Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в присутствии, посредством ВКС, представителя ООО "Автомания" - Мальцева О.А., действующего на основании доверенности, представителя ГКУ "Организатор пассажирских перевозок Пермского края" - Маматовой Л.Х., действующей на основании доверенности.
рассмотрев обращение ГКУ "Организатор пассажирских перевозок Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Автомания" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (131,480) (изв. N 0156200009921000590),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009921000590 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (131,480).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 675 450,23 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
22.09.2021 г. между Заказчиком и ООО "Автомания" заключен контракт N 56-ОПП-21 на сумму 13 675 450,23 руб.
В связи с невыполнением условий контракта 04.02.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 13 Контракта).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст.95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи. (ч. 4 ст. 104 Закона о закупках).
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято 04.02.2022 г.
04.02.2022 г. уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке размещено в ЕИС, 04.02.2022 г. направлено также заказным письмом с уведомлением.
09.02.2022 г. - дата надлежащего уведомления в связи с тем, что решение Заказчика передано Подрядчику нарочно, что подтверждается реестром переданных документов представителю ООО "Автомания"
22.02.2022 г. - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
22.02.2022 г. - решение об одностороннем отказе было направлено в Пермское УФАС России.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из обращения Заказчика следует, что по состоянию на 22.02.2022 г. Подрядчик своих обязательств не исполнил, тем самым нарушил п. 1.1 и иные условия Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст.708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
В соответствии с условиями Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам (далее - работы) по маршрутам, параметры которых установлены приложением N 1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы.
5.1. Не позднее 5 рабочих дней со дня окончания Контракта (этапа исполнения Контракта) Подрядчик составляет и направляет Заказчику подписанный со своей стороны Акт приемки выполненных работ в соответствии с приложением N 7 к Контракту в двух экземплярах.
5.2. Заказчик в течение 7 рабочих дней со дня получения Акта приемки выполненных работ обязан:
6.1. Заказчик вправе:
6.1.1. осуществлять контроль за соблюдением Подрядчиком условий Контракта в соответствии с приложением N 11 к Контракту;
6.1.2. требовать от Подрядчика надлежащего выполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта;
6.1.3. координировать действия Подрядчика в рамках выполнения работ по Контракту;
6.1.4. изменять параметры маршрутов в соответствии с приложением N 12 к Контракту;
6.1.5. осуществлять иные права, предусмотренные Контрактом и законодательством Российской Федерации.
6.2. Подрядчик обязан:
6.2.1. реализовывать пассажирам билеты, предоставленные Заказчиком в соответствии с заключенным Сторонами соглашением;
6.2.2. ежемесячно предоставлять Подрядчику отчет о реализации билетов согласно приложению N 4 к Контракту;
6.2.3. подтвердить наличие транспортных средств, необходимых для выполнения предусмотренных Контрактом работ, не позднее, чем за 2 рабочих дня до дня начала их выполнения;
6.2.4. приступить к выполнению предусмотренных Контрактом работ в течение 2 календарных дня со дня заключения Контракта , ноне ранее 01.01.2022 г.;
6.2.5. выполнять предусмотренные Контрактом работы самостоятельно;
6.2.6. использовать для осуществления перевозок транспортные средства, количество, характеристики и оборудование которых соответствует условиям Контракта;
В декабре 2021 г. объём необходимых к выполнению работ составил 960 км, а в январе 2022 г. - 6686 км. Перевозки осуществлялись лишь в рамках маршрута N 480, по маршруту N 131 Подрядчик перевозок не осуществил.
Вместе с тем, согласно данным региональной навигационно - информационной системы Пермского края, общий объём работ, исполненных Подрядчиком за этот период составил только 52,8% от необходимого объёма.
13.01.2022 г. Производитель "Ремонтно-Механический завод РариТЭК" направил Подрядчику письмо N А3/0824 о том, что срок реализации автобусов, необходимых ООО "Автомания" наступит лишь в апреле 2022 г.
20.01.2022 г. письмом N 1/001-032-01 ООО "Управляющая компания "Группа ГАЗ" сообщили ООО "Автомания" о том, что в наличии транспортных средств нет, поставка возможна в апреле 2022.
26.01.2022 г. АО "ГК Современные транспортные технологии" сообщили подрядчику, что транспортных средств, также, нет в наличии. Срок поставки: апрель - май 2022.
03.02.2022 г. Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N 5 о прекращении осуществления перевозок по Контракту с 05.02.2022 г., ввиду того, что Контракт является убыточным, в этом же письме Подрядчик предложил расторгнуть Контракт по соглашению сторон, однако Заказчик согласия не дал.
Согласно условиям Контракта, Подрядчик должен направлять Заказчику Акты выполненных работ, однако даже за период, в который работы выполнялись (декабрь 2021 г. -начало февраля 2022 г.), Акты так и не были направлены.
Ввиду всего вышеизложенного, 04.02.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Подрядчик в своих пояснениях указал, что не смог осуществить перевозки в полной мере ввиду того, что заводы - производители не смогли вовремя поставить необходимый транспорт, а так же, ввиду убыточности исполнения данного Контракта для Общества.
Комиссия обращает внимание, что запросы к производителям осуществлялись лишь в январе 2022 г., в то время как Контракт был заключен ещё осенью 2021 г.
Все взаимодействия с Заказчиком, которые Подрядчик смог подтвердить в письменной форме осуществлялись так же уже после начала срока исполнения Контракта.
Стоит отметить, что ООО "Автомания" осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "Автомания" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Доказательства того, что Обществом предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по контракту, в материалах обращения не имеются, более того, Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено письмо, в котором Подрядчик отказался от дальнейшего исполнения Контракта.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что Подрядчиком нарушены условия исполнения Контракта.
Своими действиями ООО "Автомания" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, ставит под угрозу эффективное использование бюджетных средств, в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и нарушает обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Комиссия отмечает, что Поставщик, подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в аукционной документации, Контракте требованиями Заказчика.
Комиссия отмечает, что целью проведения закупки и заключения Контракта было обеспечение регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальным автобусным маршрутам Пермского края, однако, из-за того, что ООО "Автомания" своих обязательств не исполнило, обеспечение граждан качественным транспортным обслуживанием стало невозможно.
Учитывая социальную значимость объекта закупки - выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края неисполнение Обществом взятых на себя обязательств, приводит к неизбежному нарушению прав граждан.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупке, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
В рассматриваемом случае виновные действия Общества не позволили удовлетворить государственную нужду, связанную с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом социальной значимости объекта, пришла к выводу о том, что Обществом были совершены действия, которые свидетельствуют о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения о Поставщике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ООО "Автомания", не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Автомания" (121087, Москва город, Береговой проезд, д. 2, строение 3, помещение 25, ИНН 5902046274) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о единственном учредителе ООО "Автомания" Ромашовой Веронике Вячеславовне (ИНН 590422719700) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "Автомания", о единственном учредителе ООО "Автомания" Ромашовой Веронике Вячеславовне в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "Автомания", о единственном учредителе ООО "Автомания" Ромашовой Веронике Вячеславовне из реестра недобросовестных поставщиков считать 05.03.2024 г.
5. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-086 от 02.03.2022 г. на 1 л.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-086 от 02.03.2022 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III раздеты) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
22.02.2022 |
28.02.2022 |
22.02.2022 |
- |
22.02.2022 |
02.03.2022 |
02.03.2022 |
- |
05.03.2022 |
05.03.2022 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 марта 2022 г. N РНП-59-086
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2022