Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя муниципального заказчика администрации МО "Ахтубинский район" Самойленко И.П. (доверенность от 02.04.2022 б/н), на основании обращения УМВД России по Астраханской области от 17.02.2022 N29/1667, статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе муниципальным заказчиком администрацией МО "Ахтубинский район" (далее - Заказчик) при заключении следующих контрактов: 68/2021 от 12.04.2021 года (ИКЗ: 213301200079430010100100140140000244), N67/2021 от 12.04.2021 года (ИКЗ: 213301200079430010100100130134322244)
УСТАНОВИЛА:
17.02.2022 в Управление поступило обращение УМВД России по Астраханской области от 17.02.2022 N29/1667, согласно которому муниципальным заказчиком администрацией МО "Ахтубинский район" (далее - Заказчик) нарушены требования пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при заключении следующих контрактов: 68/2021 от 12.04.2021 года (ИКЗ: 213301200079430010100100140140000244), N67/2021 от 12.04.2021 года (ИКЗ: 213301200079430010100100130134322244).
Комиссия рассмотрела представленные Заказчиком документы, установила следующее.
12.04.2021 Заказчик заключил с ИП Калмыкбаевым Р.И. муниципальный контракт N68/2021 на поставку полимерных труб, запорной трубопроводной арматуры и комплектующих к ним, с целью предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации на магистральном водопроводе МО "Ахтубинский район" на сумму 80 397 356 руб.
12.04.2021 Заказчик заключил с ИП Калмыкбаевым Р.И. муниципальный контракт N67/2021 на выполнение работ и оказания услуг по проведению аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, с целью предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации на магистральном водопроводе МО "Ахтубинский район" на сумму 2 366 561, 36 руб.
По мнению УМВД России по Астраханской области, вышеуказанные контракты заключены с нарушением пункта 9 части статьи 93 Закона о контрактной системе, т.к. в соответствии с указанно нормой права, необходимо наступление реальных негативных последствий и обстоятельств неопределимой силы к моменту заключения контракта.
Между тем, УМВД России по Астраханской области не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 2 статьи 24 Закон о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) содержится в части 1 статьи 93 Закона о защите конкуренции.
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона.
Обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, когда применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.
Исходя из смысла вышеуказанных положений следует, что заказчик вправе заключить контракт на выполнение работ в объемах, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при возникновении чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
09.04.2021 согласно распоряжению N143-р администрации МО "Ахтубинский район" на территории МО "Покровский сельсовет", МО "Батаевский сельсовет", МО "Село Болхуны", МО "Сокрутонский сельсовет", МО "Село Пироговка" введен режим повышенной готовности.
12.04.2021 заключены муниципальные контракты N68/2021, N6721 в порядке, предусмотренном пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Как следует из отчетов о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика, Заказчиком принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку применение конкурентных процедур нецелесообразно в связи с длительностью сроков их проведения и введенном режиме повышенной готовности.
Комиссия, соглашается с решением Заказчика о заключении вышеуказанных контрактов, поставка товара и выполнение работ носила разовый характер и направлена исключительно на предотвращение чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи администрации МО "Ахтубинский район" предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Основываясь на изложенном, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в действиях администрации МО "Ахтубинский район" при заключении следующих контрактов: 68/2021 от 12.04.2021 года (ИКЗ: 213301200079430010100100140140000244), N67/2021 от 12.04.2021 года (ИКЗ: 213301200079430010100100130134322244), отсутствуют.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела в отдел финансовых рынков и рекламы по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 3 марта 2022 г. N 030/06/93-286/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2022