Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
АО "Артис - Детское питание" (далее - Заявитель);
в отсутствие представителей:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 40 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 40688-ЭП/21 от 23.12.2021) на действия Уполномоченного органа, Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку мяса и рыбы (поставка, хранение, перевозка до пункта назначения, погрузо-разгрузочные работы, очистка и санитарная обработка транспортных средств) в государственные бюджетные образовательные учреждения Московского района Санкт-Петербурга в 2022-2023 годах. (извещение N 0172200002521000498) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.11.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172200002521000498. Начальная (максимальная) цена контракта - 160 594 172,04 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Комиссия УФАС установила, что в конкурсной документации установлены, в том числе, следующие положения:
Инструкция по заполнению
Предложения участника о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки
Порядок заполнения рекомендуемой формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер раздела предложения о поставке продуктов. В графе 2 формы указывается наименование раздела предложения о поставке продуктов. В графе 3 участник предоставляет развернутое описание по соответствующему разделу, указанному в графе 2 или по каждому подразделу (при наличии) соответствующего раздела, указанного в графе 2 предложения о качественных характеристиках объекта закупки.
В случае, если участником конкурса в "Предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что вся поставка будут выполнена в соответствии со всеми требованиями, указанными в конкурсной документации, и в соответствии с нормативными документами и участником конкурса не предлагается описание поставки продуктов по соответствующим разделам предложения, и/или участником конкурса в "Предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что описание поставки продуктов по соответствующим разделам предложения будет соответствовать требованиям, указанными в Техническом задании, и/или нормативным документам без раскрывающего вышеуказанные требования описания, то соответствующее описание признается не представленным участником конкурса.
Непредставление предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки с описанием поставки продуктов в отношении оцениваемых характеристик по всем разделам трактуется как "Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одному разделу предложения".
В рамках предоставления информации по разделу 1 "Описание технологии поставки продуктов" предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить развернутое описание технологии поставки продуктов в соответствии с требованиями конкурсной документации (как минимум в соответствии с разделами Технического задания). Данный раздел "Предложении о качественных характеристиках объекта закупки" должен содержать как минимум следующие подразделы:
- место поставки продуктов (указывается, как минимум следующая информация: полное наименование заказчика, адрес(а) поставки продуктов питания),
- сроки поставки продуктов (указывается, как минимум следующая информация: даты начала и окончание поставки (по этапам, при наличии), а также график поставки, содержащий информацию о наименования групп пищевых продуктов, продовольственного сырья, о днях недели, в которые осуществляется поставка соответствующей группы пищевых продуктов, продовольственного сырья и о времени поставки соответствующей группы пищевых продуктов, продовольственного сырья);
- общие условия поставки продуктов (указывается, как минимум следующая информация: об основных обязанностях подрядчика по поставке продуктов, об уполномоченных представителях, участвующих в сдаче продуктов, об основных документах, оформляемых при сдаче продуктов);
- количество, качество продуктов, их технические и функциональные и эксплуатационные характеристики; качество и безопасность продуктов (указывается, как минимум следующая информация: список нормативных документов, соответствие которым требует поставка продуктов);
- гарантийный срок продуктов и объем предоставления гарантий качества (указывается, как минимум следующая информация: минимальный остаточный срок годности на все поставляемые пищевые продукты).
Описание требуемых подразделов должно содержать, как минимум, все данные, предусмотренные разделами Технического задания. Такое описание должно быть представлено в изъявительном наклонении, не должно содержать следующих слов и словосочетаний в любом роде, числе и падеже, а также в комбинации с частицей "не" и усилительными словами (например, "категорически"): "должен", "должен быть", "обязан", "обязуется", "запрещается" (данное слово/словосочетание должно быть заменено участником на другое, исключающее двоякое толкование представленной информации - например: "отсутствует"), "не допускается" (данное словосочетание должно быть заменено участником на другое слово/словосочетание, исключающее двоякое толкование представленной информации - например: "отсутствует").
В рамках предоставления информации по разделу 2 "Описание условий хранения и транспортировки продуктов" предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить как минимум следующую информацию: об установленном порядке (процессах) хранения сырья, материалов, компонентов и продукции, и требованиях к хранению, обеспечивающие безопасность пищевой продукции на всех этапах поставки продуктов, в том числе информация о соблюдении правил товарного соседства, о требованиях к лицам, задействованным при поставке продуктов, о требованиях к внутренней поверхности грузовых отделений транспортных средств и контейнеров, о регулярной очистке, мойке, дезинфекции с периодичностью, необходимой для того, чтобы грузовые отделения транспортных средств и контейнеры не могли являться источником загрязнения продукции), информацию об условиях хранения сырья и компонентов, используемых при производстве пищевой продукции, а также хранения полуфабрикатов и готовой продукции, обеспечивающих предотвращение порчи и защиту этого сырья и компонентов от загрязняющих веществ, информацию о наличии различных режимов в камерах хранения для соблюдения требований к хранению сырья и материалов на предприятии для разных типов сырья и компонентов, информацию о периодичности контроля температур в камерах хранения, а также информацию об ответственных лицах, на которых возложена обязанность осуществления контроля температур, информацию о гигиенических условиях транспортировки пищевых продуктов (а именно: для транспортировки пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства; не допускается транспортировка продовольственных пищевых продуктов совместно с непродовольственными товарами. все поданные транспортные средства должны быть крытыми, в исправном техническом состоянии; поданное транспортное средство должно быть зачищено от остатков продукции и сепарационного материала; грузовая секция (фургон/контейнер/тент) должна быть промыта и продезинфицирована, не должна иметь сквозных повреждений, загрязнений стен, потолка, пола, запаха, следов воды, заражения вредителями; транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов, должны иметь санитарный паспорт, выданный в установленном порядке, быть чистыми, в исправном состоянии; водитель-экспедитор (экспедитор), грузчик должны иметь при себе личную медицинскую книжку установленного образца, работать в спецодежде, строго соблюдать правила личной гигиены, обеспечивать сохранность, качество, безопасность и правила транспортировки (разгрузки) пищевых продуктов; при транспортировке пищевых продуктов должны строго соблюдаться правила их последовательной укладки, исключающие контакт сырой и готовой продукции, загрязнения продуктов при погрузке и выгрузке), информацию об условиях маркировки (все продукты на складе должны быть правильно и разборчиво помечены; партии продуктов из разных поставок запрещается ставить вперемешку; всё движение продуктов должно фиксироваться в складской программе).
В рамках предоставления информации по разделу 3 "Описание производимого контроля качества поставляемых продуктов" участнику необходимо предоставить следующую информацию, которая применима к участнику закупки: информацию о критериях, контролируемых по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям (что контролируют и когда); информацию об организационно-административных мероприятиях (а именно:
- разработка программы (плана) производственного контроля, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- утверждение программы (плана) производственного контроля, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- назначение ответственных за осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и ведение производственного контроля на объекте, создание комиссии по приказу;
- разработка и утверждение положений и должностных инструкций персонала, задействованных в организации и проведении производственного контроля;
- комплектование штата сотрудников для организации и осуществления производственного контроля, распределение обязанностей между специалистами, осуществляющими производственный контроль за соблюдением санитарных норм и правил;
- организация проведения специальной профессиональной подготовки должностных лиц, осуществляющих производственный контроль;
- организация необходимых лабораторных исследований и испытаний, составление графика исследований.
- создание запаса дезинфицирующих средств и соблюдение дезинфекционного режима на объекте;
- организация первичных и периодических медицинских осмотров персонала; контроль наличия у персонала личных медицинских книжек, правильности их оформления, соблюдения периодичности и объёма медицинских обследований, в том числе с составлением перечня должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам), а также информацию об ответственных исполнителях по данным мероприятиям и сроках исполнения данных мероприятий.
Описание признается представленным в полном объеме в случае, если предложение Участника содержит описание всех разделов предложения, составленного в соответствии с данной инструкцией и не противоречит требованиям конкурсной документации.
В соответствии с частью 5 ст. 54.4 Закона 44-ФЗ в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме не допускается указание сведений об участнике конкурса в электронной форме, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником конкурса в электронной форме цене контракта.
Оценка заявок по критерию
"Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"
Значимость критерия: 20%.
Коэффициент значимости критерия: 0.20.
В рамках критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" оценка осуществляется по показателю "Качество поставляемых продуктов". Максимальное количество баллов по критерию оценки - 100.
Оценка заявок по критерию осуществляется на основании сведений, предоставленных в предложениях участников закупки.
Оценка по критерию производится по следующей шкале:
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя |
Шкала оценки (баллы) |
1 |
Качество поставляемых продуктов, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки |
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одному разделу и / или ни один из разделов не представлен в полном объеме |
0 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем разделам, при этом описание только одного раздела представлено в полном объеме. |
20 |
||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем разделам, при этом описание только двух разделов представлено в полном объеме. |
60 |
||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем разделам, при этом описание всех разделов представлено в полном объеме. |
100 |
Таким образом конкурсная документация содержит предмет оценки, позволяющий определить перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному показателю и инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по данному показателю, что по мнению Заказчика, Уволоченного органа соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Согласно части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы
Согласно требованиям ч. 4 ст. 56.1. Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно требованиям ч. 5 ст. 56.1 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 54.2 и 54.3 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 5 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
Вторая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме наряду с информацией и электронными документами, предусмотренными частью 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки предъявляемым к ним дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Так в силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Такие требования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
Согласно п. 6 Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ N 99 к участникам закупки на Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей устанавливаются следующие дополнительные требования:
Наименование товаров, работ, услуг |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
|
6. |
Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей |
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс |
копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги |
Также пунктом 6 Приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В конкурсной документации установлены, в том числе, следующие положения:
12.3. Участник конкурса должен соответствовать следующим дополнительным требованиям:
12.3.1. Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится конкурс. Требование установлено в соответствии с пунктом 6 приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" ("Собрание законодательства РФ", 09.02.2015, N 6, ст. 976).
12.4. В целях обеспечения доступа к участию в конкурсе предметом которого являются отдельные виды товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона.
12.5. В течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения электронных документов (или их копий), указанных в подпункте 12.4 пункта 12 конкурсной документации, оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение:
1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона, при направлении таких документов (или их копий).
12.6. Оператор электронной площадки направляет участнику закупки уведомление о размещении или об отказе в размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в течение одного часа с момента принятия решения, предусмотренного частью 13 статьи 24.2 Закона. В случае, если принято решение об отказе в размещении, такое уведомление должно содержать обоснование принятого решения.
12.7. Порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, в том числе при направлении документов (или их копий) и их рассмотрении в соответствии с частями 12 и 13 статьи 24.2 Закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В ходе заседания Комиссии УФАС, представитель Уполномоченного органа сообщил, в том числе, следующее:
Настоящий конкурс с ограниченным участием в электронной форме (далее - конкурс) проводится в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, направленные на обеспечение государственных нужд.
В части, прямо не урегулированной законодательством Российской Федерации, проведение конкурса регулируется настоящей конкурсной документацией.
Соответственно, на основании вышеизложенного, учитывая возможность проведения совместных закупок, Заказчик наделен правом самостоятельного выделения лотов. Заказчики находящиеся в пределах одного административно-территориального района города, учитывая применение ст. 14 Закона о контрактной системе приняли решение о проведении совместного конкурса для определения Поставщика на поставку продуктов питания в социально значимые учреждения Санкт-Петербурга.
Настоящее объединение в один лот не входит в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдает требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Кроме этого, согласно сведениям из реестра контрактов, Заявитель имеет возможность предоставить документы подтверждающие наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
Например: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrN umber=2781451230719000003&contractInfoId=64833231
Таким образом, в действиях заказчиков, уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Объединение в один лот осуществлено в соответствии с потребностью Заказчиков.
Заявитель в жалобе указывает, что указанная в конкурсной документации форма "Информация о конкретных показателях (характеристиках) товара" не соответствует требованиям законодательства.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
Согласно требованиям ст. 54.4. Закона о контрактной системе Первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Ч. 15 ст. 54.4 Закона о контрактной системе указывает на то, что Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки, не предусмотренные настоящей статьей, а также частями 5 и 6 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования содержатся в конкурсной документации:
19.8. Первая часть заявки должна содержать:
Участник закупки выражает согласие на поставку товара, на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса.
Информация и документы, которые прилагаются участником закупки:
предложение о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки;
наименование страны происхождения товара*(1);
конкретные показатели товара*(2), соответствующие значениям, установленным в конкурсной документации, и указание на товарный знак*(3);
эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение товара, закупка которого осуществляется*(4).
В разделе 20 конкурсной документации содержится инструкция по заполнению заявки, согласно которой:
20.1. В соответствии с постановлением Правительства N 1401 Оператор электронной площадки обеспечивает участнику закупки подачу заявки на участие в закупке путем ее формирования на электронной площадке в соответствии с типовой формой заявки.
20.2. Инструкция по заполнению первой части заявки:
В первой части заявки на участие в конкурсе не допускается указание сведений об участнике конкурса, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником конкурса цене контракта, сумме цен единиц услуги.
- согласие участника конкурса на поставку товара дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки;
- инструкция по заполнению формы "Предложение участника о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки" (Приложение N2 к конкурсной документации) При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в конкурсе;
А в соответствии с п. 20.4. конкурсной документации все формы носят рекомендательный характер.
Следовательно, довод Заявителя о том, что форма не является рекомендательный характер, не находит своего подтверждения.
Конкурсная документация позволяет предоставить сведения о конкретных показателях (характеристиках) товара по своей форме.
Кроме этого, спорная форма утверждена в составе методических рекомендаций согласно Распоряжения Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 20.12.2013 N 113-р "Об утверждении методических рекомендаций по разработке документации о закупке для заказчиков Санкт-Петербурга".
Так же отмечаем, что у участников закупки в случае возникновения вопросов есть право подать запрос на разъяснения положений документации (ч. 7 ст. 54.3 Закона о контрактной системе). Запросов на разъяснение положений конкурсной документации по спорному вопросу не поступало, следовательно, у участников закупки не возникло сложностей при заполнении и подачи первой части заявки на участие в конкурсе. Заявитель не воспользовался своим правом и не подал запрос на разъяснение положений конкурсной документации.
Заявитель в жалобе указывает, что указанная в конкурсной документации форма "Предложения участника о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки" по его мнению не даёт возможности корректно указать информацию для получения баллов по нестоимостному критерию.
Учитывая возражения по второму доводу жалобы также отмечаем, что в соответствии с п. 20.4. конкурсной документации все формы носят рекомендательный характер.
В составе конкурсной документации отдельным файлом размещена инструкция по заполнению Предложения участника о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки (файл "Инструкция_по_заполнению_Формы_(приложение_2_к_КД)_(3)[2]"), согласно которой определен следующий порядок заполнения:
"Порядок заполнения рекомендуемой формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер раздела предложения о поставке продуктов. В графе 2 формы указывается наименование раздела предложения о поставке продуктов. В графе 3 участник предоставляет развернутое описание по соответствующему разделу, указанному в графе 2 или по каждому подразделу (при наличии) соответствующего раздела, указанного в графе 2 предложения о качественных характеристиках объекта закупки.
Описание признается представленным в полном объеме в случае, если предложение Участника содержит описание всех разделов предложения, составленного в соответствии с данной инструкцией и не противоречит требованиям конкурсной документации.
Довод Заявителя о том, что данная форма заполняется на свое усмотрение, не находит своего подтверждения.
В порядке заполнения установлен минимальные требования сведений (сведения, минимально предоставляемые участником в развернутом описании по соответствующему разделу или по каждому подразделу предложения о качественных характеристиках объекта закупки).
Оценивается наличие именно минимально требуемых сведений по каждому разделу формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки".
Участник в праве предоставить по каждому разделу (подразделу) больше минимально требуемых сведений, при этом Заказчику для начисления баллов достаточно минимума по каждому соответствующему разделу (подразделу) предложения о качественных характеристиках.
В случае, если участник предоставит "выше минимума" - это не означает, что его предложение тем самым будет наилучшим, поскольку он и так получит максимально возможное количество баллов, предоставив минимально требуемые сведения по каждому разделу формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки".
Иными словами, Заказчику для начисления максимального количества баллов достаточно предоставления всех минимально требуемых сведений по каждому соответствующему разделу (подразделу).
Требования не ограничивают участника в описании, они устанавливают минимум, в соответствии с которым необходимо предоставить развернутое описание по каждому соответствующему разделу (подразделу).
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Одновременно с этим Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05-5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Кроме того, согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Комиссия УФАС отмечает, что, исходя из совокупности положений п.п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил N 1085, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В данной части конкурсная документация содержит перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателям), при этом соответствующих доказательств, свидетельствующих о невозможности выявления лучших условий исполнения контракта на основании спорного порядка оценки Заявителем не представлено.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих соответствие, следовательно, данный не находит своего подтверждения. Кроме того, учитывая возражения Заказчика, Уполномоченного органа, положения Постановление Правительства РФ N 99, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания следующего довода жалобы обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 32, 33, 54.3, 99, 105 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Артис - Детское питание" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) устанавливается в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира
*(2) Включается в случае отсутствия в документации о закупке указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации о закупке.
*(3) Указывается при наличии
*(4) Указывается при наличии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 декабря 2021 г. N 44-6241/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2022