задания, не содержащее недостоверной информации) - 50 баллов; не соответствует (участник конкурса не представил предложение о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, либо представил предложение о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки не в полном объеме (с описанием не всех разделов, не всех видов работ, товара (материалов), исходя из требований технического задания); наличие в представленном предложении о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки противоречий, не соответствий требованиям действующего законодательства, недостоверной информации) - 0 баллов". При этом в инструкции по заполнению заявки участником закупки (раздел 12 конкурсной документации) заказчиком установлены требования к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, позволяющие определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению для получения оценки по критерию оценки.
В соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона, в пункте 12.3 раздела 12 документации для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчиком установлены требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме:
"12.3. Вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого конкурса;
2) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и предоставление указанных копий документов предусмотрено конкурсной документацией. При этом не допускается требовать предоставления копий указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром - не требуются;
3) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9, 11 части 1 статьи 31 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки):
документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии таких документов - не требуются;
4) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса в электронной форме на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона, в случае, если участник открытого конкурса в электронной форме заявил о получении указанных преимуществ, или копии этих документов - не требуются;
5) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии этих документов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий этих документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами - не требуются;
6) документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе;
7) декларацию о принадлежности участника открытого конкурса в электронной форме к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) - не требуется".
Таким образом, обязанность участника закупки представить "конкретные показатели используемого оборудования" в составе второй части заявки на участие в закупке заказчиком в документации для проведения открытого конкурса в электронной форме не установлена.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что в конкурсной документации Заказчиком установлено: п.3. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): Открытый конкурс в электронной форме.
В приложение N 1 к ГК "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ", Заказчиком установлено:
п.4 Подрядчик: определяется по итогам проведения электронного аукциона.
В приложении N 3 к КД "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ"
п.4 Подрядчик: определяется по итогам проведения электронного аукциона.
Противоречие, допущенное Заказчиком, вводит участников в заблуждение.
В соответствии с ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, слова "электронный аукцион" является опечаткой.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что в пункте 5 Постановления N 1466 указано: подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Проект контракта не содержит вышеуказанное положение, в соответствии с Постановлением N 1466 и Законом о контрактной системе.
Согласно ч.7 ст. 30 Закона о контрактной системе Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В проекте контракта Заказчиком установлено:
Исполнитель обязан в течение 10 рабочих дней со дня оплаты выполненных обязательств по договору с субподрядчиком из числа СМП и (или) СОНО представлять Заказчику следующие документы:
-копии документов о приемке выполненной работы, которая является предметом договора, заключенного между Исполнителем и привлеченным им субподрядчиком из числа СМП и (или) СОНО;
-копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств Подрядчиком субподрядчику из числа СМП и (или) СОНО, - в случае если договором, заключенным между Исполнителем и привлеченным им субподрядчиком из числа СМП и (или) СОНО, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты выполненных работ, предусмотренного контрактом, заключенным с Заказчиком (в ином случае указанный документ представляется Заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты Исполнителем обязательств, выполненных субподрядчиком из числа СМП и (или) СОНО).
Комиссией установлено, что в пункте 5 Постановления N 1466 указано: подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Проект контракта не содержит вышеуказанное положение, в соответствии с Постановлением N 1466 и Законом о контрактной системе.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.7 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Жалоба признается частично-обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Востокэнергопром" частично-обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлены нарушения ч.3 ст.7, ч.7 ст. 30 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии Заказчика, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 16 февраля 2022 г. N ТО002/06/105-190/2022 (ключевые темы: открытый конкурс - конкурсная документация - техническое задание - участники закупок - электронная форма)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2022