Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Прайд" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Краевая больница им. Академика Вагнера Евгения Антоновича" г. Березники (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для отделения РХМДЛ (лот 2) (изв. N 0356500005622000227),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500005622000227 ГБУЗ ПК "Краевая больница им. Академика Вагнера Евгения Антоновича" г. Березники проводился электронный аукцион на поставку расходных материалов для отделения РХМДЛ (лот 2).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 11.03.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 494 125,01 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 25.03.2022 г.
1. Заявитель полагает, что требованиям технического задания соответствует катетер единственного производителя - "Алвимедика", Турция.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно извещению описание объекта закупки указано в Техническом задании.
Согласно Техническому заданию необходимо поставить расходные материалы для отделения РХМДЛ (лот 2).
Согласно приложению N 1 к Техническому заданию к катетеру предъявляются следующие требования:
2. Катетер ангиографический, одноразовый, для исследования сосудов ЦНС, периферических сосудов, коронарных сосудов
(Указать наименование в соответствии с регистрационным удостоверением и страну происхождения) |
32.50.13.110-00005349 |
2.2 |
Диаметр катетера |
|
|
2.2.1 |
Диаметр катетера, Fr |
4 |
Соответствует КТРУ |
||
2.2.2 |
Диаметр катетера, Fr |
5 |
Соответствует КТРУ |
||
2.2.3 |
Диаметр катетера, Fr |
6 |
Соответствует КТРУ |
||
2.3 |
Длина катетера |
|
|
||
2.3.1 |
Длина катетера, см |
80 |
Соответствует КТРУ |
||
2.3.2 |
Длина катетера, см |
100 |
Соответствует КТРУ |
||
2.3.3 |
Длина катетера, см |
110 |
Соответствует КТРУ |
||
2.4 |
Исследуемые сосуды |
Сосуды ЦНС, периферические сосуды, коронарные сосуды |
Соответствует КТРУ |
||
2.5 |
Количество боковых отверстий |
|
|
||
2.5.1 |
Количество боковых отверстий, шт |
0 и 2 |
Соответствует КТРУ |
||
2.5.2 |
Количество боковых отверстий, шт |
3 и 5 |
Соответствует КТРУ |
Наиболее подходящим под всю совокупность характеристик медицинского изделия по позиции N 2, по мнению Заявителя, является ангиографический катетер Alvision производства компании Алвимедика.
Заказчик с доводом жалобы не согласен. Пояснил, что при формировании технического задания был проведен анализ рынка и было установлено, что требованиям соответствует как минимум два медицинских изделия: Катетер ангиографический AIVISION, производства "АЛВИМЕДИКА ТИББИ УРУНЛЕР САНА ИВЕ ДИС ТИКАРЕТ АНОНИМ СИРКЕТИ", Турция и катетер ангиографический panorama, производства ООО НПО "Деостр".
С целью принятия объективного решения Комиссией был сделан запрос (исх. N 003606-22 от 29.03.2022 г.) в адрес производителей катетера ангиографического - ООО НПО "Деостр", ООО "Инновации в технологиях и материалах".
Согласно ответу ООО НПО "Деостр" (исх. N 01-02/13 от 29.03.2022 г.) катетеры PANORAMA соответствуют требованиям, указанным в Техническом задании аукционной документации, в подтверждение производитель приложил таблицу с характеристиками указанного катетера.
Согласно ответу ООО "Инновации в технологиях и материалах" (вх. N 005023/э от 30.03.2022 г.) катетеры AIVISION, производства "АЛВИМЕДИКА ТИББИ УРУНЛЕР САНА ИВЕ ДИС ТИКАРЕТ АНОНИМ СИРКЕТИ", Турция, РУ РЗН N ФСЗ 2010/07091 от 28.05.2010 г. соответствуют требованиям, указанным в Техническом задании аукционной документации, в подтверждение производитель приложил таблицу с характеристиками указанного катетера.
Таким образом, Комиссия, на основании пояснений Заказчика, информации представленной в ответах на запрос, делает вывод, что требованиям Технического задания соответствуют как минимум товар двух производителей.
2. Заявитель полагает, что требования технического задания к катетеру ангиографическому установлены с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями Закона о закупках Заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
Невыполнение Заказчиком данного требования может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Положение аукционной документации, в том числе, описание объекта закупки, должно формировать у участников закупки четкое представление о характеристиках товара и потребности Заказчика.
В п. 2 Приложения N 1 к Техническому заданию "Функциональные, технические и качественные характеристики товара" установлены следующие показатели к катетеру ангиографическому: диаметр катетера, длина катетера, количество боковых отверстий. К каждому из показателей установлено несколько значений.
Вместе с тем, аукционная документация не содержит положений о том, как соотносятся данные показатели. Так, например, непонятно какая должна быть длина и количество боковых отверстий у катетера с диаметром 4 Fr.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком требования п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках. Доказательств обратного в материалах не предоставлено.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. Заявитель жалобы полагает, что в описании объекта закупки не установлены конкретные количественные показатели товара по всем позициям приложения N 1 к ТЗ.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
Заказчик с данным доводом не согласен, указав, что количество поставляемого товара указано в информации об объекте закупки и в обосновании НМЦК.
Согласно п. 1.3. Технического задания: количество товара: согласно Приложению 1 к Техническому заданию.
Вместе с тем, приложение N 1 к ТЗ "Функциональные, технические и качественные характеристики товара" не содержит сведений о количестве поставляемого товара.
Кроме того, комиссия отмечает, что описание объекта закупки не позволяет определить конкретно какой товар, и в каком количестве требуется поставить Заказчику.
В извещении о закупке содержится информация об общем количестве товара, но это также не позволят определить участникам закупки количество требуемого товара по каждой позиции описания объекта закупки, что не позволяет участникам закупки сформировать свое предложение.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком требования п. 6 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках. Доказательств обратного в материалах не предоставлено.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Прайд" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для отделения РХМДЛ (лот 2) (изв. N 0356500005622000227) обоснованной в части доводов 2,3.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 6 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 марта 2022 г. N 004517/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2022