Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова" Минздрава России (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ИП Шереметов Александр Сергеевич (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя вх. N 5877-ЭП/22 от 01.03.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий для нужд клинических подразделений ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (извещение N 0372100052922000057) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 28.02.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372100052922000057. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 411 050,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком);
2) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронной площадки (в случае проведения электронной процедуры), специализированной электронной площадки (в случае проведения закрытой электронной процедуры);
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
6) информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
7) информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
8) срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
9) начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
10) размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
13) информация о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
14) информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
16) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона);
18) информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона;
19) информация о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки с указанием количества указанных контрактов;
20) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона;
21) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день;
22) дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса, за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса), дата окончания срока рассмотрения заявок (в случае проведения закрытого аукциона), дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом;
23) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) в случае проведения электронного конкурса (за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), аукционов. При проведении электронного конкурса предусмотренная настоящим пунктом дата должна приходиться на рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке. При проведении электронного аукциона предусмотренная настоящим пунктом процедура начинается через два часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в Приложении N1 к Техническому заданию.
Из сведений вышеуказанного приложения документации об аукционе следует, что к поставке необходимы перчатки различных видов.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данному товару соответствуют товары единственного производителя.
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что все характеристики необходимых к поставке товаров являются потребностью Заказчика.
В жалобе Заявитель сообщил, в том числе следующее:
Заказчиком, установлены требования к значениям таких показателей, как "Усиление при разрыве (после ускоренного старения), удлинение при разрыве, Герметичность (AQL)".
В соответствии с ГОСТ Р 52238-2004 (52239-2004) прочностные характеристики устанавливаются только посредством проведения испытаний. Пункт 6.3.2 вышеназванного ГОСТ Р 52238-2004 регламентирует: Усилие и удлинение в момент разрыва до ускоренного старения. Испытания проводят по ГОСТ 270, используя образец типа 2. Характеристики растяжения должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3, при уровне контроля и приемлемом уровне качества (AQL), приведённым в таблице 1".
Частью 3 ст. 33 Закона установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно Решению Верховного Суда РФ от 09.02.2017 года по делу NАКПИ16-1287, Закон не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.11.2019 NФ08-10657/2019, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 05.06.2018 NФ05-7123/2018 по делу NА40-155099/2017, Письме ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.
Данная позиция поддерживается многочисленными Решениями УФАС в частности Решением по делу N 50/06/45732эп/21 от 18.11.2021 года УФАС Московской области.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссия УФАС отмечает, что Заказчиком установлены требования без учета корреляции установленных показателей с предусмотренными техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Таким образом Комиссия УФАС находит признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Относительно других доводов жалобы представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
1.1. Относительно довода жалобы о наличии в позиции 16 описания объекта закупки требование к составу внутреннего антибактериального покрытия - наличие хлоргексидина, что указывает на перчатки единственного производителя - GammexR PF with АМТ Antimicrobial Technology (ФСЗ 2011/09785 от 13.12.2013) производства - "Анселл Хелскеа Юроп Н.В.", Бельгия, считаем необходимым возразить следующее.
Во-первых, Заявитель ссылается на материалы рекламного и новостного/информационного характера (что по своему определению не может учитываться в качестве доказательства);
Во-вторых, данные материалы от 2011 года (что определяет их не актуальность, как минимум).
В-третьих, даже при достоверности информации, факт того, что технология является уникальной и запатентованной не препятствует её использованию любыми другими лицами в производстве, например, на основании лицензионного соглашения.
Указанные обстоятельства не позволяют брать эту информацию в качестве достоверной, учитывать при рассмотрении Жалобы.
Кроме того, перчатки с требуемыми характеристиками предлагаются на рынке Российской Федерации большим количеством компаний. Помимо отмеченных перчаток производителя Ansell, из совокупности технических характеристик требованиям технического задания удовлетворяют следующие перчатки:
1) Перчатки хирургические с антибактериальным внутренним покрытием Profile 3000, производитель Нитритекс (М) Сдн.Бхд", Малайзия, регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/12749;
2) Перчатки медицинские Armilla стериальные, производитель "Исин Эйч Би Эм Латекс Продакшн Ко Лтд", КНР, регистрационное удостоверение N РЗН 2015/1220.
Наличие нескольких производителей подтверждается коммерческими предложениями, полученными Заказчиком при обосновании НМЦК объекта закупки (прилагаются).
Представление продукции на рынке несколькими производителями так же подтверждается, в том числе, и судебной практикой по делам: А40-169114/2016 и А53-5608/2015 (прилагаются). В рамках указанных дел рассматривалась законность требований к антибактериальному покрытию на основе Хлоргексидина в хирургических перчатках. Требования к товару признаны законными, обоснованными и не приводящими к ограничению числа участников.
Из решений судов следует, что по совокупности данных требований могут быть предложены к поставке перчатки производства: Ansell Healthcare Europe NV, Yixing НВМ Latex Production Co, SFM Hospital Products GmbH.
Помимо указанных решений судов данные доводы подтверждаются решениями Ростовского УФАС по закупке N 0358300027421000054, Московского УФАС по закупкам N 0373200009821000620 и 0373200107422000035, Марийского УФАС по закупке N 0308200003021000212, Московского областного УФАС по закупкам N 0348300018521000164 и 0348300062121000320, Санкт-Петербургского УФАС России по закупке N 0372200176921000402 и 0372200176921000403 (прилагаются).
Таким образом довод жалобы о том, что описание объекта закупки по п. 16 соответствует одному производителю несостоятелен.
1.2. Относительно довода жалобы об установлении в описании объекта закупки требования о конкретном веществе покрытия перчаток - хлоргексидин, без обоснования зачем нужно именно данное вещество и почему нельзя использовать имеющиеся на рынке аналоги считаем необходимым возразить следующее.
При описании объекта закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе Заказчик указал значимые для него характеристики с учетом специфики оказываемых медицинским персоналом медицинских манипуляций, в том числе с целью снижения возможных рисков при ее оказании.
Так, существуют разные методы снизить риск профессионального и операционного заражения, но основным все же является индивидуальная защита - использование медицинских перчаток, а чем выше качество медицинских перчаток, тем выше вероятность безопасного оказания медицинской помощи пациентам и оказания этой помощи для медицинских работников.
При описании объекта закупки Заказчиком указаны значимые для Заказчика характеристики с учетом положений Закона о контрактной системе, пункта 4.6 Методических рекомендаций 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (далее - Методические рекомендации) и потребности Университета.
Так, согласно Методическим рекомендациям при выборе типа хирургических перчаток необходимо принимать во внимание особые условия вида оперативного вмешательства, которые могут быть удовлетворены за счет дополнительных свойств перчаток, к которым относятся и перчатки с внутренним антибактериальным покрытием.
Требование антисептика на основе Хлоргексидина во внутреннем покрытии перчаток обусловлено тем, что требуется непрерывная антисептическая обработка кожи под перчаткой, защищающая и пациента, и персонал в случае повреждения перчатки от заражений и инфекций, что прямо предусмотрено упомянутым ранее пунктом 4.6 Методических рекомендаций.
Кожная антисептика - основное назначение и показание для применения антисептиков на основе Хлоргексидина. Иные антисептики имеют большое количество противопоказаний и предназначены для лечения инфицированных ран, что не соответствует сфере применения Заказчика, для удовлетворения потребностей которого закупается объект закупки, так как данные перчатки Заказчиком закупаются для операций в условиях повышенного риска, что подразумевает под собой экстренные операции, где риски заражения намного выше, чем при плановой операции или иного медицинского вмешательства. Это связано с тем, что состояние пациента при подготовке к плановой операции можно улучшить с помощью коррекции метаболических и электролитных сдвигов, устранения анемии и гипоксии, адекватного питания и так далее.
Вместе с тем в острых ситуациях опасность промедления с хирургическим лечением нередко перевешивает преимущества предоперационной подготовки. Оперирование без вышеприведённых манипуляций и наличие неотложных показаний для операции определяет большую ослабленность организма пациента в целом, отсутствие ресурса противостоять инфекциям, то есть, большую расположенность к заражению различного рода инфекциям. А обширная патогенная микробная флора, в свою очередь повышает риски заражения медицинских работников различными заболеваниями при провидении тех же операций в условиях повышенного риска.
Более того, высоки риски возникновения аллергических реакций у медицинских работников, пользующиеся данными перчатки входе выполнений хирургических операций и вмешательств, на иные виды антисептиков в составе перчаток. При возникновении таких обстоятельств Заказчик будет вынужден забраковать все поставленные перчатки, что не будет соответствовать принципам эффективности расходования бюджетных средств, установленных Законом о контрактной системе и статьей 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Перчатки с указанными характеристиками, в частности с антисептиком на основе Хлоргексидина, Заказчиком используется при осуществлении медицинской деятельности на протяжении длительного времени, что позволяет свидетельствовать об отсутствии каких-либо аллергических реакций у медицинских работников Заказчика именно на перчатки с антисептиком на основе Хлоргексидина, следовательно, свидетельствовать об эффективности осуществления закупочной деятельности.
Таким образом, данные характеристики являются важными для Заказчика и выбраны им с целью существенного снижения инфекционной нагрузки на пациента при нарушении целостности перчаток для операций в условиях повышенного риска (наличие необходимых функций), как наиболее безопасные, качественные и удобные в работе, необходимые для качественного и безопасного выполнения медицинских процедур (мнение специалистов) и отсутствия индивидуальной непереносимости и аллергических реакций у специалистов, непосредственно работающих с ними.
Отсутствие детализированных характеристик и описания параметров качества поставляемого товара, в частности антисептика на основе Хлоргексидина во внутреннем покрытии, может существенно повысить риск заражения и повлиять на результаты терапевтического эффекта и качество жизни пациента, являющееся приоритетными для Заказчика.
1.3. Кроме того, действующее законодательство не ограничивает срок службы медицинского изделия сроком действия регистрационного удостоверения на него. Согласно письму Минздрава России от 08.09.2015 N 2071895/25-3 медицинские изделия, произведенные и ввезенные для обращения на территории Российской Федерации в период действия соответствующих регистрационных удостоверений с ограниченным сроком действия, могут находиться в обращении, в том числе применяться по назначению в соответствии с нормативной, технической и эксплуатационной документацией производителя, до окончания срока их службы (годности). То есть, отмена действия регистрационного удостоверения, в том числе перчаток производства Profile 3000 (на что ссылается Заявитель), не является препятствием для обращения и применения по назначению в соответствии с нормативной, технической и эксплуатационной документацией производителя данного товара.
Таким образом, довод Заявителя о допущении нарушения при рассмотрении коммерческого предложения с товаром, производителя Profile 3000 является не состоятельным.
2. Относительно третьего довода по требованию к весу, обращаем ваше внимание на то, что вес является объективным фактором качества перчатки. Требуемый минимальный показатель веса определён как измеряемый в обычных условиях с учётом совокупности прочих характеристик. Перчатки меньшего веса потребуют передачи на экспертизу, так как с учётом требований и заявленных показателей длины, толщины и материала они не могут весить меньше.
На этапе приемки товара Заказчик имеет возможность объективно оценить качество поставляемой продукции только путем взвешивания, так как другие технические возможности отсутствуют. Данная возможность есть во всех медицинских организациях, имеющих аптеку и электронные весы. Чем больше масса перчатки, тем толще и прочней стенка перчатки, которая являясь средством индивидуальной защиты медицинских работников и выполняют защитную барьерную функцию, в том числе предохраняя кожные покровы от воздействия инфицированных колюще-режущих инструментов, биологических жидкостей и агрессивных сред. Более прочные (более толстые, а, следовательно, и более тяжелые по весу) перчатки лучше защищают от внешних факторов в условиях повышенного риска. Уровень и надежность защиты обеспечивается толщиной стенки перчаток.
Таким образом, единственной объективной оценкой защитных свойств перчаток и соответствие перчаток требованиям по толщине у Заказчика на этапе приемки товара является вес/взвешивание перчатки.
Данный показатель не является ограничивающим участков закупки, поскольку Заказчиком не указан конкретный вес перчатки, не указан максимальный параметр веса, а указан минимальный допустимый вес, который будет соответствовать перчатке с требуемыми характеристиками по толщине.
Так, с учетом характеристик, выбранных Заказчиком (одинарная толщина 0,25 мм и длина 290 мм) вес перчатки из натурального латекса не может быть менее 15 грамм, так как в соответствии с общеизвестным фактом площадь кожи человека составляет около 2 м2, а площадь ладони составляет 1% от площади тела. Площадь ладони с запястьем (290 мм) составляет 2,5%= 0,054 м2. Сделав простые вычисления и умножив полученную площадь на минимальную требуемую толщину перчатки получаем объем материала перчатки около 0,0000125 м3 (объем натурального латекса одной перчатки толщиной 0,25 мм и длиной 290 мм). Плотность натурального латекса является постоянной величиной и составляет 1200 кг/м3. Таким образом, вес перчатки, исходя из формулы плотности вещества, имеют минимальный вес 15 грамм.
Следовательно, для Заказчика данный показатель является, в том числе, фактором, определяющим соответствие поставляемого Товара требованиям к показателям усилия и удлинения при разрыве (если перчатки весят меньше, Заказчик направляет их на внешнюю экспертизу. Таким образом, данный показатель предусмотрен Заказчиком в целях уменьшения затрат времени и финансов на проведение внешних экспертиз всех партий поставок перчаток).
Данная позиция подтверждается Решениями Санкт-Петербургского УФАС по закупке N 0372200168122000009, Пермского УФАС России по закупке N 0356500002018000285.
Заказчик так же не согласен с четвертым доводом Заявителя относительно установления в позиции 13 описания объекта закупки характеристик, указывающих на одного производителя.
Указанным характеристикам соответствуют хирургические полиизопреновые перчатки следующих производителей:
1. "Армила" РУ РЗН 2013/1221 материал, цвет перчаток указан в наименовании в РУ.
2. iNtouch IsoGreen, РУ N РЗН 2016/4314.
3. Profeel Polisopren. производитель WRP РУ ФСЗ 2010/07613 от 23.06.2014.
4. Ansell GAMMEXR Non-Latex PI Underglove, РУ ФСЗ 2009/04993 от 20.12.2013.
5. Heliomed. РУ ФСЗ 2009/04993 от 20.12.2013.
Наличие нескольких производителей так же подтверждается в коммерческих предложениях, полученных Заказчиком при обосновании НМЦК объекта закупки. Технические паспорта прилагаются.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания всех доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шереметов Александр Сергеевич частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 марта 2022 г. N 44-759/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2022