Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрация муниципального образования "Сиверское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области":
в отсутствие представителей Заявителя, извещенных надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии.
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3688 от 29.03.2022) на действия субъекта контроля при проведении открытого конкурса в электронной на выполнение работ по благоустройству Торговой площади вдоль ул. Вокзальная гп Сиверский Гатчинского района Ленинградской области в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 18.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 793 854,88 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме по нестоимостному критерию оценки.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2604).
Пунктом 3 положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В первом доводе жалобы Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников.
Пунктом 16 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Комиссия установила, что Заказчиком установлен следующий порядок оценки по детализирующему показателю "Качество работ" критерия "Характеристики объекта закупки":
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки/ Качество работ |
Предметом оценки заявок участника по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" являются предложения участников по единственному детализирующему показателю "Качество работ". Оценка заявок по нестоимостному критерию осуществляется на основании сведений, представленных в предложениях участником закупки. Перечень видов выполняемых работ, к описанию которых Заказчиком установлены требования: 1) Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка; 2) Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня; 3) Установка бортовых камней бетонных при других видах покрытий; 4) Устройство бетонных плитных тротуаров с заполнением швов песком. Не представление в составе заявки предложения о качестве работ не является основанием для отклонения заявки участника В рамках детализирующего показателя "Качество работ" оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участником конкурса выполняемых видов работ, связанных с благоустройством Торговой площади вдоль ул. Вокзальная гп Сиверский Гатчинского района Ленинградской области, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве работ), требованиям, изложенным в настоящей документации, а именно наличие в заявке участника конкурса развернутого описания предложения о качестве выполняемых видов работ, в отношении следующих оцениваемых характеристик: описание используемого оборудования, задействованные трудовые ресурсы, организация и технология процесса, описания мероприятий по обеспечению безопасности производства работ (далее оцениваемые характеристики).
Оценка заявки участника по показателю "Качество работ" производится согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта в отношении оцениваемых характеристик по видам выполняемых работ, к описанию которых Заказчиком установлены требования, по форме "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки". При этом предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки подготавливается участником конкурса, в том числе, на основании Технического задания. Предложение о качественных характеристиках объекта закупки предоставляется по следующей рекомендуемой форме: _______________________________________ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА "ПРЕДЛОЖЕНИЕ О КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" *
Наименование конкурса __________________
* Порядок заполнения формы: В графе 2 формы указывается наименование вида выполняемых работ В графе 3 участник предоставляет описание выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик по всем видам выполняемых работ, к описанию которых Заказчиком установлены требования.
Непредставление предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки с описанием выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик по всем видам выполняемых работ, к описанию которых Заказчиком установлены требования, трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки". В случае, если участником конкурса в графе 3 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что все работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, сметной документации и/или в соответствии с нормативными документами, и участником конкурса не предлагается описание выполняемых видов работ в отношении оцениваемых характеристик, или участником конкурса в графе 3 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что описание выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик, будет соответствовать требованиям, указанным в техническом задании, сметной документации и/или нормативным документам без раскрывающего вышеуказанные требования описания, то, в соответствии со шкалой оценки, участнику конкурса присваивается 0 баллов по детализирующему показателю "Качество работ". Описание вида выполняемых работ с описанием выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик признается представленным частично в случае, когда описание выполняемых видов работ в отношении оцениваемых характеристик представлено не в полном объеме*(1). Описание вида выполняемых работ с описанием работ в отношении оцениваемых характеристик признается представленным в полном объеме в случае, когда описание выполняемых видов работ в отношении оцениваемых характеристик представлено в полном объеме*(2). Описание выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик по всем видам выполняемых работ, предлагаемое участником конкурса в составе заявки, не должно противоречить конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации. В случае наличия противоречий с положениями конкурсной документации (со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации), в том числе в случае наличия ссылок на недействующие нормативно-технические и(или) нормативно-правовые документы по какому (каким)-либо виду (видам) работ участнику присваивается 0 баллов по детализирующему показателю "Качество работ". При формировании Предложения о качественных характеристиках объекта закупки с описанием выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик по всем видам выполняемых работ участник закупки должен не повторить требования конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а раскрыть данные требования и технологические решения с учетом имеющихся у участника закупки конкурентных качеств. |
Из указанного порядка рассмотрения и оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме следует, что потенциальному участнику по детализирующему показателю "Качество работ" критерия "Характеристики объекта закупки" необходимо предоставить предложение с описанием характеристик выаполения работ (описание используемого оборудования, задействованные трудовые ресурсы, организация и технология процесса, описания мероприятий по обеспечению безопасности производства работ) по каждому виду выполнения работ, установленному Заказчиком.
Из указанной в порядке рассмотрения и оценки заявок участников шкалы оценки следует, что Заказчиком установлено 4 характеристики и 4 вида работ.
Таким образом, если участник предоставит, например, 16 характеристик для 4 видов работ, то получит 100 баллов. При этом если участник предоставит, например, описание 15 характеристик, то такой участник получит 50 баллов. Также, как и участник, который предоставит 13 характеристик (по 3 видам работ полностью, и по 4-ому виду работ только одну), а участник, который предоставит 14 характеристик (по 1 виду работ полностью и по 3-ему и 4-ому виду работ не укажет по одной характеристики), то такой участник получит 40 баллов, хотя указал данных больше в первой части заявке на участие в конкурсе.
Кроме того, Комиссия обращает внимание, что представленная в порядке рассмотрения и оценки заявок шкала оценки предусматривает получение баллов:
- 0 баллов (Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одному виду работ);
-10 баллов (Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам работ, при этом такое описание всех видов работ представлено частично (не в полном объеме) - для каждого вида работ представлены сведения по не менее одной оцениваемой характеристике);
- 20 баллов (Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам работ, при этом такое описание всех видов работ представлено частично (не в полном объеме) - для каждого вида работ представлены сведения по не менее двум оцениваемым характеристикам);
- 30 баллов (Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам работ, при этом такое описание всех видов работ представлено частично (не в полном объеме) - для каждого вида работ представлены сведения по не менее трем оцениваемым характеристикам);
- 40 баллов (Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам работ, при этом описание одного или двух видов работ представлено в полном объеме);
- 50 (Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам работ, при этом описание по трем видам работ представлено в полном объеме);
- 100 (Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам работ, при этом описание по всем четырем видам работ представлено в полном объеме).
Комиссия отмечает, что вышеуказанный порядок начисления баллов не отвечает принципу добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Исходя из положений порядка рассмотрения и оценки заявок, установленного заказчиком, Комиссия приходит к выводу, что такой прядок оценки и шкала оценки являются непропорциональными и не направлены на выявление наилучшего предложения среди участников закупки. В указанных действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения усматриваются признаки пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
По второму доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок участников по показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" критерия "Квалификация участников закупки", по которому потенциальному участнику необходимо предоставить реестр контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ по ремонту/строительству автомобильных дорог, в том числе улично-дорожная сеть, дворовые территории, и прочие автомобильные и пешеходные дороги, тротуары, благоустройство территории с ценой не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта.
По мнению Заявителя, Заказчиком в рамках критерия "Квалификация участника закупки неправомерно установлено требование о необходимости предоставления договоров стоимостью не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта. На заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МИРНЫЙ-55" обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы;
3. Не выдавать Заказчику предписание, так как не представлено доказательств, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Описание выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик по виду выполняемых работ признается представленным не в полном объеме, если такое описание не содержит описания хотя бы одной из оцениваемых характеристик, или описание выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик не соответствует положениям конкурсной документации.
*(2) Описание выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик по виду выполняемых работ признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание выполняемых работ в отношении всех оцениваемых характеристик, и такое описание оказываемых услуг в отношении оцениваемых характеристик соответствует положениям конкурсной документации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 4 апреля 2022 г. N 047/06/42-749/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2022