Резолютивная часть решения оглашена 05.03.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Индивидуального предпринимателя _ (далее - заявитель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку демонстрационного оборудования в рамках реализации регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" для нужд МБОУ "Школа N 2" (закупка N 0328300098022000003) в открытом заседании в присутствии ИП _, представителя заказчика - МБОУ города Юрьев-Польского "Школа N2" _ (доверенность от 01.03.2022 б/н).
04.03.2022 г. в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 05.03.2022 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N 033/06/49-116/2022 Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку демонстрационного оборудования в рамках реализации регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" для нужд МБОУ "Школа N 2" (закупка N 0328300098022000003).
В жалобе ИП _ указала, что не согласна с отклонением заявки по основанию: непредставление информации и документов, предусмотренных извещением (за исключением п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44 ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям. Пункт 1 части 5 статьи 49 ФЗ-44. В заявке участника закупки отсутствует конкретное значение, предлагаемого к поставке товара, соответствующее показателям, установленным в Описании объекта закупки: -по позиции 5 "Образовательный набор по механике, мехатронике и робототехнике" по показателю универсальных входов для датчиков отсутствует конкретное значение показателя.
Заявитель пояснил, что по позиции 5 "Образовательный набор по механике, мехатронике и робототехнике" по показателю универсальных входов для датчиков не содержится параметров, позволяющих участнику определить потребность заказчика. Также заявитель сообщил, что в инструкции отсутствует запрет на использование слова "несколько", а в описании объекта закупки не указаны минимальные и (или) максимальные значения, которые участник может указать вместо слова "несколько", что бы удовлетворить потребность заказчика. Таким образом, заявитель полагает, что заказчик включив в описание объекта закупки показатель "несколько", вводит в заблуждение участников закупки.
На основании изложенного, заявитель просит признать протокол подведения итогов рассматриваемого электронного аукциона недействительным и выдать заказчику предписание об устранении имеющихся нарушений.
Представитель заказчика выразил мнение о необоснованности жалобы, пояснив, что формулировка "несколько" не является конкретным показателем, не позволяет идентифицировать товар, предлагаемый участником к поставке, является прямым нарушением требований инструкции по заполнению заявок участниками. Участник закупки должен был указать конкретное количество универсальных входов для датчиков.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
14.02.2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0328300098022000003 на поставку демонстрационного оборудования в рамках реализации регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" для нужд МБОУ "Школа N 2".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 1 247 300,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае в Приложении N 2 к извещению об осуществлении закупки имеется описание объекта закупки - цифровая лаборатория для школьников RELAB (или эквивалент).
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1,2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону 0328300098022000003 от 24 февраля 2022 заявка участника закупки N 2 признана не соответствующей с обоснованием: непредставление информации и документов, предусмотренных извещением (за исключением п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44 ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям. Пункт 1 части 5 статьи 49 ФЗ-44. В заявке участника закупки отсутствует конкретное значение, предлагаемого к поставке товара, соответствующее показателям, установленным в описании объекта закупки: -по позиции 5 "Образовательный набор по механике, мехатронике и робототехнике" по показателю универсальных входов для датчиков отсутствует конкретное значение показателя.
Рассмотрев требования аукционной документации и заявки участников закупки, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующему выводу.
В Приложении N 2 к извещению об осуществлении закупки содержится описание требуемого к поставке товара.
В частности в пункте 5 "образовательный набор по механике, мехатронике и робототехнике" заказчиком указано - должен быть предназначен для углубленного изучения автоматики и программирования, углубленного изучения робототехники, электроники и схемотехники. Набор должен позволять осуществлять программирование мобильных роботов и автоматических устройств. Набор должен позволять собрать не менее 20 моделей. В состав набора должны входить: Детали для сборки - не менее 670 шт.; Программируемый контроллер - не менее 1 шт.; Видеокамера с USB интерфейсом - не менее 1 шт.; Комбинированный датчик (трехосный гироскоп, трехосный акселерометр, геомагнитный датчик) - не менее 1 шт.; Ультразвуковой дальномер - не менее 3 шт.; Оптический датчик траектории - не менее 1 шт.; Оптический датчик света или звука - не менее 1 шт.; Фоторезистор - не менее 1 шт.; Термистор - не менее 1 шт.; Аккумулятор NiMH не менее 8.4 В / 1500 мА*ч - не менее 1 шт.; Зарядное устройство - не менее 1 шт.; USB-кабель A mini-B для подключения к компьютеру - не менее 1 шт.; Мотор - не менее 3 шт.; Лампы - не менее 1 компл.; Светодиоды - не менее 1 компл; Кнопки - не менее 1 компл. Технические характеристики программируемого контроллера должны быть следующие: процессор с частотой не менее 600 МГц, оперативная память не менее 128 Мб, флеш память не менее 64 Мб, цветной сенсорный дисплей с диагональю не менее 2,4 дюйма и разрешением не менее 320х240 пикселей, модуль Bluetooth, WiFi, интерфейс USB Host для подключения внешних устройств (камера, накопитель), разъем для флеш-карты, встроенный динамик, несколько универсальных входов для датчиков, не менее 8 универсальных выходов для моторов и исполнительных устройств, не менее 4 счетных входов, разъем I2C для функционального расширения, ИК-фотоприемник для пульта управления, встроенный динамик, встроенные часы реального времени со сменной батарейкой. В комплект должен входить инструментарий для разработки управляющих программ с использованием визуального языка программирования. Визуальная среда должна быть графической и должна быть выполнена в соответствии с правилами составления блок-схем. Должна быть обеспечена возможность тестировать программы в режиме симуляции, без использования настоящего робота, а также загружать их во FLASH и RAM память контроллера через интерфейсы USB, WiFi и Bluetooth. Питание должно производиться от аккумулятора и от блока питания менее 10 В через цилиндрический разъем не менее 3.45 мм.
Также в Приложении N 2 заказчиком установлена следующая инструкция по заполнению заявок участниками: при предоставлении конкретных показателей Товара в заявке участника закупки не допускается указание следующих слов, словосочетаний или знаков: "должен быть", "должно быть", "не менее", "не более", "менее", "более", "не хуже", "хуже", "не лучше", "лучше", "выше", "не выше", "ниже", "не ниже", "меньше", "не меньше", "больше", "не больше", ">", "<", "", "", "превышает", "не превышает", "превышать", "не превышать", "или", "+/-", "свыше". Указывается только конкретное, точное и достоверное значение характеристик и функциональных свойств, а также конкретные показатели Товара. Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование.
В заявке участника закупки N 2 по данной позиции указано: " _ Технические характеристики программируемого контроллера следующие: процессор с частотой 600 МГц, оперативная память 128 Мб, флеш память 64 Мб, цветной сенсорный дисплей с диагональю 2,4 дюйма и разрешением 320х240 пикселей, модуль Bluetooth, WiFi, интерфейс USB Host для подключения внешних устройств (камера, накопитель), разъем для флеш-карты, встроенный динамик, несколько универсальных входов для датчиков, 8 универсальных выходов для моторов и исполнительных устройств _".
Таким образом, участником закупки N 2 количественный параметр универсальных входов указан не в соответствии с имеющейся инструкцией, не в конкретном, точном и достоверном значении (как установлено инструкцией), а с использованием числительного "несколько".
Следовательно, комиссия, действуя в пределах своих полномочий правомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Как было указано выше, в Приложении N 2 к извещению об осуществлении закупки содержится описание требуемого к поставке товара, а также имеется инструкция по заполнению заявок участниками: при предоставлении конкретных показателей Товара в заявке участника закупки не допускается указание следующих слов, словосочетаний или знаков: "должен быть", "должно быть", "не менее", "не более", "менее", "более", "не хуже", "хуже", "не лучше", "лучше", "выше", "не выше", "ниже", "не ниже", "меньше", "не меньше", "больше", "не больше", ">", "<", "", "", "превышает", "не превышает", "превышать", "не превышать", "или", "+/-", "свыше". Указывается только конкретное, точное и достоверное значение характеристик и функциональных свойств, а также конкретные показатели Товара. Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование.
В пункте 5 "образовательный набор по механике, мехатронике и робототехнике" заказчиком указано "_ разъем для флеш-карты, встроенный динамик, несколько универсальных входов для датчиков, не менее 8 универсальных выходов для моторов и исполнительных устройств, не менее 4 счетных входов _".
Рассмотрев требование к количественному параметру универсальных входов для датчиков, Комиссия приходит к выводу о его необъективности. В частности, заказчиком не указано по данному пункту количество требуемых универсальных входов, что не раскрывает потребность заказчика в полном объеме и вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, следует вывод о том, что аукционная документация разработана с нарушениями частей 1,2 статьи 33, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
С учетом изложенного, рассматриваемое описание объекта закупки требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с положениями частей 1, 2 статьи 33, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Индивидуального предпринимателя _ на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку демонстрационного оборудования в рамках реализации регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" для нужд МБОУ "Школа N 2" (закупка N 0328300098022000003) необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования частей 1,2 статьи 33, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 марта 2022 г. N 033/06/49-116/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2022