Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<------>;
Членов Комиссии:
<------>;
<------>,
от Заказчика, Уполномоченного органа и Заявителя, должным образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы, представители не представлены,
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия Заказчика - МДОУ "Детский сад "Мечта" п. Пангоды" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание охранных услуг", начальная (максимальная) цена контракта - 1 423 586,40 рублей (извещение N 0190300001222000064) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что извещение о проведении закупки противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на Официальном сайте;
2) Дата и время начала срока подачи заявок - 21.02.2022 15:05 (МСК+2);
3) Дата и время окончания срока подачи заявок - 09.03.2022 07:00 (МСК+2);
4) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 09.03.2022;
5) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 11.03.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует:
1. Заказчиком при описании объекта закупки установлен ряд дополнительных характеристик к услуги, которые не предусмотрены позицией КТРУ, однако обоснования установления таких дополнительных характеристик не приведено.
2. Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у победителя закупки пульта централизованного наблюдения в месте нахождения объекта Заказчика.
3. Заказчик неправомерно вменяет требование об обязательном наличии группы быстрого реагирования.
4. Заказчик не верно рассчитана НМЦК.
Заказчик, Уполномоченный орган представили в управление мотивированные возражения на жалобу Заявителя согласно которым, с доводами жалобы они не согласны, считают, что при описании объекта закупки и требований к участнику действовали в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В отношении первого довода:
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с Приложением N2 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении закупки объектом закупки является оказание охранных услуг в соответствии с КТРУ 80.10.12.000-00000003.
Изучив указанное Приложение N 2 Комиссия отмечает, что Заказчиком основная часть описания объекта закупки осуществлена в соответствии с позицией КТРУ и с использованием обязательных для применения характеристик.
Кроме того, Приложение N 2 содержит ряд дополнительных требований к услуге, не предусмотренных КТРУ.
В отношении дополнительных требований Комиссия отмечает, что ряд из установленных Заказчиком требований, таких как: "На время осуществления охраны объектов учреждения сотрудникам Исполнителя допускается применение специальных средств (резиновые палки, наручники, и др.), только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; обеспечение охранников специальными средствами осуществляется Исполнителем самостоятельно" (данный перечень не является исчерпывающим), сами по себе установлены Законодательством или иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и являются обязательными для исполнения охранными организациями при осуществлении ими охранной деятельности, в связи с чем, по мнению комиссии, при описании объекта закупки отсутствует необходимость использования такой информации.
По мнению Комиссии, ряд дополнительных требований таких как: "Взаимодействие с руководителем и ответственными должностными лицами образовательной организации; Запрет курения сотрудников на территории и в помещениях учреждения; Исключение неформального взаимодействия сотрудников с обучающимися и его минимизацию в рамках осуществления охранных услуг" (данный перечень не является исчерпывающим), не позволяют достоверно определить их исполнение, так как не содержат в себе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой услуги установленным заказчиком требованиям, что в свою очередь нарушает ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Законом о контрактной системе Заказчику предоставлено право включения в описание объекта закупки дополнительных требований и характеристик не предусмотренных позицией КТРУ, но только при должном обосновании необходимости включения таких требований и характеристик.
На заседании Комиссии установлено, что в извещении о проведении закупки не содержится обоснование установления дополнительных требований к услуге, не предусмотренных Каталогом.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требования к услуге, являющейся предметом контракта, не предусмотренных позицией Каталога и не обосновавшим необходимости включения таких требований, не соответствуют пункту 4, 6 Правил и нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
В отношении второго, третьего и четвертого довода Комиссия сообщает, что решение Комиссии по аналогичным доводам Заявителя принято и изложено в решении N 089/06/33-160/2022 по закупке извещение N0190300001222000057, в связи с чем, на основании пп. "б" п. 2 ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе данные доводы жалобы оставляются без рассмотрения.
По мнению Комиссии, установленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения со стороны Заказчика не отразились на результатах определения поставщика, в связи с чем предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия Заказчика - МДОУ "Детский сад "Мечта" п. Пангоды" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание охранных услуг", начальная (максимальная) цена контракта - 1 423 586,40 рублей (извещение N 0190300001222000064), частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Уполномоченный орган, Заказчика (с учетом функций, осуществляемых Уполномоченным органом при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Заказчиков МО Надымский район - обеспечить уведомление должностного лица, действовавшего от имени заказчика при формировании с использованием единой информационной системы, подписавшего усиленной электронной подписью и разместившего в единой информационной системе в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки о необходимости представить в срок до 07.04.2022 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- документы подтверждающие подписание усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика извещения об осуществлении закупки;
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (при наличии);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица -назначается на 08.04.2022 в 17 час. 40 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <------>
Члены Комиссии: <------>
<------>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 марта 2022 г. N 089/06/33-177/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2022