Резолютивная часть оглашена
29.03.2022 г. г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Самара "Самарская муниципальная информационно-библиотечная система" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Тольяттиэлектросервис" (далее - Подрядчик, ООО "ТЭС") в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки по объекту: проведение капитального ремонта Центральной городской библиотеки им.Н.К.Крупской (извещение N 0342300000121000809, начальная (максимальная) цена контракта - 23 003 191, 89 руб.) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО "ТЭС" в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
28.06.2021 г. между Заказчиком и Обществом на основании Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.06.2021 г. N0342300000121000809-2-1 заключен контракт на поставку медицинского изделия (далее - Контракт).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 3.2.1 Контракта все работы, предусмотренные Контрактом, должны быть выполнены качественно, в полном объеме и в установленные настоящим Контрактом сроки. Работы должны быть выполнены в соответствии с Проектом (рабочей документацией) (Приложение N 2 к Контракту), эскизным дизайн-проектом (Приложение N 6 к Контракту), локальными сметами (приложение N 3 к Контракту), техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), требованиями действующей нормативной документации: ГОСТ, ТУ, СНиП, СП, СанПиН, ВСН, НПБ, ПГТБ.
Согласно пункту 5.3.19 Контракта Подрядчик обязан приступить к исполнению Контракта и завершить работу в сроки, установленные Контрактом. Передать Заказчику выполненные работы (результат работ), передать Заказчику отремонтированный Объект капитального строительства в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 4.1.1. срок окончания работ - по 15 августа 2021 года.
Согласно пояснениям Заказчика, требования пунктов 3.2.1 и 5.3.19 Контракта Подрядчиком нарушены - до настоящего времени работы не выполнены, Заказчику в полном объеме не переданы. Замечания, в том числе по качеству выполненных работ, изложенные в вышеуказанных мотивированных отказах от подписания актов выполненных работ, Подрядчиком не устранены.
Согласно пункту 8.2. Контракта Подрядчик обязан известить Заказчика за 2 рабочих дня о готовности скрытых работ к приемке. Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ и составления Подрядчиком актов освидетельствования этих работ. Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчиком, в случае, если он не был информирован об этом, или информирован с опозданием, по требованию Заказчика Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ, согласно указанию Заказчика, а затем восстановить её за свой счет.
Требования пункта 8.2 Контракта Подрядчиком нарушены.
Подрядчик не уведомлял Заказчика о готовности скрытых работ, указанных в Актах приемки выполненных работ формы КС-2 от 21.02.2022 г. N 17, 18, 19, 20. Акты освидетельствования скрытых работ Заказчиком не были получены от Подрядчика в момент завершения скрытых работ, поступили Заказчику 21.02.2022 г.
На работы, указанные в Актах приемки выполненных работ (форма КС-2) от 02.03.2022 г., Подрядчик не предоставил Акты освидетельствовании скрытых работ.
Согласно пункту 5.3.21 Контракта Подрядчик обязан в соответствии с условиями Контракта своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств.
Вместе с тем, Акты приемки выполненных работ по форме КС-2 от 02.03.2022 г. содержат недостоверную информацию об объемах выполненных работ, в том числе:
- Акт N 25 от 02.03.2022 г. содержит сведения о работах, которые Подрядчиком не выполнялись - Демонтажные работы. Пункт 1. Пробивка проемов. Согласно указанному акту, срок выполнения работ - с 22.02.2022 г. по 02.03.2022 г., однако указанные работы Подрядчиком не выполнялись.
- Акт N 24 от 02.03.2022 г. содержит сведения о работах, которые Подрядчиком до настоящего времени не выполнены (Монтажные работы АПС).
Факт невыполнения отдельных видов работ, указанных в Актах приемки выполненных работ от 02.03.2022 г., подтверждается письмом организации (ООО "Изумруд"), осуществляющей строительный контроль в рамках Контракта (исх. N 1-09/03 от 09.03.2022 г.).
Кроме того, факт предоставления Подрядчиком недостоверной информации подтверждается тем, что Подрядчик предоставил недостоверные паспорта на отдельное оборудование, в частности, светильники (светильник подвесной "Тайко слим", светильник линейный интерьерный "Лайн Соло"), что подтверждается письмом ООО "Сарос Дизайн Самара (группа компаний Сарос), поступившим Заказчику 01.03.2022 г.
С 22.02.2022 г. Подрядчик на Объекте отсутствовал, работы по Контракту не осуществлялись.
Учитывая изложенные обстоятельства, Заказчиком 25.02.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федеральный закон от 02.07.2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
25.02.2022 г. решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС и направлено в адрес Поставщика почтовой связью (ожидает вручения адресату).
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 23.03.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из представленных Обществом пояснений следует, что строительная готовность Объекта не соответствовала заявленной в конкурсной документации, в связи с чем возникла необходимость в выполнении дополнительных, не предусмотренных контрактом объемов и видов работ. После информирования Заказчика о необходимости выполнения дополнительных объемов и видов работ в адрес ООО "ТЭС" поступили письма, в которых Заказчик подтвердил необходимость выполнения работ, а также гарантировал оплату дополнительного объема и видов работ. Получив необходимое подтверждение ООО "ТЭС" приступило к выполнению дополнительного объема и видов работ, закупило необходимый для выполнения работ материал, понесло дополнительные расходы на доставку дополнительного материала на объект. Выполнение дополнительных работ неизбежно повлекло увеличение не только стоимости работ, но и сроков их выполнения.
Кроме того, из приобщенной входящей и исходящей корреспонденции усматривается, что в ходе исполнения контракта неоднократно возникала необходимость в обоснованной замене указанного в смете материала на аналогичный без изменения технических характеристик и сметной стоимости работ. На согласование замены материала с заказчиком затрачивалось значительное количество времени, что также способствовало увеличению сроков выполнения работ по контракту.
Учитывая, что Подрядчиком выполнен значительный объем работ по контракту, Обществом велась активная переписка с Заказчиком в ходе исполнения контракта, проектно-сметная документация не содержала отдельных видов работ, выполненных Подрядчиком в рамках заключенного контракта, а также факт отсутствия сведений об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не усматривает в действиях Общества однозначных признаков уклонения от исполнения контрактом.
Вместе с тем, в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении Обществом предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "Тольяттиэлектросервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Тольяттиэлектросервис" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 1 апреля 2022 г. N РНП-63-129
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2022