Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - - заместитель руководителя Мордовского УФАС России;
члены комиссии:
- начальник отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
- главный государственный инспектор отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
в присутствии представителей Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области ------------, действующей на основании доверенности N13-ИВ/6308 от 13.05.2021 года (со сроком действия 1 (один) год);--------, действующего на основании доверенности N13-ИВ/2507 от 24.02.2022 года (со сроком действия 1 (один) год);
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью-------, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела N013/06/42-118/2022 (уведомление N 124 от 21.02.2022 года);
рассмотрев 25 февраля 2022 года жалобу общества с ограниченной ответственностью----------" (далее - ООО "--------", Заявитель, Общество) на действия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0109100002022000014 на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество, на территории Республики Марий Эл (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 17 февраля 2022 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 21.02.2022 года N 124 рассмотрение жалобы назначено на 24.02.2022 года в 16 часов 20 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 21.02.2022 года N124 о назначении дела N 013/06/42-118/2022 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
24.02.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 14 часов 50 минут 25.02.2022 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе сторон и Комиссии Мордовского УФАС России.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Извещение N0109100002022000014 о проведении Конкурса размещено Заказчиком на официальном сайте ЕИС - 16.02.2022 17:41 (MSK (UTC+3) Москва, стандартное время).
Начальная (максимальная) цена контракта: 100 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 04.03.2022 09:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 05.03.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 09.03.2022.
Код бюджетной классификации: 16701133941292150244.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В жалобе Общество указывает на нарушение требований законодательства о контрактной системе, выраженное в неправомерном установлении Заказчиком в пункте 4.4.7 проекта государственного контракта, пункте 8.1 технического задания требования об обязанности исполнителя по контракту проводить торги исключительно в электронной форме с использованием электронных торговых площадок, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N1447-р. По мнению Заявителя данное требование ограничивает количество участников закупки, поскольку действующее законодательство Российской Федерации, в том числе Федеральный закон от 02.10.2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральный закон от 16.07.1998 года N102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" не регламентирует порядок выбора операторов электронных торговых площадок в качестве организаторов торгов при продаже арестованного имущества.
Заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе представлены письменные возражения (вх.N1160 от 22.02.2022 года) из которых следует, что поскольку действия организатора торгов при выборе оператора электронной торговой площадки законодательством не урегулированы допустимо применение аналогии закона, именно положений подпункта 8.2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2001 года N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которой предъявление требований к электронным площадкам, используемым для проведения торгов по продаже государственного и муниципального имущества, осуществляется Правительством Российской Федерации. В подтверждение своей позиции Заказчик ссылается на постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.07.2021 года по делу NА39-3117/2020.
Проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе описании объекта закупки включить такие характеристики товара, работ, услуг, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Комиссий Мордовского УФАС России установлено, что в пункте 8.1 технического задания, пункте 4.4.7 проекта государственного контракта Заказчиком установлено следующее требование к проведению торгов исполнителем "организация и проведение торгов по продаже имущества в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Гражданского кодекса Российской Федерации. Исполнитель обязан проводить торги исключительно в электронной форме с использованием электронных торговых площадок, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 1447-р".
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" не предусмотрено правовое регулирование вопросов по отбору электронных торговых площадок при реализации имущества на торгах.
Таким образом, действующее федеральное законодательство прямо не устанавливает требование и перечень электронных торговых площадок, которые могут быть использованы при проведении торгов специализированными организациями территориальных отделов Росимущества именно в случае реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Наличие пробела в законодательстве, регулирующем спорные правоотношения, не может являться основанием для признания в действиях Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области нарушений Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе устанавливать определенные требования к порядку проведения закупочной процедуры, поэтому требование о проведении торгов на электронной площадке, включенной в перечень операторов электронных площадок, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N1447-р, не свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Рассматриваемое требование не ограничивает исполнителя в выборе электронной площадки, указанной в распоряжении Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N1447-р, обладающей необходимым функционалом для проведения торгов по продаже арестованного имущества, следовательно, не предусматривает каких-либо избыточных ограничений для участия в торгах, направлено исключительно на предотвращение злоупотреблений в данной сфере.
Таким образом довод жалобы признается необоснованным.
Комиссия обращает внимание, что довод Заявителя о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Заявитель имеет право обратится в Мордовское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства. При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 года N 339, а также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "---------" на действия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области при проведении открытого конкурса в электронной форме N0109100002022000014 на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество, на территории Республики Марий Эл необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 25 февраля 2022 г. N 013/06/42-118/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2022