Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 05 апреля 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок <_>, члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок <_>, главный специалист - эксперт отдела контроля закупок <_>,
с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Первая медицинская компания" (далее также - ООО "ПМК", заявитель, общество), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <_> (до перерыва);
заказчик - государственное казенное учреждение Ярославской области "Единая служба заказчика" (далее также - ГКУ ЯО "ЕСЗ", заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенностям <_> (до перерыва), <_> (после перерыва);
уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенностям <_> (до перерыва), <_> (после перерыва);
оператор электронной торговой площадки, акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан", представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ПМК" на действия заказчика, ГКУ ЯО "ЕСЗ", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела (комплекс томографический рентгеновский) сборка, установка, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (для объекта: "Детская поликлиника ГАУЗ ЯО "Клиническая больница N2" с инженерными коммуникациями Ярославская область, г. Ярославль, ул. Попова, у д.24" (извещение N 0171200001922000373) (далее также - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "ПМК" на действия заказчика, ГКУ ЯО "ЕСЗ", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела (комплекс томографический рентгеновский) сборка, установка, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (для объекта: "Детская поликлиника ГАУЗ ЯО "Клиническая больница N2" с инженерными коммуникациями Ярославская область, г. Ярославль, ул. Попова, у д.24" (извещение N 0171200001922000373).
Заявитель полагает, что извещение о рассматриваемом аукционе в электронной форме утверждено заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, а именно: заказчиком и уполномоченным органом при проведении рассматриваемой закупки использована позиция КТРУ 26.60.11.119-00000022, при этом в описание объекта закупки в нарушение подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, включена дополнительная информация, не предусмотренная указанной позицией КТРУ.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать действия заказчика и уполномоченного органа - незаконными, выдать последним обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 17.03.2022 размещено извещение N 0171200001922000373 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела (комплекс томографический рентгеновский) сборка, установка, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (для объекта: "Детская поликлиника ГАУЗ ЯО "Клиническая больница N2" с инженерными коммуникациями Ярославская область, г. Ярославль, ул. Попова, у д.24".
Начальная (максимальная) цена контракта 58 390 000,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Исходя из пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: должен руководствоваться в том числе правилом, согласно которому в описании объекта закупки должны указываться функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ).
В соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Исходя из пункта 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Исходя из пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закупаемый в рамках рассматриваемого электронного аукциона товар (система рентгеновской компьютерной томографии всего тела (комплекс томографический рентгеновский) отнесен заказчиком и уполномоченным органом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 к коду 26.60.11.111 "Томографы компьютерные", который, в свою очередь, входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
В извещении N 0171200001922000373 содержится информация о том, что по данной закупке установлены ограничения в соответствии с постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Таким образом, учитывая, что объектом рассматриваемой закупки является радиоэлектронная продукция, в отношении которой установлены ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, а также принимая во внимание, что указанное обстоятельство представляет собой изъятие из права заказчика и уполномоченного органа указывать в извещении о закупке дополнительную информацию, не предусмотренную позицией КТРУ, заказчик и уполномоченный орган в рамках рассматриваемого электронного аукциона при описании объекта закупки не вправе использовать такую дополнительную информацию.
В соответствии частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Проанализировав содержание извещения N 0171200001922000373, в том числе Описание объекта закупки (отдельный файл "ООЗ КТ.docx") Комиссия установила, что заказчиком и уполномоченным органом применительно к закупаемому товару (система рентгеновской компьютерной томографии всего тела (комплекс томографический рентгеновский) использована позиция КТРУ 26.60.11.119-00000022 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела".
В соответствии с Описанием объекта закупки объектом рассматриваемой закупки является: поставка медицинских изделий (Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела (комплекс томографический рентгеновский) сборка, установка, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (для объекта: "Детская поликлиника ГАУЗ ЯО "Клиническая больница N2" с инженерными коммуникациями Ярославская область, г. Ярославль, ул. Попова, у д.24") (далее - Товар, оборудование).
Наименование оборудования: Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела (комплекс томографический рентгеновский):
- Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела (комплекс томографический рентгеновский) КТРУ-26.60.11.119-00000022;
- Система инъекции контрастного вещества для компьютерной томографии, с питанием от сети, передвижная, КТРУ 26.60.11.130-00000002;
- Рабочая станция системы компьютерной томографии, КТРУ26.60.11.130-00000042.
Таблица "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара" Описания объекта закупки содержит требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела (комплекс томографический рентгеновский), в числе которых заказчиком и уполномоченным органом указаны как характеристики непосредственно самой системы, так и характеристики системы инъекции контрастного вещества для компьютерной томографии и рабочей станции системы компьютерной томографии, которые в свою очередь по условиям закупки должны поставляться вместе с системой рентгеновской компьютерной томографии всего тела (комплекс томографический рентгеновский).
Таким образом, заказчиком и уполномоченным органом установлено в извещении требование о том, что вместе с системой рентгеновской компьютерной томографии всего тела (комплекс томографический рентгеновский) поставщик обязан поставить еще и систему инъекции контрастного вещества для компьютерной томографии и рабочую станцию системы компьютерной томографии, которые должны соответствовать определенным характеристикам, также установленным заказчиком и уполномоченным органом в извещении.
Сопоставив характеристики товара, указанные в извещении N 0171200001922000373 (в Описании объекта закупки (отдельный файл "ООЗ КТ.docx"), с характеристиками, установленными для позиции КТРУ 26.60.11.119-00000022 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела", Комиссия Ярославского УФАС России установила, что позиция КТРУ 26.60.11.119-00000022 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела" не содержит информации (характеристик) в отношении системы инъекции контрастного вещества для компьютерной томографии и рабочей станции системы компьютерной томографии, соответственно, заказчик и уполномоченный орган, включив в систему рентгеновской компьютерной томографии всего тела в качестве характеристик (дополнительной информации непредусмотренной позицией КТРУ 26.60.11.119-00000022 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела") систему инъекции контрастного вещества для компьютерной томографии и рабочую станцию системы компьютерной томографии и установив в свою очередь для последних соответствующие функциональные, технические и качественные характеристики, использовали дополнительную информацию, не предусмотренную вышеприведенной позицией КТРУ, что приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, заказчик и уполномоченный орган, применив при описании товара, являющегося объектом закупки, информацию, не предусмотренную позицией КТРУ 26.60.11.119-00000022 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела", в ситуации, когда законодательством установлен прямой запрет на применение такой информации, допустили тем самым нарушения части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Ярославского УФАС России выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Один из запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, установлен постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства N 1236 от 16.11.2015).
Пунктом 2 постановления Правительства N 1236 от 16.11.2015 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 2(1) постановления Правительства N 1236 от 16.11.2015 Для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Постановлением Правительства N 1236 от 16.11.2015 утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Таким образом, в случае закупки программного обеспечения заказчик и уполномоченный орган обязаны в извещении о закупке установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства N 1236 от 16.11.2015 либо подготовить и разместить в единой информационной системе одновременно с извещением о закупке обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Порядком.
Как уже было указано выше по тексту настоящего решения объектом закупки является поставка медицинских изделий (Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела (комплекс томографический рентгеновский) сборка, установка, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (для объекта: "Детская поликлиника ГАУЗ ЯО "Клиническая больница N2" с инженерными коммуникациями Ярославская область, г. Ярославль, ул. Попова, у д.24".
В соответствии с Описанием объекта закупки заказчиком и уполномоченным органом закупается товар со следующим наименованием: Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела (комплекс томографический рентгеновский):
- Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела (комплекс томографический рентгеновский) КТРУ-26.60.11.119-00000022;
- Система инъекции контрастного вещества для компьютерной томографии, с питанием от сети, передвижная, КТРУ 26.60.11.130-00000002;
- Рабочая станция системы компьютерной томографии, КТРУ26.60.11.130-00000042.
Описание объекта закупки содержит также Таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара.
Согласно данной Таблице, например, в состав рабочей станции системы компьютерной томографии входит программное обеспечение.
Таким образом, заказчик и уполномоченный орган закупают в том числе программное обеспечение, соответственно, извещение о рассматриваемой закупке должно содержать информацию о запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства N 1236 от 16.11.2015 либо заказчик и уполномоченный орган должны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Порядком.
Вместе с тем, Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что извещение о рассматриваемой закупке не содержит информации о запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства N 1236 от 16.11.2015, а также заказчиком и уполномоченным органом не размещено в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Порядком, что является нарушением части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Указанные выше нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенные заказчиком и уполномоченным органом, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первая медицинская компания" (ИНН 7726386533, ОГРН 1167746856860) на действия заказчика, государственного казенного учреждения Ярославской области "Единая служба заказчика" (ИНН 7604241932, ОГРН 1137604005923), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГНР 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела (комплекс томографический рентгеновский) сборка, установка, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (для объекта: "Детская поликлиника ГАУЗ ЯО "Клиническая больница N2" с инженерными коммуникациями Ярославская область, г. Ярославль, ул. Попова, у д.24" (извещение N 0171200001922000373), обоснованной.
2. Признать заказчика, государственное казенное учреждение Ярославской области "Единая служба заказчика" (ИНН 7604241932, ОГРН 1137604005923), и уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГНР 1067604003411), часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2020 N 44-ФЗ, подпункт "а" пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
3. В ходе проведения внеплановой камеральной проверки в действиях заказчика, государственного казенного учреждения Ярославской области "Единая служба заказчика" (ИНН 7604241932, ОГРН 1137604005923), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГНР 1067604003411), выявлены нарушения части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. В ходе проведения внеплановой камеральной проверки в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
5. Выдать заказчику, государственному казенному учреждению Ярославской области "Единая служба заказчика" (ИНН 7604241932, ОГРН 1137604005923), и уполномоченному органу, департаменту государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГНР 1067604003411), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
6. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 5 апреля 2022 г. N 076/06/106-274/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2022