Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <__> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев поступившее в составе письма от 16.02.2022 N 1/49 (вх. N 755 от 17.02.2022) от государственного учреждения "Республиканская детская клиническая больница" (далее - ГУ "РДКБ") обращение N 1 от 16.02.2022 о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "БИГЮНИТИ" (далее - ООО "БИГЮНИТИ") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с признанием ООО "БИГЮНИТИ" уклонившимся от заключения контракта по итогам закупки, осуществленной путем проведения запроса котировок в электронной форме "Поставка масок хирургических одноразового использования", извещение N 0307200021322000018,
при участии посредством видео-конференц-связи:
- <__..>, представителя ООО "БИГЮНИТИ" по доверенности от 24.02.2022,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе ГУ "РДКБ" представлено обращение о включении информации об ООО "БИГЮНИТИ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с признанием ООО "БИГЮНИТИ" уклонившимся от заключения контракта по итогам закупки, осуществленной путем проведения запроса котировок в электронной форме "Поставка масок хирургических одноразового использования", извещение N 0307200021322000018 (далее - обращение).
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ГУ "РДКБ", ООО "БИГЮНИТИ", ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения отсутствие представителей ГУ "РДКБ", оператор электронной площадки не препятствует рассмотрению обращения, проведению внеплановой проверки.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки явилось ГУ "РДКБ".
Объект закупки: "Поставка масок хирургических одноразового использования".
Начальная (максимальная) цена контракта - 249 900,00 руб.
Источник финансирования закупки: средства бюджетного учреждения за счет средств обязательного медицинского страхования.
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) - 02.02.2022.
Дата и время окончания подачи заявок - 09.02.2022 09:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 11.02.2022. |
|
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0307200021322000018 от 11.02.2022 победителем запроса котировок в электронной форме признан участник закупки идентификационный N 111348299, предложивший наиболее низкую цену контракта - 127 400,00 руб. (начальная (максимальная) цена контракта снижена на 122 500,00 руб.).
2. Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
В силу части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
3. Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0307200021322000018 от 11.02.2022 размещен на официальном сайте и сайте оператора электронной площадки - 11.02.2022.
11.02.2022 заказчиком сформирован с использованием единой информационной системы и размещен в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, заключаемый с ООО "БИГЮНИТИ".
Регламентированный срок для направления ООО "БИГЮНИТИ" подписанных усиленной электронной подписью проекта контракта, документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта - 14.02.2022 в 23.59 ч.
В обозначенный выше регламентированный срок подписанные усиленной электронной подписью проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, ООО "БИГЮНИТИ" не направлены.
В связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе ГУ "РДКБ" принято решение о признании ООО "БИГЮНИТИ" уклонившимся от заключения контракта.
Указанное решение зафиксировано ГУ "РДКБ" в протоколе от 15.02.2022, размещенном в единой информационной системе 16.02.2022.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 14 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Исходя из представленных ООО "БИГЮНИТИ" письмом б/н, б/д (вх. N 1088э. от 24.02.2022), а также озвученных представителем ООО "БИГЮНИТИ" в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России пояснений следует, что причиной ненаправления в регламентированный на подписание срок проекта контракта и документа, подтверждающего обеспечение исполнения контракта, послужила болезнь сотрудника общества, ответственного за подписание такого контракта.
Отмечено, что директором ООО "БИГЮНИТИ" на имя <__.>, исполнительного директора ООО "БИГЮНИТИ", выдана доверенность N 2 от 10.01.2022, согласно которой данный сотрудник уполномочен от имени и в интересах общества осуществлять действия, связанные с участием общества в электронных торговых процедурах в рамках ФЗ-44, ФЗ-223.
Согласно указанной доверенности <__> уполномочен, в том числе предоставлять обеспечение исполнения контракта; подписывать контракт, заключаемый по результатам проведения электронных торговых процедур, протоколы разногласий, дополнительные соглашения к государственному контракту; совершать иные действия, направленные на участие ООО "БИГЮНИТИ" в электронных торговых процедурах и на заключение контракта по его результатам.
Также в упомянутой выше доверенности отмечено, что доверенное лицо вправе подписывать документы собственноручно и при помощи электронной подписи.
Пояснено, что 14.02.2022 <__>, в связи с заболеванием (повышенной температуры тела, кашлем), приказом директора ООО "БИГЮНИТИ" N 14022022/1 от 14.02.2022 в целях выполнения рекомендаций Роспотребнадзора РФ о проведении противоэпидемических мероприятий в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) временно с 14.02.2022 по 28.02.2022 был переведен на дистанционную работу с сохранением трудовых функций.
Исходя из объяснительной записки <__> от 15.02.2022, адресованной директору ООО "БИГЮНИТИ" по факту ненаправления в регламентированный срок, то есть 14.02.2022, проекта контракта на поставку масок хирургических одноразового использования и документа, подтверждающего обеспечение исполнения контракта, подписанных электронной подписью, следует, что 14.02.2022 утром он почувствовал себя плохо, была повышенная температура тела, появился кашель, слабость, в связи с чем, он в тот же день, то есть 14.02.2022, обратился в медицинское учреждение для проведения теста на COVID-19. Тест показал отрицательный результат, однако несмотря на отрицательный результат чувствовал себя плохо.
О сроке подписания указанного выше контракта, а именно 14.02.2022, ему было известно, поэтому в связи с переводом его на дистанционную работу, а также принимая во внимание факт перечисления на счет заказчика денежных средств, предоставленных в подтверждение обеспечения исполнения контракта, наличия товара на складе, решил подписать контракт находясь дома. Однако подписать такой контракт электронной подписью не удалось по причине выхода из строя программного обеспечения для работы ЭЦП.
ООО "БИГЮНИТИ" пояснено, что намерений в умышленном уклонении от подписания контракта со стороны общества не было, поскольку общество было заинтересовано в исполнении контракта. Товар, а именно маски хирургические одноразового использования, в количестве необходимом для исполнения контракта у общества были, находились на складе.
По мнению общества, нарушение обязательств по заключению контракта со стороны общества возникло вследствие выхода из строя программного обеспечения, на котором установлена ЭЦП.
Общество просит не включать сведения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку ООО "БИГЮНИТИ" зарекомендовало себя как надежный, добросовестный поставщик медицинских товаров (медицинских изделий) и наложение санкции в виде включения сведений о лице в указанный Реестр могут иметь серьезные экономические последствия для общества.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Коми УФАС России считает, что признаки недобросовестного поведения, уклонения от заключения контракта в действиях ООО "БИГЮНИТИ" отсутствуют.
Резкое ухудшение самочувствия <__>, должностного лица, ответственного за подписание такого контракта, перевод его на дистанционную работу, выход из строя программного обеспечения для работы ЭЦП, установленного на компьютерном оборудовании <__>, свидетельствует о наличии объективных и независящих от <__> причин по ненаправлению в регламентированный срок проекта контракта, а также документа, подтверждающего обеспечение исполнения контракта, подписанных электронной подписью.
Перечисление на счет заказчика денежных средств в размере 12 495,00 руб., направленных в качестве обеспечения исполнения контракта (платежное поручение N 1 от 14.02.2022), а также наличие на складе необходимого количества требуемого заказчику товара, а именно масок хирургических одноразового использования (копия ведомости по товарам на складах за период с 01.02.2022 - 14.02.2022), свидетельствует о намерении общества в исполнении такого контракта.
Таким образом, из имеющихся в материалах обращения документов, не усматривается наличие прямого умысла ООО "БИГЮНИТИ" направленного на незаключение контракта.
Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица, в связи с чем, Комиссия Коми УФАС России не находит достаточных оснований для включения ООО "БИГЮНИТИ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В ходе рассмотрения сведений представленных ГУ "РДКБ" Комиссией Коми УФАС России в действиях Заказчика в виде принятия решения о признании ООО "БИГЮНИТИ" уклонившимся от заключения контракта нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание обстоятельства, перечисленные в пункте 14 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно осуществление ООО "БИГЮНИТИ" в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта действий, свидетельствующих об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать ГУ "РДКБ" во включении информации об ООО "БИГЮНИТИ" (ИНН: 7804683582; юридический адрес: 195197, г. Санкт-Петербург, вн. Тер. Г. Муниципальный округ Финляндский округ, Полюстровский проспект, д. 59, литера Ф, помещение 1-Н, офис 343/1; директор: <__>, ИНН: 220806743120) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГУ "РДКБ" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
<__.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25 февраля 2022 г. N РНП-11-37
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2022