Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омскагропромстрой" (далее - заявитель, общество) на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта "Строительство фельдшерско-акушерского пункта с. Красная Поляна Горьковского муниципального района Омской области, бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Горьковская центральная районная больница" (Реестровый номер 22.33.0109)" (извещение N 0152200004722000122) (далее - аукцион, электронный аукцион) для нужд бюджетного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заказчика, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - <_>
уполномоченного органа - <_>
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 1905э от 25.02.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 11.02.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152200004722000122 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 12 802 671,98 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.02.2022 заявка единственного участника электронного аукциона (ООО "Омскагропромстрой") признана не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
По мнению заявителя, его заявка была неправомерно отклонена комиссией по осуществлению закупок.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
В силу части 5 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе при проведении электронных процедур:
1) обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:
а) путем блокирования денежных средств, внесенных участником закупки на банковский счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;
б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона.
Согласно части 15 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе, если в случае, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде независимой гарантии:
1) оператор электронной площадки через тридцать дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 настоящего Федерального закона, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона) заказчику, разместившему такой соответствующий протокол, информацию о наступлении случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи, и об участнике закупки, подавшем такую заявку;
2) заказчик не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей части, предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной таким участником закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
Согласно части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - дополнительные требования).
Согласно пункту "а" дополнительных требований обязательному закреплению в независимой гарантии подлежат права заказчика в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если указанным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, в течение одного часа с момента включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона в связи с его уклонением от заключения контракта.
В силу части 6 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 7 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона.
В извещении об осуществлении закупки заказчиком, уполномоченным органом обеспечение заявки установлено в размере 128026,72 руб.
В разделе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии" извещения о закупке уполномоченным органом установлено следующее: "Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные частью 2 статьи 29 ФЗ N 44, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке в размере 0,5% НМЦК, что составляет 64 013,36 руб. Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках. Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться УЗ в виде денежных средств или НГ, предусмотренной статьей 45 ФЗ N 44. Выбор способа обеспечения осуществляется УЗ самостоятельно. УЗ для подачи заявки на участие в закупке выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения такой заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра НГ, размещенного в единой информационной системе. Обеспечение заявки осуществляется путем блокирования денежных средств, внесенных УЗ на банковский счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). НГ должна соответствовать требованиям статьи 45 ФЗ N 44, дополнительным требованиям к НГ, используемой для целей ФЗ N 44, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 1005. Срок действия НГ должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок".
По результатам рассмотрения заявок на участие в закупке, комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа в отношении заявки ООО "Омскагропромстрой" было принято следующее решение: "
На основании пункта 7 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ отклонить заявку на участие в закупке (далее - заявка) в связи с несоответствием независимой гарантии требованиям пункта 2 части 2 и части 8.2 статьи 45 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ: отсутствует указание на право заказчика в случае, предусмотренным пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, предоставлять требование об уплате денежной суммы установленное абзацем 2 пункта "а" дополнительных требований к независимой гарантии утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 г. N 1005. |
Комиссией установлено, что в составе заявки участника закупки ООО "Омскагропромстрой" была приложена независимая гарантия N 739114-ВБЦ для целей обеспечения заявки, выданная Банк Союз (акционерное общество) 18.02.2022 (далее независимая гарантия).
Частью 2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе императивно установлены требования к содержанию независимой гарантии о том, в частности положениями части 8.2 указанной нормы закона предусмотрено, что согласно пункту "а" дополнительных требований обязательному закреплению в независимой гарантии подлежат права заказчика в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если указанным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Проанализировав содержание независимой гарантии, представленной обществом в качестве обеспечения заявки, Комиссия установила, что независимая гарантия действительно не содержала указание на право заказчика в случае, предусмотренным пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, предоставлять требование об уплате денежной суммы установленное абзацем 2 пункта "а" дополнительных требований к независимой гарантии утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 г. N 1005.
Соответственно, представленная обществом независимая гарантия формально не отвечала требованиям, предусмотренным частью 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 статьи 376 Гражданского Кодекса Российской Федерации гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям независимой гарантии либо представлены гаранту по окончании срока действия независимой гарантии.
При этом Комиссия отмечает, что заявитель также участвовал в электронных аукционах с извещениями NN0152200004722000106, 0152200004722000126, 0152200004722000125, 0152200004722000123, 0152200004722000121, 0152200004722000116, 0152200004722000111, 0152200004722000108, 0152200004722000107, 0152200004722000104, 0152200004722000101, 0152200004722000100, 0152200004722000098, 0152200004722000092, 0152200004722000090, 0152200004722000087, 0152200004722000086, также размещенных уполномоченным органом 11.02.2022, где в качестве обеспечения заявки обществом представлялось обеспечение в форме независимых гарантий, которые выданы тем же банком (Банк Союз (акционерное общество) и датированы тем же числом (18.02.2022), что и спорная гарантия.
Вместе с тем, независимые гарантии по содержанию были представлены в разных формах, поскольку в отличие от спорной независимой гарантии данные гарантии содержали условие на право заказчика в случае, предусмотренным пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, предоставлять требование об уплате денежной суммы установленное абзацем 2 пункта "а" дополнительных требований к независимой гарантии утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 г. N 1005 (например по извещениям NN0152200004722000106, 0152200004722000126, 0152200004722000125, 0152200004722000123 и т.д.).
Комиссия отмечает что, выбрав в качестве способа обеспечения заявки независимую гарантию, участник принимает на себя ответственность за действия своего контрагента-банка.
Заявитель, подав заявку на участие в закупке, конклюдентно согласился со всеми условиями извещения о закупке (пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации) и, как следствие, принял на себя все риски несоответствия представленного им обеспечения заявки требованиям извещения о закупке, а также требованиям статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
При этом, действуя добросовестно и разумно, заявитель обязан следить за положениями представляемой гарантии и проверять совпадают ли отраженные в ней условия с требованиями извещения о закупке и требованиями Федерального закона о контрактной системе, поскольку именно на участника конкурентной процедуры возложена обязанность по представлению надлежащего обеспечения заявки.
Учитывая изложенное, комиссия по осуществлению закупок уполномоченного органа правомерно отклонила заявку ООО "Омскагропромстрой" по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с вышеуказанным, Комиссия признала жалобу общества необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омскагропромстрой" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона Выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта "Строительство фельдшерско-акушерского пункта с. Красная Поляна Горьковского муниципального района Омской области, бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Горьковская центральная районная больница" (Реестровый номер 22.33.0109)" (извещение N 0152200004722000122)для нужд бюджетного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 марта 2022 г. N 055/06/48-149/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2022